Избранный против матрицы. В чем смысл концовки трилогии "Матрица"? Чем закончилась третья матрица куда делся нео

Днём Томас Андерсон - обычный программист, работающий в компьютерной фирме «Metacortex», а ночью - хакер по кличке Нео. Единственный вопрос, который мучает его последнее время, - «Что такое Матрица?» Однажды с ним связывается Морфеус , человек, который, по убеждению Нео, знает ответ на его вопрос. Именно в этот момент Нео попадает под наблюдение Матрицы, и за ним начинают охотиться Агенты - программы, разыскивающие Морфеуса. Агенты арестовывают Нео. Агент Смит пытается уговорить Нео рассказать об «опасном террористе» Морфеусе. Однако Нео отказывается. Тогда Агенты ставят на Томасе жучок и отпускают.

Когда Морфеус вновь связывается с Нео, то назначает ему встречу. Нео не встречает Морфеуса, а вместо этого знакомится с частью его команды. После неприятной процедуры извлечения жучка Нео наконец встречается с Морфеусом. Морфеус говорит, что не может сказать Нео, что такое Матрица, но может показать, и предлагает выбор : либо Нео глотает синюю таблетку и всё забывает как сон, либо глотает красную таблетку и получает возможность «узнать, насколько глубока кроличья нора». Нео делает выбор и приходит в себя, опутанный кабелями в капсуле, где он провёл всю жизнь. Его отсоединяют от Матрицы, Морфеус забирает его на свой корабль «Навуходоносор » и рассказывает о Матрице и о реальном мире. Морфеус говорит, что он верит в то, что Нео - Избранный, и рассказывает о пророчестве.

Во время их возвращения команду Морфеуса предает Сайфер , и в ходе сражения с агентами Морфеус попадает к ним в плен. В это же время Сайфер возвращается на корабль, коварно истребляет практически всю команду, кроме Нео и Тринити , но погибает от рук очнувшегося Тенка. Тенк предлагает убить Морфеуса, чтобы тот не раскрыл агентам секретный код Зиона. Но Нео, вспомнив предсказание, решает спасти Морфеуса. Вместе с Тринити он проникает в здание, где держат Морфеуса, и с боем пробивается на крышу, где встречает агента Джонса. Нео необычным способом уворачивается от выстрелов Джонса и тем самым отвлекает его. Тринити удаётся подобраться к Джонсу и выстрелить ему в голову. На вертолёте Нео и Тринити подлетают к этажу, на котором держат Морфеуса. Из минигана Нео расстреливает агентов, дав возможность Морфеусу освободиться от цепей и запрыгнуть на вертолёт. Так Нео и Тринити удаётся спасти Морфеуса, который тут же спрашивает Тринити: «Теперь ты веришь?» Они добираются до телефона в метро. Морфеус и Тринити выходят из Матрицы, но Нео не успевает это сделать, так как агент Смит уничтожает телефон.

Нео вступает с ним в смертельный поединок, несмотря на то, что Смит превосходит его в мастерстве. В конце Нео сбрасывает Смита под поезд и убегает. Но агенты следуют за ним. После непродолжительной погони Нео добирается до комнаты с телефоном, на пороге которой его встречает Смит и расстреливает героя в упор. Нео умирает. После этого показывается сцена в реальном мире, где Тринити говорит, что Пифия предсказала, что она полюбит Избранного, и, следовательно, Нео не может умереть. Далее происходит программная ошибка, и Нео оживает. Потрясённые Агенты открывают шквальный огонь, но больше не могут даже ранить Нео, так как он останавливает пули. Нео получает возможность видеть код Матрицы, после чего проникает в Смита и уничтожает его.

Нео оставляет для машин сообщение по телефону:

Я знаю, вы меня слышите. Я чувствую вас. Я знаю, вы боитесь… боитесь нас, боитесь перемен. Я не знаю будущего. Я не стану предсказывать, чем всё кончится. Я скажу лишь, с чего начнётся. Сейчас я повешу трубку и потом покажу людям то, что вы хотели скрыть. Я покажу им мир без вас. Мир без диктата и запретов. Мир без границ. Мир, где возможно всё. Что будет дальше, решать нам.

Он кладёт трубку и взмывает в небеса.

Нео наконец в полной мере понимает, как манипулировать Матрицей - он может летать, имеет невероятную силу и скорость, обладает телекинетическими и лечебными способностями; практически неуязвим. Он и Тринити становятся любовниками.

Нео, не понимая своей цели, ищет встречи с Пифией. Машины отправляют 250 тысяч Охотников, чтобы пробурить землю, дойти до Зиона и разрушить его. Все корабли возвращаются в Зион для его обороны. Нео до сих пор сложно воспринимать себя Избранным, люди Зиона преподносят ему дары, считая его Богом, и просят, чтобы он защитил находящихся в Матрице их сыновей и дочерей. Вскоре приходит послание от Пифии, в котором она назначает встречу. Вопреки приказам Морфеус с командой покидает Зион.

Нео встречает Пифию и пытается узнать у неё свою цель. Она даёт ему задание найти Мастера ключей, который может найти любую лазейку в системе Матрицы. Мастер ключей приведёт Нео к его цели - Источнику, сердцу Матрицы. Но Мастер ключей находится в заключении у старой программы - Меровингена. Сераф советует Оракулу немедленно уйти, появляется бывший Агент Смит. Нео понимает, что код Смита странным образом перестроился, и он теперь не Агент, а некое подобие вируса, который может создавать свои клоны из обычных людей и программ. Нео вступает в схватку с двумя сотнями клонов Смита, но не может победить их всех и улетает.

Морфеус, Тринити и Нео приходят к Меровингену , который отказывается отдавать им Мастера ключей . Но его жена, Персефона, готова сделать это ради поцелуя Нео (она хочет отомстить изменившему ей мужу). Нео исполняет её просьбу и встречается с Мастером ключей, который давно ждал Избранного. Появляется разъярённый Меровинген. Морфеус и Тринити убегают вместе с Мастером ключей, а Нео остаётся, чтобы сразиться с программами Меровингена. После победы Нео оказывается в особняке в горах за 500 миль от города. Он взлетает и летит по зову Морфеуса, просящего помощи. Нео спасает его и Мастера ключей от взрыва столкнувшихся грузовиков на автостраде.

Наконец, благодаря спланированной операции, Нео, Морфеус и Мастер ключей проникают в здание, где располагается Источник. Там они снова встречают Смита и его клонов. Мастер ключей перед гибелью успевает указать нужную дверь и отдать ключ от неё. Морфеус возвращается на корабль, а Нео входит в Источник.

Там он встречает Архитектора - создателя Матрицы. Нео узнаёт правду о фикции «пророчества». Он узнает, что он уже шестой «Избранный». Зион уничтожался машинами уже пять раз. Архитектор предлагает Нео выбор: либо тот избирает несколько людей и перезапускает Матрицу, либо спасает Тринити, которую убивает Агент. В последнем случае системный кризис с гибелью всех людей, подключённых к Матрице, и разрушение Зиона будут означать тотальное вымирание человеческого вида. Нео понимает, что «Избранный» - это тоже некое средство контроля. Он решает спасти Тринити.

На невероятной скорости он проносится по городу и успевает поймать Тринити, когда она падает из окна небоскрёба. Агент успел её смертельно ранить, но Нео, используя свою силу, возвращает её к жизни.

Нео и Тринити выходят из Матрицы. Нео рассказывает всё Морфеусу, который не может в это поверить. Неожиданно на «Навуходоносор» нападают роботы-часовые, один из них пускает самонаводящуюся бомбу, но Морфеус с командой успевают покинуть борт. Нео останавливается и произносит: «Что-то изменилось, я чувствую их». Когда часовые приближаются, Нео воздействует на них силой, которой он обладал лишь в Матрице. После этого он без чувств падает на землю. Его и остальных спасает другой корабль - «Хаммер», который также нашёл ещё одного выжившего: Бэйна, члена команды с другого корабля. Они рассказывают о провале атаки, кто-то выстрелил из электромагнитной пушки, обездвижив все корабли, прибывшие машины устроили резню. Но никто не знает, что мозгом Бэйна управляет проникший в реальный мир один из клонов Смита, целью которого является убийство Нео.

«Матрица: Революция»

Нео приходит в себя в странном месте, похожем на станцию метро. Он встречает семью программ, которые рассказывают ему, что это место служит переходом между реальным миром и Матрицей и что эта станция является собственностью Проводника, который служит Меровингену. Нео пытается пройти на поезд в Матрицу, но Проводник отшвыривает его прочь. Нео оказывается запертым между двумя мирами. После безуспешной попытки поймать Проводника в метро, Морфеус, Тринити и Сераф являются к Меровингену, в обмен на Нео он предлагает им принести глаза Оракула. Тринити предлагает ему другую сделку - или он возвращает Нео, или они все погибают. Меровинген соглашается на первое.

Нео понимает, что Оракул была права: Избранный должен прийти к Источнику, чтобы остановить войну. Но Архитектор изменял Пророчество, уговаривая предшественников Нео пойти по пути перезагрузки Матрицы и уничтожения Зиона. Нео в последний раз приходит к Пифии и узнаёт, что он должен думать не о машинах, а о Смите, который, размножившись, может привести к уничтожению Матрицы, смерти всех людей и разрушению Города Машин. Пифия также говорит о неверности подхода Архитектора: «Ты и я не можем понять последствия наших собственных выборов, но он не может понять само существование любого выбора». Оракул говорит, что Нео теперь обладает достаточной силой, чтобы остановить войну: «Всё что имеет начало, имеет и конец, Нео». Нео должен пробраться в сверхзащищённый Город Машин и предложить свою помощь в борьбе с вышедшим из-под контроля Смитом.

Нео и Тринити берут корабль «Логос», которым до того управляла бывшая возлюбленная Морфеуса Ниобэ, и отправляются в Город Машин. Неожиданно на них нападает Бэйн-Смит. В ходе жестокой схватки он ослепляет Нео (который с этого времени начинает видеть Смита в виде матричного кода) и погибает от его руки. Нео, используя свою силу, пробивается к Городу Машин, но корабль получает повреждения и падает рядом с Источником. Тринити умирает.

Нео встречается с Главным Компьютером, и предлагает остановить Смита в обмен на мир между людьми и Машинами. Предложение принимается. Главный Компьютер подключает Нео к Матрице и тот видит, что Смит полностью заполонил её своими клонами. Нео вступает в схватку со Смитом. Сражение кажется бесконечным, так как противники равны по силам. Разрушительная битва проходит на земле и в воздухе. Наконец Смит с невероятной силой бросает Нео на землю, от чего возникает огромный кратер. Но Нео непобедим, они продолжают бессмысленный бой. Нео понимает, что не сможет победить с помощью силы, и позволяет Смиту превратить себя в его очередного клона.

Смит торжествует, ещё не осознавая, что совершил роковую ошибку. В соответствии с главным тэглайном третьего эпизода - «Все, что имеет начало - имеет и конец», Матрица стремится к поддержанию баланса в уравнении путём создания новых или исключения старых переменных. Проявив, в своё время, сверхъестественные способности в матрице, Нео стал для неё аномалией. Система уравновесила себя путём создания нового Смита, который получил возможность копировать свой код. Уничтожив Нео, Смит подписал себе смертный приговор, поскольку этим он уничтожил и причину своего возрождения. Через тело Нео Главному Компьютеру удаётся удалить Смита из Матрицы. Его оболочка начинает трескаться и взрываться, со всеми воплощениями Смита по всей Матрице происходит то же самое. Смит и его клоны исчезают во вспышке яркого света.

Тело Нео увозят на помосте, атака на Зион прекращается. Теперь любой человек в Матрице может по своему желанию отсоединиться от неё. К людям приходит мир.

В конце фильма Матрица перезагружается. Сати, молодая программа, встречается с Пифией и создает красочный восход в честь Нео. Сати спрашивает у Оракула, увидит ли она снова Нео, на что та отвечает: «Я думаю, что да. Однажды».

Верьте или нет, но с момента выхода на экраны первого фильма сестер (в то время братьев) Вачовски прошло 19 лет. Картина перевернула мир не только большинства подростков и взрослых (в том числе и наш), но и вызвала резонанс по всему миру, взбудоражив умы лучших философов, которые бросились писать научные статьи о ее аллегорическом смысле.

Спустя 19 лет и после выхода еще двух фильмов «Матрица» остается любимейшим творением кинематографа у людей того поколения.

Керри-Энн Мосс - Тринити

До съемок в «Матрице» Мосс была не особо известной актрисой, зато после выхода картины стала звездой. Она появилась в фильмах «Помни», «Шоколад», «Паранойя», «Немыслимое», «Помпеи». В данный момент снимается в сериале «Джессика Джонс».

Киану Ривз - Нео / Томас Андерсон

После «Матрицы» Ривз заслужил одобрение критиков, снявшись во франшизе про Джона Уика, фильмах «Константин», «Помутнение», «Дом у озера», «Короли улиц» и «День, когда Земля остановилась». Также в 2013 году состоялся его режиссерский дебют - «Мастер тай-цзи». А в 2011 году Ривз совместно с художницей Александрой Грант выпустил книгу «Ода к счастью».

Лоуренс Фишборн - Морфеус

До исполнения роли Морфеуса Фишборн был уже состоявшимся актером, а после «Матрицы» его карьера пошла в гору. Он снялся в культовом сериале «C.S.I.: Место преступления», фильмах «Хищники», «Заражение» и воссоединился с Киану Ривзом во втором фильме про Джона Уика.

Хьюго Уивинг - агент Смит

После роли злодея агента Смита Уивинг стал появляться в голливудских блокбастерах. Его следующей большой ролью стал Элронд в трилогии «Властелин колец», а потом и в «Хоббите». Снова работал с Вачовски в фильмах «V - значит вендетта» и «Облачный атлас». Кроме того, он озвучил Мегатрона в фильмах «Трансформеры», Пингвина Ноя в «Делай ноги» и Гримбла в «Легендах ночных стражей».

Джо Пантолиано - Сайфер

Снялся в фильмах «Помни», «Плохие парни 2», «Восьмое чувство». Основал некоммерческую благотворительную организацию и написал две книги, посвященные борьбе с депрессией.

Маркус Чонг - Тэнк

После успеха первого фильма трилогии Чонг должен был дальше исполнять роль Тэнка, однако переговоры о дальнейшем сотрудничестве провалились - предположительно, стороны не договорились о гонораре. Актер подал в суд на студию, однако в 2000 году был арестован. С тех пор у него была пара ролей в сериалах «Закон и порядок», «4исла» и «Черная метка».

Пол Годдард - агент Браун

Самой заметной работой после «Матрицы» стал сериал «На краю Вселенной».

Роберт Тейлор - агент Джонс

После 1999 года снялся в «Вертикальном пределе» и сериале «Лонгмайр».

Джулиэн Араханга - Апок

После съемок в «Матрице» Араханга решил сфокусироваться на карьере режиссера. Основал собственную продюсерскую компанию Awa Films.

Белинда Макклори - Свитч

Продолжила актерскую карьеру, снявшись в фильме «Все святые», сериалах «Кейт и Ким» и «Доктор Блейк». Также стала играть на театральной сцене.

Энтони Рэй Паркер - Дозер

После роли Дозера снялся в фильмах «Морской пехотинец», «Решимость» и сериале «Спартак: Война проклятых».

Мэтт Доран - Маус

Дорана вы наверняка помните еще по роли Элана Слизибаггано в ленте «Звездные войны: Эпизод II - Атака клонов». Также актер снялся в фильмах «Битва проклятых» и «Великий рейд».

Роуэн Уитт - мальчик с ложкой

После съемок в «Матрице» Уитт появился в сериалах «Домой и в путь» и «Побег Артфула Доджера». Сыграл главные роли в музыкальных постановках в Австралии «Чем дальше в лес» и «Книга мормонов».

Глория Фостер - Пифия

Актриса скончалась от диабета в 2001 году во время съемок второй «Матрицы». Ее актерский дебют состоялся на театральной сцене, а в 1964 году она впервые появилась на большом экране. Мировую известность ей принесла роль прорицательницы Пифии.

Невероятные факты

Фильм "Матрица", вышедший в 1999 году, изменил восприятие мира многих людей и заставил многих усомниться в своем существовании.

Прошло больше 15 лет с момента выхода фильма, и мы еще узнаем многое из того, чего никогда не слышали о нем.

Читайте также: 20 фильмов, над которыми придется серьезно поломать голову

Вот несколько удивительных фактов, которые вы, вероятно, не знали об этом фильме.

Фильм "Матрица" 1999 года

1. Когда братья Вачовски представили идею Матрицы и бюджет, составляющий больше $80 миллионов, компании Warner Bros., им отказали.


Вместо этого, им выделили только $10 миллионов. Вачовски приняли предложение и использовали эти деньги, чтобы снять первые 10 минут фильма. Позже, когда они показали сцену руководству, все были настолько впечатлены, что и им удалось получить оставшиеся деньги.

2. Сначала Вачовски предложили Джонни Деппа на роль главного героя Нео. Также на эту роль рассматривали Уилла Смита, Николаса Кейджа, Вэла Килмера и Брэда Питта, но все они отказались.


В конце концов, студия выбрала Кеану Ривза, так как он хорошо уловил идею фильма, что сыграло решающую роль во время кастинга.

3. В фильме Нео работает на компанию Metacortex. Название состоит из двух слов:" meta", что означает идти за пределы и выше, и "cortex" – "внешний слой (граница) серого вещества, окружающий мозг. Вместе это означает "переходить границы разума", что и делает Нео в фильме.


4. Согласно греческой мифологии, Морфеус был богом сновидений. Однако в фильме Морфеус делает как раз все наоборот – он пытается разбудить людей из Матрицы – виртуальной реальности, созданной машинами, чтобы использовать людей в качестве источника энергии.


5. Больше половины диалогов Нео в фильме состоит из вопросов.


Первые 45 минут фильма у Нео 88 строк, из них 44 составляют вопросы. Это также соответствует теме фильма – задавать вопросы о том, что происходит вокруг, чтобы в действительности увидеть мир, в котором живут герои.

Это также напоминает тему другого фильма по книге "Алиса в стране чудес", где Алиса любопытствует и постоянно задает вопросы. Нео – это своего рода "Алиса" в Матрице, и потому больше половины его диалогов состоит из вопросов включая: "Что такое Матрица?".

6. Когда Нео просыпается в коконе, у него довольно истощенный вид. Кеану Ривз смог добиться этого, сбросив 7 кг и полностью сбрив волосы с тела.


7. Солнечные очки являются неотъемлемой частью костюмов фильма.


Все главные герои фильма носят солнечные очки, которые были сделаны на заказ для каждого из них. Форма линз отличается у агентов и у группы отступников. Агенты носят очки прямоугольной формы, в то время как у отступников - округлые линзы, что говорит о том, что они настоящие, а агенты заодно с машинами. Когда герои снимают очки - это символизирует снятие маски и уязвимость, как в сцене пытки Морфея, где он без очков.

8. Братья Вачовски выбрали пистолет IMI Desert Eagle Mark XIX в качестве оружия для агентов. Однако оружейник Джон Боуринг считал его бестолковым оружием .



9. За несколько месяцев до начала съемок Кеану Ривз перенес операцию на шее, что постепенно парализовало его ноги. В о время съемок фильма он все еще восстанавливался, и потому Нео не так много дрался в фильме.



Фильм "Матрица": факты о героях фильма

10. Во время сцены "Женщин в красном", когда Морфеус провожает Нео по компьютерной симуляции Матрицы, было задействован о множество близнецов, чтобы создать иллюзию повторяющейся программы.



Например, высокого мужчину с приглаженными черными волосами и солнечными очками в начальной сцене можно увидеть несколько секунд спустя в качестве полицейского, выписывающего парковочный талон.

Читайте также: 33 самых ожидаемых фильмов 2017 года

11. В фильме используют 5 главных цветов: синий, зеленый, красный, желтый и белый. У каждого цвета есть уникальное значение.



В фильме все, что происходит внутри Матрицы , имеет зелены й оттенок, что представляет разум и бесконечные возможности.



Реальный мир – синий с красным в определенных точках. Синий представляет собой тело, где основной заботой является выживание.



Город машин – желтого цвета и символизирует область духа или небеса.

Красный символизирует опасность, зло и жестокую правду реальности.

Белый цвет появляется в определенные моменты фильма, например, когда герои входят в "Симулятор" или загрузочную программу и олицетворяет рост. Черный цвет также доминирует, как цвет одежды и солнечных очков, он изображает нечто непроницаемое или непоколебимое.

12. В фильме все сцены с экранами компьютеров (за исключением компьютера Нео) показывают код Матрицы с цифрами, перевернутыми буквами и слогами японского алфавита – катаканами.


13. Чтобы создать подлинный зеленый вид внутри Матрицы, все костюмы, которые носили актеры, окунали в зеленую краску.


Синий цвет внутри Матрицы полностью исключили. Зеленый оттенок был на всем, и это делалось для того, чтобы казалось, будто вы смотрите через экран компьютера. Дизайнер костюмов Ким Баррет (Kym Barret ) окунул все костюмы, которые носили внутри Матрицы, в зеленую краску.

14. Когда снимали сцену с вертолетом, вертолеты по ошибке пролетали по запрещенному для полетов воздушному пространству Сиднея. Это чуть не привело к закрытию фильма. П озже законы в Новом Южном Уэльсе в Австралии изменили так, чтобы можно было возобновить съемки фильма.



15. Перед тем, как Морфеус начинает тренировать Нео в программе рукопашного боя, Нео быстро потирает нос большим пальцем. Это движение похоже на манеру Брюса Ли перед нападением на противника и являлось импровизацией Кеану Ривза для этой сцены.




Фотокопии паспорта Нео можно мельком увидеть среди бумаг агента Смита во время сцены переговоров. Согласно бумагам, паспорт был выдан 12 сентября 1991 года, и его срок истекает 11 сентября 2001 года.

17. В исходном сценарии роль Свитча должен был играть актер андрогинного типа. В реальной жизни Свитч должен был быть мужчиной, а в Матрице – женщиной.


Считается, что герой Свитч отражает борьбу братьев Вачовски с гендерной идентичностью, о которой в то время никто ничего не знал. Бывшие братья Ларри и Энди Вачовски теперь являются сестрами Ланой и Лили.

Кадры из фильма "Матрица"

18. Во время съемок сцены, в которой Морфиус разговаривает с Нео по телефону, подсказывая как выйти из офиса, Кеану Ривз на самом деле вылез из окна, которое находилось на 34 этаже, не пользуясь услугами дублера.


19. Во время сцены перестрелки в холле, камера возвращается, чтобы показать последствия. В этот момент кусок столба упал, и это выглядело настолько естественно, что его решили добавить в фильм.

20. Во время съемок одной из сцен актриса Кэрри-Энн Мосс вывернула лодыжку. Она никому не сказала об этом до конца съемок, чтобы ее не заменили.


21. Греческая фраза "Познай самого себя", написанная на входе кухни Оракула, является дельфийским изречением написанным в храме Аполлона в Дельфах.


22. Лоуренс Вачовски однажды рассказал, что композитор Дон Дэвис создал замедленный волновой эффект в фильме, поместив пули на струны и вращая их в студии.

Также звук кода Матрицы был создан при оцифровке дождевых капель на окнах. Звуки ударов во время сцен борьбы были созданы с помощью тонких металлических прутьев, звуки которых записывали, а затем редактировали.

23. В начале фильма можно заметить дату 19 февраля 98 года, а в конце фильма видна дата 18 сентября 99 года.


Это говорит о том, что события в фильме произошли в течение 19 месяцев.


24. Ученые утверждают, что люди скоро смогут приобретать новые навыки, загружая их в мозг так же, как это продемонстрировано в фильме Матрица.


В фильме Нео обучается джи-джитсу, боксу и навыкам некоторых восточных единоборств, после того, как их загружают ему в мозг.

Ученые из Японии и Бостона разработали метод, который можно использовать, чтобы передать образцы активности мозга через визуальную кору человека. Они надеются, что однажды мы сможем приобретать новые навыки, загружая их в наш мозг, вместо нескольких лет практики, которые обычно требуются для освоения.

Матрица: неизвестный финал.

Многие считают, что братья (тогда еще) Вачовски, собственно, сотворили один-единственный фильм, на славе которого и строили всю свою последующую карьеру. Первая «Матрица» гениальна. Вторая и третья части трилогии далеко ушли в сторону чистой коммерции, и этим слегка подпортили послевкусие, но то, что оригинальная картина оказалась выше всех и всяческих похвал - это уж точно.

К сожалению, переполнив сногсшибательными спецэффектами продолжения, забив их под завязку персонажами и второстепенными событиями, авторы «Матрицы» утратили обжигающую простоту оригинала, чему своеобразный хэппи-энд с восходом солнца только поспособствовал.

Но что вы скажете, если узнаете, каков был оригинальный замысел Вачовски? Будь он воплощен на экране должным образом - эффект от «Матрицы» был бы усилен втрое, ведь по жестокости финального поворота событий фильм превзошел бы даже «Бойцовский клуб»!

Сценарий «Матрицы» создавался Вачовски на протяжении более чем пяти лет. Годы непрерывного труда породили целый иллюзорный мир, густо пронизанный сразу несколькими сюжетными линиями, время от времени причудливо переплетавшимися между собой. Адаптируя свой колоссальный труд для экранизации, Вачовски изменили так много, что, по их же собственному признанию, воплощение их замыслов оказалось лишь «фантазией по мотивам» той истории, что была придумана в самом начале. Хотя, конечно, основная идея всегда оставалась неизменной.

Самое интересное заключается в следующем: на определенном этапе из сценария в конечном итоге была убрана на редкость занимательная составляющая - суровый финальный твист. Дело в том, что с самого начала Вачовски задумывали свою трилогию как фильм с, пожалуй, самым печальным и безысходным концом, какой только можно себе представить. Судя по обширному фрагменту сценария, который был отвергнут весь целиком на этапе согласования производства картины с продюсером Джоэлом Сильвером, мы лишились на редкость ошеломляющего финала, который уж точно смотрелся бы лучше того «хэппи-энда», который в конце концов попал на экраны.

Прежде всего, стоит оговориться, что сценарные наброски и разные варианты одного и того же фильма, будучи отвергнутыми, далее не дорабатывались, поэтому многое осталось не увязанным в стройную систему. Так, в «грустном» варианте трилогии события второй и третьей частей довольно сильно урезаны. При этом в третьей, заключительной части начинается развертывание настолько суровой интриги, что она практически ставит с ног на голову все события, происходившие ранее по сюжету. Точно так же финал шьямалановского «Шестого чувства» полностью перетряхивает все события фильма с самого его начала. Только в «Матрице» зритель новыми глазами должен был взглянуть практически на всю трилогию. И очень жаль, что Джоэл Сильвер настоял на реализованном варианте - этот явно лучше.

Итак, оригинальный сценарий истории:

С момента окончания событий первого фильма проходит шесть месяцев. Нео, находясь в реальном мире, обнаруживает у себя невероятную способность воздействовать на окружающее: сперва он поднимает в воздух и гнет ложку, лежащую на столе, потом определяет положение машин-Охотников за пределами Зиона, потом в бою со Спрутами уничтожает одного из них силой мысли на глазах потрясенной команды корабля.

Нео и все окружающие не могут найти объяснение данному феномену. Нео уверен, что этому есть веская причина, и что его дар как-то связан с войной против машин, и способен оказать решающее воздействие на судьбу людей (интересно отметить, что в снятом фильме эта способность тоже есть, но она вовсе не объясняется, и на ней даже не особенно заостряют внимание - может, и все тут. Хотя, по здравом размышлении, умение Нео в реальном мире вытворять чудеса не имеет абсолютно никакого смысла в свете всей концепции «Матрицы», и выглядит просто странно).

Итак, Нео отправляется к Пифии, чтобы получить ответ на свой вопрос, и узнать, что ему делать дальше. Пифия отвечает Нео, что не знает, почему он обладает сверхспособностями в реальном мире, и как они связаны с Предназначением Нео. Она говорит, что тайну Предназначения нашего героя может открыть только Архитектор - верховная программа, создавшая Матрицу. Нео ищет способ встретиться с Архитектором, проходя через неимоверные трудности (здесь участвуют уже известные нам Мастер ключей в плену у Меровингена, погоня на шоссе и прочее) .

И вот Нео встречается с Архитектором. Тот открывает ему, что город людей Зион уничтожался уже пять раз, и что уникальный Нео был намеренно создан машинами для того, чтобы олицетворять для людей надежду на освобождение, и таким образом сохранять спокойствие в Матрице и служить ее стабильности. Но когда Нео спрашивает у Архитектора, какую роль во всем этом играют его сверхспособности, проявляющиеся в реальном мире, Архитектор говорит, что ответ на этот вопрос никогда не может быть дан, ибо он приведет к знанию, которое уничтожит все, за что сражались друзья Нео и он сам.

После разговора с Архитектором Нео понимает, что здесь скрыта какая-то тайна, разгадка которой может принести долгожданный конец войны между людьми и машинами. Его способности становятся все сильнее. (В сценарии есть несколько сцен с впечатляющими боями Нео с машинами в реальном мире, в котором он развился до ультимативного супермена, и может почти то же, что и в Матрице: летать, останавливать пули и прочее)

В Зионе становится известно, что машины начали движение к городу людей с целью убить всех вышедших из Матрицы, и все население города видит надежду на спасение в одном только Нео, который вытворяет прямо-таки грандиозные вещи - в частности, получает умение устраивать мощные взрывы там, где он хочет.

Тем временем вышедший из-под контроля главного компьютера агент Смит, ставший свободным и получивший умение бесконечно копировать себя, начинает угрожать уже самой Матрице. Вселившись в Бэйна, Смит проникает также и в реальный мир.

Нео ищет новой встречи с Архитектором, чтобы предложить ему сделку: он уничтожает агента Смита, разрушив его код, а Архитектор открывает Нео тайну его сверхспособностей в реальном мире и останавливает движение машин на Зион. Но комната в небоскребе, где Нео встречался с Архитектором, пуста: создатель Матрицы поменял свой адрес, и теперь никто не знает, как его найти. Ближе к середине фильма происходит тотальный коллапс: агентов Смитов в Матрице становится больше, чем людей, и процесс их самокопирования нарастает как лавина, в реальном мире машины проникают в Зион, и в колоссальной битве уничтожают всех, кроме горстки уцелевших во главе с Нео, который, несмотря на свои сверхспособности, не может остановить тысячи машин, рвущихся в город.

Морфеус и Тринити гибнут рядом с Нео, героически защищая Зион. Нео в страшном отчаянии увеличивает свою силу до совсем уж неимоверных масштабов, прорывается к единственному уцелевшему кораблю («Навуходоносор» Морфеуса), и покидает Зион, выбираясь на поверхность. Он направляется к главному компьютеру, чтобы уничтожить его, мстя за гибель жителей Зиона, и особенно - за смерть Морфеуса и Тринити.

На борту «Навуходоносора» прячется Бэйн-Смит, пытающийся помешать Нео уничтожить Матрицу, поскольку он понимает, что при этом погибнет и сам. В эпической драке с Нео Бэйн также проявляет суперспособности, выжигает Нео глаза, но в конце концов погибает. Далее следует совершенно сногсшибательная сцена, в которой ослепший, но все равно все видящий Нео сквозь мириады врагов прорывается к Центру и устраивает там грандиозный взрыв. Он буквально испепеляет не только Центральный Компьютер, но и самого себя. Миллионы капсул с людьми отключаются, свечение в них пропадает, машины замирают навсегда и взору зрителя предстает погибшая, пустынная планета.

Яркий свет. Нео, совершенно неповрежденный, без ран и с целыми глазами, приходит в себя сидящим в красном кресле Морфеуса из первой части «Матрицы» в абсолютно белом пространстве. Он видит перед собой Архитектора. Архитектор говорит Нео, что потрясен тем, на что способен человек во имя любви. Он говорит, что не учел ту силу, которая вселяется в человека, когда он готов пожертвовать своей жизнью ради других людей. Он говорит, что машины на это не способны, и поэтому они могут проиграть, даже если это кажется немыслимым. Он говорит, что Нео - единственный из всех Избранных, который «смог зайти так далеко».

Нео спрашивает, где он. В Матрице, отвечает Архитектор. Совершенство Матрицы заключается, в числе прочего, еще и в том, что она не допускает, чтобы непредвиденные события нанесли ей хоть малейший ущерб. Архитектор сообщает Нео, что они сейчас находятся в «нулевой точке» после перезагрузки Матрицы, в самом начале ее Седьмой Версии.

Нео ничего не понимает. Он говорит, что только что уничтожил Центральный Компьютер, что Матрицы больше нет, как и всего человечества. Архитектор смеется, и сообщает Нео нечто, шокирующее до глубины души не только его, но и весь зрительный зал.

Зион - это часть Матрицы. Для того, чтобы создать для людей видимость свободы, для того, чтобы дать им Выбор, без которого человек не может существовать, Архитектор придумал реальность внутри реальности. И Зион, и вся война с машинами, и агент Смит, и вообще все, что происходило с самого начала трилогии, было спланировано заранее и является не более чем сном. Война была только отвлекающим маневром, а на самом деле все, кто погиб в Зионе, боролся с машинами, и сражался внутри Матрицы, продолжают лежать в своих капсулах в розовом сиропе, они живы и ждут новой перезагрузки системы, чтобы снова начать в ней «жить», «бороться» и «освобождаться». И в этой стройной системе Нео - после его «перерождения» - будет отведена все та же самая роль, что и во всех предыдущих версиях Матрицы: вдохновлять людей на борьбу, которой нет.

Ни один человек никогда не покидал Матрицу с момента ее создания. Ни один человек никогда не умирал иначе, как согласно плану машин. Все люди - рабы, и это никогда не изменится.

Камера показывает героев фильма, лежащих в своих капсулах в разных уголках «питомников»: вот Морфеус, вот Тринити, вот капитан Мифунэ, погибший в Зионе смертью храбрых, и многие, многие другие. Все они безволосы, дистрофичны и опутаны шлангами. Последним показывают Нео, выглядящего в точности так же, как в первом фильме в момент его «освобождения» Морфеусом. Лицо Нео безмятежно.

Вот как объясняется ваша суперсила в «реальности», говорит Архитектор. Этим же объясняется и существование Зиона, который люди «никогда не смогли бы построить таким, каким вы его видели» из-за нехватки ресурсов. И неужели, смеется Архитектор, мы позволяли бы освобожденным из Матрицы людям скрываться в Зионе, если у нас всегда была возможность либо убить их, либо подключить к Матрице снова? И неужели нам нужно было ждать десятилетия, чтобы уничтожить Зион, даже если бы он существовал? Все-таки вы нас недооцениваете, мистер Андерсон, говорит Архитектор.

Нео, с помертвевшим лицом глядящий прямо перед собой, пытается осознать происшедшее, и бросает последний взгляд на Архитектора, который говорит ему на прощание: - "В Седьмой Версии Матрицы миром будет править Любовь".

Звучит будильник. Нео просыпается, и выключает его. Последний кадр фильма: Нео в деловом костюме выходит из дома, и быстрым шагом направляется на работу, растворяясь в толпе. Под тяжелую музыку начинаются финальные титры.

Мало того, что этот сценарий выглядит более стройным и понятным, мало того, что в нем действительно блестяще объясняются сюжетные дыры, которые были оставлены без объяснений в экранизации - он еще и гораздо лучше вписывается в мрачный стиль киберпанка, чем исполненный «надежды» конец увиденной нами трилогии. Это не просто Антиутопия, но Антиутопия в своем самом жестоком проявлении: конец света давно позади, и ничего нельзя исправить.

Но продюсеры настояли на хэппи-энде, пусть и не особенно радостном, а еще их условием было обязательное включение в картину эпичного противостояния Нео и его антипода Смита как некого библейского аналога битвы Добра и Зла. В итоге довольно навороченная философская притча первой части досадно выродилась в набор виртуозных спецэффектов без особенно глубокой задней мысли.

Это никогда не будет снято. Остается только представлять, как это могло быть. И это могло быть очень, очень круто.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Матрица» - культовая лента, снятая тогда еще братьями Вачовски, стала ярчайшим кинособытием не только конца XX века, но и всей истории кинематографа в целом. Философия, глубина, символизм вкупе с уникальными спецэффектами и совершенно образцовой постановкой сделали этот фильм одним из лучших фантастических боевиков всех времен.

Но есть в нем еще что-то неуловимо-привлекательное, что заставляет пересматривать его даже спустя более десятка лет после премьеры. И каждый раз находить новые секреты.

К годовщине первого показа «Матрицы» в России сайт собрал 25 тайн о том, как создавался этот шедевр.

  1. Имя Нео (Neo) - это анаграмма слова «избранный» (one).
  1. Когда Нео получает выговор за опоздание , мойщик окон стирает мыльную пену с наружной поверхности оконного стекла в кабинете начальника своим скребком. Потеки на стекле сильно напоминают бегущие сверху вниз ряды символов, при помощи которых оператор наблюдает за Матрицей.
  1. Сами же символы на экранах компьютеров состоят из перевернутых букв, чисел и японских иероглифов письма катакана.
  1. В комнате, где Нео ждет Оракула , по телевизору показывают гигантских кроликов. Так как Нео получил в начале фильма сообщение о том, что он должен следовать за белым кроликом, это символизирует то, что он на правильном пути. Также белые кролики отсылают нас к «Алисе в Стране чудес» Льюиса Кэрролла.
  1. Актер Уилл Смит отказался от роли Нео , чтобы сняться в фильме «Дикий, дикий Запад». Об этом решении Уилл сожалеет до сих пор.
  1. Также на роль Нео рассматривали Джонни Деппа, Брэда Питта и Вэла Килмера . Но, после того как Килмер и Питт отказались, выбор встал между Деппом и Ривзом. В результате роль досталась Киану.
  1. Внимательный зритель сможет заметить дату на одном из мониторов в самом начале фильма - 18 февраля 1998 года. Ближе к концу картины на экране высвечивается уже иная дата - 18 сентября 1999 года. Таким образом, события, описанные в картине, проходят в течение 19 месяцев.
  1. Жан Рено был близок к тому, чтобы сыграть роль агента Смита . Но отказался от роли, вместо этого сыграв в фильме «Годзилла».
  1. Роль Морфеуса была предложена Шону Коннери , однако он отказался из-за того, что совершенно ничего не понял в сценарии.
  1. Имя Морфеус отсылает нас к Морфею - богу сновидений в древнегреческой мифологии. В «Матрице» корабль Морфеуса называется «Навуходоносор» - от имени царя Вавилона. По преданию, этот царь пытался разобраться в смысле своих сновидений.
  1. Надпись на борту корабля «Mark 3.11» обозначает номер стиха Священного Писания из Евангелия от Марка: «Нечистые при виде Его падали на колени и возглашали: Ты есмь наследник Божий».
  1. В словах босса Нео в начале фильма скрыт толстый намек на будущие способности Нео: «Думаете, вы особенный, мистер Андерсон? И правила писаны не для вас?»
  1. Тринити означает «троица». Поэтому номер комнаты, в которой она находится в начале фильма, - 303.
  1. А номер квартиры Нео - анаграмма слова «оne» (первый, избранный, номер один) - 101.
  1. Изначально предполагалось получить $80 миллионов на постановку фильма , однако студия Warner Brothers выделила только 10. Получив деньги, Ларри (Лана) и Энди Вачовски решили полностью вложить их в первые десять минут фильма (сцена с Кэрри-Энн Мосс). Результат настолько впечатлил студию, что оставшуюся часть денег они получили без всяких проблем.
  1. В фильме «Матрица» главные герои используют мобильный телефон Nokia 8110 .
  1. За первые 45 минут фильма исполнитель Киану Ривз произносит лишь 80 строк текста, 44 из которых - вопросы. Более того, впервые озвучить больше четырех предложений подряд ему позволили только в финальной речи, перед самыми титрами.
  1. Перед началом съемок «Матрицы» ведущие актеры тренировались целых 4 месяца, изучая основы восточных единоборств. Они не ожидали таких нагрузок и были полностью уверены, что для получения практических навыков хватит и нескольких недель.
  1. До начала съемок все актеры , занятые в главных ролях, и основные члены съемочной группы в обязательном порядке должны были прочитать книгу Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция». Эта книга является популярной критической теорией, пытающейся объяснить, где «реальность», а где, собственно, «симулякры» и «симуляция». Из нее же в начале фильма Нео достает компьютерный диск.
  1. Из фильма намеренно убрали голубой цвет , чтобы показать насколько мрачным является мир Матрицы.