Кто спускался в марианскую впадину человек. Джеймс Кэмерон — первый, кто погрузился на дно Марианской впадины в одиночку. Покорение Марианской впадины Джеймсом Кэмероном

Знаменитый режиссёр Джеймс Кэмерон (James Cameron) установил мировой рекорд, совершив одиночное погружение на глубину 8166 метров.

В ближайшее время Джеймс Кэмерон планирует поставить новый рекорд - достигнуть самой глубокой части Марианской впадины, так называемой Бездны Челленджера.

Уникальное погружение происходило неподалёку от острова Новая Гвинея в Соломоновом море, как сообщают «Вести. RU ».

Глубина более восьми километров была достигнута не сразу. Первое погружение пришлось остановить после поломки систем жизнеобеспечения, когда субмарина (о ней ниже) уже находилась на уровне 7260 метров.

Во время второго погружения у аппарата сломался сонар, и именитый исследователь мог передвигаться, полагаясь лишь на собственное зрение.

При видимости около 20 метров он осторожно перемещался со скоростью в половину морского узла (менее одного километра в час).

Из живности Кэмерону встретились донные ракообразные, а также белые, как бумажный лист, актинии. Едва достигнув дна, режиссёр увидел холмистую жёлто-коричневую равнину.


Кэмерон внутри тренировочного макета кабины Deepsea Challenger. Капсула столь мала, что сидеть в ней можно, только поджав колени. И так – несколько часов. Справа и внизу – техники готовят аппарат к погружению (фотографии Deepsea Challenge, Charlie Arneson, Brook Rushton).

Это не первое подводное приключение автора знаменитого «Аватара». В 2010 году он встретил свой 56-й день рождения на дне озера Байкал. Тогда глубоководный аппарат «Мир-1» под управлением российского учёного Анатолия Сагалевича опустился на глубину 1300 метров.

В дальнейшем Кэмерон собирается совершить погружение ко дну Марианской впадины. Расположенная на западе Тихого океана, впадина протянулась на расстояние около 2550 километров при средней ширине 69 км. Давление у дна достигает 108,6 мегапаскаля, что в 1072 раза больше, чем у поверхности океана.

«Глубокие впадины - это последние неисследованные участки на нашей планете», - рассказывает режиссёр. Погружение в Марианскую впадину позволит ему черпать вдохновение для создания следующей части «Аватара», действие которого будет происходить в океане Пандоры.

Целью Кэмерона является достижение Бездны Челленджера (английское название - Challenger Deep) - самой глубокой части Марианской впадины, глубина которой колеблется в пределах 10902-10916 метров.

Единственное погружение человека на дно Марианского жёлоба было совершено 23 января 1960 года. Тогда на батискафе «Триест» (Trieste) швейцарский исследователь Жак Пикар и лейтенант ВМС США и океанограф Дон Уолш смогли в течение 20 минут наблюдать загадочные морские глубины.



«Когда Жак и я вернулись на поверхность, мы были уверены что пройдёт около двух лет, прежде чем кто-либо сможет повторить подобное погружение», - рассказывает Дон Уолш. Как видим, понадобилось немного больше времени.

Одной из основных трудностей, с которой столкнулись участники первой экспедиции в Марианскую впадину, было огромное давление воды, которое типично для больших глубин. В процессе погружения на уровне 9 километров у «Триеста» лопнул один из наружных иллюминаторов. Но несмотря на поломку, исследователи достигли глубины 11 километров.



На дне учёными были обнаружены плоские виды рыб, похожие на камбалу и морского языка. Поскольку аппарат не располагал оборудованием для видеосъёмок, а облака ила, поднимаемые батискафом, сделали фотографирование невозможным, информация о том, что происходит на дне Марианской впадины, стала известна только из уст наблюдателей.

Новый аппарат будет оснащён новейшим оборудованием, а потому должен будет вернуться не только с фото и видеозаписями подводной жизни, но и образцами грунта, которые он соберёт при помощи специального манипулятора.

Чтобы обеспечить погружению успех, Джеймс Кэмерон финансировал разработку и строительство уникального аппарата. Название ему дали под стать миссии - Deehsea Challenger (в переводе с английского - «Бросающий вызов морским глубинам», название также перекликается с английским названием Бездны Челленджера).

Внешне одиночная субмарина выглядит как капсула и напоминает огромный поплавок высотой 7,3 метра. Deepsea Challenger оборудован 12 водомётами, которые обеспечивают аппарату горизонтальную скорость в три узла (5,6 км/ч), а вертикальную – до 2,5 узла (4,6 км/ч), и это при том, что конструкция весит 10,7 тонны. Строительство аппарата заняло восемь лет.

Собранные образцы грунта помогут геологам в исследовании литосферных плит планеты, столкновения которых образовали Марианскую впадину. А информация о донных формах жизни поможет биологам исследовать организмы, которые сумели приспособиться к жизни в условиях высоких давлений.


Батискаф Deepsea Challenger в гавани Сиднея и на тестах у Новой Гвинеи в феврале и марте (фотографии Mark Thiessen, National Geographic, Deepsea Challenge).



Сравнение знаменитого «Триеста», спустившегося с двумя членами экипажа в Марианскую впадину в 1960 году (слева), и новичка Deepsea Challenger. Новые батареи, новая электроника, новый принцип обеспечения плавучести позволили значительно сократить размеры аппарата. Ну и сфера, расчитанная всего на одного пилота, тоже внесла свою лепту в миниатюризацию батискафа (иллюстрации Deepsea Challenge, Acheron Project).


Если «Триест» находился на дне Марианской впадины всего 20 минут, его наследник сможет оставаться там до шести часов, утверждают инженеры (фотографии Deepsea Challenge, National Geographic).


Кэмерон рассказывает о своём батискафе и предстоящей рекордной эскпедиции. Спуск на дно Марианской впадины займёт около полутора часов, подъём – примерно столько же, а непосредственно на месте режиссёр намерен провести несколько часов (фото Mark Thiessen, National Geographic).

Много лет он мечтал опуститься на дно Марианского желоба, попасть в его самую глубокую точку – впадину Челленджер. Чтобы осуществить мечту, режиссер и исследователь Джеймс Кэмерон спроектировал и построил свой собственный футуристический батискаф, названный в честь впадины – Deepsea Challenger. После семи лет исследований, проектирования и тестов у инженеров команды Кэмерона не было ответа на главный вопрос: сможет ли батискаф выдержать давление на глубине около 11 тысяч метров? Чтобы получить ответ, Джеймс Кэмерон рискнул собственной жизнью.

05:15, 26 марта 2012 года

11°22" северной широты, 142°35" восточной долготы Юго-запад Гуама, западная часть Тихого океана
Утро, еще не рассвело. Мой батискаф Deepsea Challenger бросает из стороны в сторону в гигантских волнах Тихого океана. С полуночи мы все уже на ногах и после пары часов беспокойного сна начинаем готовить оборудование к погружению. У всей команды зашкаливает адреналин. Сегодня условия для погружения не самые благоприятные. Через внешние камеры я вижу, как рядом с моей капсулой кружат два водолаза, пытаясь подготовить батискаф к спуску.

Кабина пилота – стальной шар диаметром 109 сантиметров, я упакован в нее, как грецкий орех в скорлупу. Сижу, согнув колени и упираясь головой в потолок. Я вынужден буду сохранять это положение в течение следующих восьми часов. Мои голые пятки упираются в 180-килограммовую крышку люка, задраенную снаружи.

Меня часто спрашивают, не бывает ли у меня в батискафе приступов клаустрофобии. Отнюдь: мне здесь удобно и приятно. Перед глазами у меня три видеомонитора, передающих изображение от внешних камер, и сенсорная панель управления. Ярко-зеленый батискаф завис в волнах, как вертикальная торпеда, нацеленная в центр Земли. Я поворачиваю свою 3D-камеру, закрепленную на конце 1,8-метрового гидравлического манипулятора, чтобы увидеть, что происходит над аппаратом. Водолазы приготовились к отсоединению батискафа от плавучего баллона, удерживающего аппарат на поверхности воды.

«Суша, это Deepsea Challenger. Я на дне. Все в порядке». Я мог бы заготовить какую-нибудь пафосную фразу для этого момента, что-то вроде «Еще один маленький шаг, сделанный человеком». Но я не подготовил фразы.
Я долго ждал этого момента и в последние несколько недель много думал о том, что будет, если все пойдет не по плану. Но сейчас я на удивление спокоен. Ни тревог, ни опасений – лишь решимость сделать то, что мы задумали, и детское нетерпение. Я внутри батискафа. Я принимал участие в проектировании этого аппарата и досконально знаю все его возможности и слабые места. После недель тренировок моя рука уже безошибочно тянется к нужным переключателям. Пора начинать. Я делаю глубокий вдох и включаю микрофон: «ОК, готов к погружению. Отпускай, отпускай, отпускай!» Главный водолаз дергает трос и отсоединяет плавучий баллон. Батискаф камнем падает вниз, и уже через несколько секунд водолазы кажутся игрушечными фигурками далеко наверху. Они стремительно уменьшаются и исчезают; остается лишь темнота. Я бросаю взгляд на приборы и вижу, что опускаюсь со скоростью около 150 метров в минуту. После мечтаний длиною в жизнь, семи лет проектирования батискафа, трудных месяцев его строительства, напряжения и волнения я наконец приближаюсь к впадине Челленджер, самой глубокой точке Мирового океана.

05:50, глубина 3810 метров, скорость погружения 1,8 м/c

Всего через 35 минут я прохожу глубину, на которой лежит «Титаник», в четыре раза быстрее, чем на российском батискафе «Мир», который мы в 1995-м использовали для съемок остатков знаменитого судна. В то время мне казалось, что «Титаник» лежит на невообразимой глубине и отправиться к нему – примерно как полететь на Луну. Сегодня я небрежно машу рукой, минуя эту глубину, будто скользя вниз по письмам в своей электронной почте. Еще через 15 минут я прохожу 4760 метров, глубину, на которой лежит линкор «Бисмарк».

Когда в 2002 году я исследовал остатки этого корабля, лампа прожектора взорвалась прямо над обшивкой нашего батискафа. Тогда я впервые стал свидетелем подводного взрыва. Если у Deepsea Challenger выйдет из строя прожектор, я ничего не почувствую – темный кадр в конце фильма. Но такого не случится. Мы три года проектировали и старательно собирали эту миниатюрную стальную сферу.

Температура воды снаружи опустилась с тридцати градусов Цельсия до двух. Моя кабина пилота стремительно остывает, ее стенки покрылись большими каплями конденсата. Голые ноги, упирающиеся в металлическую крышку люка, начинают замерзать; на то, чтобы надеть шерстяные носки и водонепроницаемые ботинки, в этом тесном пространстве у меня уходит несколько минут. Затем я натягиваю шерстяную шапку, чтобы закрыть голову от холодной влажной стали, давящей сверху, и – да! – чтобы больше походить на настоящего исследователя. В окружающей меня темноте единственные намеки на движение – частички планктона, мелькающие в свете прожектора, как будто я еду на машине в снежную бурю.

Марк Тиессен Батискаф Deepsea Challenger поднимают на палубу после тестового погружения на 8221 метр. Оранжевый баллон помогает при всплытии, серые - переводят батискаф в горизонтальное положение.

06:33, глубина 7070 метров, скорость погружения 1,4 м/c

Я только что прошел максимальную глубину, на которую когда-либо погружался человек, – уровень китайского «Чжаолонга». Несколько минут назад я миновал глубины, на которые опускались русский «Мир», французский «Наутилус» и японский «Шинкаи» – шесть с половиной тысяч метров. Подумать только: все эти аппараты были сделаны в рамках масштабных программ, финансируемых государством. А наша маленькая зеленая торпеда построена частным образом, в помещении торгового центра, зажатого между оптовым магазином сантехники и павильоном, торгующим фанерой, на окраине Сиднея. Этот проект появился благодаря энтузиазму мечтателей, которые верили, что они могут сделать невозможное. Через несколько часов мы узнаем, сбылись ли дерзкие мечты.

06:46, глубина 8230 метров, скорость погружения 1,3 м/c

Я только что побил свой собственный рекорд одиночного погружения, поставленный три недели назад в Новобританском желобе, рядом с Папуа-Новой Гвинеей. Трудно поверить, что мне нужно пройти еще 2740 метров. Я миновал все пункты на своей контрольной таблице спусков, и теперь, во время этого долгого и тихого падения мне остается только наблюдать, как увеличиваются цифры на индикаторе глубины. Единственный звук, который я слышу, – редкое шипение кислородного соленоида. Если батискаф даст течь, вода выстрелит с силой лазерного луча, разрезая все на своем пути, включая толстые стальные стенки моей кабины и меня. Я думаю о том, что почувствую, если это случится. Будет больно? В любом случае я проживу после этого лишь пару секунд.

07:43, глубина 10 850 метров, скорость погружения 0,26 м/c

Прошел еще час. На последних 2740 метрах батискаф замедлил ход. Я сбросил несколько металлических пластинок-балластов, удерживаемых на корпусе электромагнитами, чтобы выровнять аппарат. Я опускаюсь очень медленно, под действием одного лишь давления. Судя по показаниям альтиметра, до дна еще 46 метров. Все камеры работают, прожекторы направлены вниз. Я вцепился в рычаги управления и вглядываюсь в черные мониторы. 30 метров… 27… 24… 21… 18… Наконец я вижу свет, отражающийся от дна. Само дно выглядит гладким, как яичная скорлупа, никаких неровностей, ничего, что помогло бы определить расстояние. Я слегка торможу с помощью вертикальных рычагов. Через пять секунд батискаф ударяется о дно. Я пока не уверен, что это твердая поверхность. Вода прозрачна как стекло. Я смотрю далеко вперед: ничего. Дно абсолютно ровное. Совершив более 80 погружений, я видел разное морское дно. Но такого – никогда. Никогда!

07:46, глубина 10 898,5 метра

Я направляю батискаф еще ниже. С внешней камеры, закрепленной на гидравлическом манипуляторе, я вижу, как опора батискафа проваливается еще сантиметров на 10, прежде чем он останавливается. Я сделал это. Спуск занял два с половиной часа. Сверху надо мной раздается голос: «Deepsea Challenger, это суша. Проверка связи». Голос слышится слабо, но очень отчетливо. А мы-то беспокоились, что на такой глубине голосовая связь работать не будет!


Марк Тиессен Светодиоды освещают морское дно во время тестового погружения батискафа. В пробах взвеси, собранных затем в Марианском желобе, найдены неизвестные ранее микроорганизмы.

Я включаю микрофон. «Суша, это Deepsea Challenger. Я на дне. Глубина – 10 898 метров… системы жизнеобеспечения работают нормально, все в порядке». Только сейчас мне приходит в голову, что я мог бы заготовить какую-нибудь пафосную фразу для этого момента, что-то вроде «Еще один маленький шаг, сделанный человеком». Но я не подготовил фразы. Проходит несколько секунд, прежде чем мои слова со скоростью звука поднимаются вверх из подводного мира, и до меня доходит ответ: «Повторите». Бывший служащий ВМС, поддерживающий радиосвязь, по сравнению со мной еще более прозаичен. Военная выучка. Но я могу представить, как там, наверху, на корабле, все радостно улыбаются и хлопают в ладоши. Я знаю, что мою жену Сюзи сейчас не оторвать от монитора, и представляю, как она рада за меня. А я горд за свою команду.

Большинство тех, кто строил батискаф, сейчас в диспетчерской, и пока еще они не до конца осознают, что мы сделали. Десять тысяч восемьсот девяносто восемь с половиной... Черт побери, на приемах я буду округлять эту цифру до 11 тысяч метров. Затем я слышу голос, который совсем не ожидал: «Удачи, малыш!» – говорит Сюзи. Она была рядом со мной на протяжении всей экспедиции, скрывая волнение и поддерживая меня на все сто процентов. Я знаю, каким это было испытанием для ее нервов.

Но сейчас мне нужно забыть о первом успехе и приниматься за работу. Мы запланировали, что я проведу на дне пять часов, и нужно еще многое успеть. Я поворачиваю батискаф и через камеры пытаюсь оглядеться в мире, в который прибыл. Дно плоское. Я завожу моторы, открываю внешний люк научного отделения и разворачиваю манипулятор, чтобы взять первую пробу осадка со дна. Если через десять минут все оборудование выйдет из строя, по крайней мере я привезу образцы для ученых.

Мне недостаточно было просто построить батискаф, который побьет мировой рекорд глубины спуска. Для меня было важно, чтобы этот аппарат стал научной площадкой. Совершенно бессмысленно рваться в самую труднодоступную и неисследованную точку планеты, не имея возможности собрать образцы.

Проба ила на борту. Я улучаю момент, чтобы сфотографировать крупным планом часы Rolex Deepsea швейцарской фирмы – партнера нашей экспедиции. Закрепленные на рычаге манипулятора, они все еще тикают, несмотря на давление 1147 килограммов на квадратный сантиметр. В 1960 году в рамках проекта лейтенант военно-воздушных сил США Дон Уолш и швейцарский океанолог Жак Пикар в массивном батискафе «Триест» опустились на ту же глубину – это единственные два человека, которым когда-либо удалось сделать то, что мне сегодня. Они тоже взяли с собой специально изготовленный для экспедиции Rolex – и он отлично выдержал давление.

Но не все работает столь безупречно. Через несколько мгновений после того, как я сделал снимок часов, взгляд мой падает на плывущие желтые масляные шарики. Гидравлическая система протекает. Спустя несколько минут я теряю управление краном-манипулятором для сбора образцов и люком научного отсека. Я больше не могу забирать пробы, но камеры пока работают, и я продолжаю исследование.

09:10, глубина 10 897 метров, скорость 0,26 м/с

С помощью толкателей двигаюсь на север через ровную плоскость, запруженную осадочными отложениями. Поверхность напоминает пустую автостоянку, на которой только что выпал снег. Я не вижу на дне признаков бурной жизни, лишь время от времени мимо проплывают редкие амфиподы, крошечные, как снежинки.

Скоро я должен наткнуться на «стену» впадины. Из наших гидролокационных карт я знаю, что это не совсем стена, скорее – довольно пологий холм. Надеюсь, я найду выходы горных пород, в которых, возможно, есть пока неизвестные нам примитивные организмы. Пока я наблюдаю все через камеры. Но, помня обещание, данное самому себе перед погружением, я решаю посмотреть на все собственными глазами.

У меня уходит пара минут на то, чтобы немного отодвинуть оборудование и принять положение, в котором я смогу смотреть прямо в иллюминатор. Это место раньше никто и никогда не видел: хотя Уолш и Пикар достигли такой же глубины, они погружались в 37 километрах к западу от впадины Челленджер, в точку, которая впоследствии была названа впадиной Витязь-1.


Марк Тиессен Водолазы записывают на 3D-камеру тестовое погружение батискафа в Новобританский желоб неподалеку от Папуа-Новой Гвинеи. Батискаф снабжен прожекторами и камерами.

Все другие поверхности морского дна, на которых мне довелось побывать, даже на глубине 8230 метров в Новобританском желобе, хранили следы червяков и морских огурцов. Здесь же ни единого признака развитых – не примитивных форм жизни. Я понимаю, что на самом деле поверхность впадины не безжизненна – в пробе, которую я взял, мы почти наверняка обнаружим новые виды бактерий. Но меня не покидает чувство, что я спустился на границу самой жизни.

Некоторые ученые из нашей команды считают, что жизнь действительно зародилась именно в этих бездонных глубинах около четырех миллиардов лет назад. Это стало возможным за счет колоссального количества энергии, высвободившейся во время субдукции океанической плиты, в результате чего и появился Марианский желоб. Я чувствую себя ничтожно малым перед бесконечностью всего того, что нам неизвестно. Я понимаю, как мала свеча, которую я зажег здесь за эти несколько минут, и как много еще остается сделать для познания нашего огромного мира.

10:25, глубина 10 877 метров, скорость 0,26 м/с

Я нашел северный склон и осторожно поднимаюсь по его волнистому гребню. Я почти в полутора километрах к северу от места своей посадки. Пока что никаких обнажений горных пород. В путешествии по плоскому дну впадины я нашел и сфотографировал два возможных признака жизни: лежащий на дне студенистый шарик, размером меньше детского кулачка, и темную полосу полтора метра длиной, которая может оказаться домом какого-нибудь подземного червя. Обе находки загадочны и не похожи ни на что из того, что мне приходилось видеть во время прежних погружений. Я сделал фотографии в высоком разрешении и предоставлю ученым возможность поломать над ними голову.

Но тем временем пара батарей, питающих батискаф, разряжаются, неисправен компас, а гидролокатор вовсе умер. Плюс я лишился двух из трех двигателей по правому борту, поэтому батискаф движется медленно, и управлять им стало сложнее. Все это – последствия сильнейшего давления. Я тороплюсь, понимая, что времени осталось мало, но надеюсь добраться до крутых обрывов – что-то подобное я наблюдал в Новобританском желобе: там их населяла популяция живых организмов, совершенно отличных от тех, что обитали на пологой поверхности впадины.

Внезапно я чувствую, что батискаф клонится вправо, и проверяю, что происходит с двигателями. Отказал последний двигатель правого борта. Теперь я не могу собирать образцы и делать снимки, поэтому оставаться здесь бесполезно. Я провел на дне менее трех часов. Неохотно я вызываю сушу и говорю команде, что готов к подъему.

10:30, глубина 10 877 метров, скорость 3 м/c

Всегда чуть медлишь, перед тем как нажать на переключатель, отвечающий за сброс балласта. Если грузы не упадут, ты не вернешься домой. Я несколько лет проектировал механизм высвобождения грузов, и инженеры, которые построили и протестировали его, поработали основательно: пожалуй, это самая надежная система во всем батискафе. Но когда тянешь руку к переключателю, всегда сомневаешься.

Спуск Кэмерона на батискафе «Глубоководный испытатель» занял 2 часа 36 минут, а подъём даже меньше, чем предполагалось - всего 70 минут. Кэмерон погрузился в Бездну Челленджера - самую глубокую точку Марианской впадины. Там, на дне, режиссёр провел около шести часов, снимая документальный материал на встроенную в батискаф 3D-камеру, а также собирая образцы грунта для научных исследований. Ещё до погружения руководитель проекта Дэвид Возерспун специально для телеканала BBC провёл обзорную экскурсию и рассказал, как устроен батискаф «Глубоководный испытатель»:

Погружение Кэмерона - совместный проект режиссёра, National Geographic Society и часовой компании Rolex - должно было состояться на несколько дней раньше, но команда ждала подходящих погодных условий. Ещё в прошлые выходные об исследовании Кэмероном Марианской впадины не могло быть и речи. В Тихом океане бушевал шторм, и команда специалистов пережидала его на острове Гуам.

Приключение начинается. Начало погружения Джеймса Кэмерона. Видео с сайта National Geographic

Итак, за процессом погружения в режиме реального времени следили друзья и коллеги Кэмерона, члены его команды и жена режиссёра - актриса Сьюзи Эмис. Все они периодически публиковали короткие сообщения в Твиттере. Твит-сообщение от самого Кэмерона со дна океана было короткое и ёмкое:

Ролик, где показан условный путь на дно, проделанный батискафом

Первое погружение в Марианский желоб состоялось 23 января 1960 года. Лейтенант ВМС США Дон Уолш и швейцарский учёный-океанолог Жак Пикард в течение 5 часов спускались на дно, но провели в желобе всего 20 минут - одно из внешних окон их батискафа «Триест» под сильным давлением треснуло.


Положение пилота в сфере «Глубоководного испытателя». Фото с сайта National Geographic


Своё опасное путешествие Кэмерон совершал в сфере пилота диаметром всего 109 сантиметров. Стальная сфера, как в 1960 году, так и сейчас – единственный способ для человека благополучно спуститься на дно океана. Сфера «Глубоководного испытателя» не намного удобнее той, что была у первой экспедиции 1960 года на батискафе «Триест». В таком крохотном пространстве Кэмерон едва мог двигаться в течение почти 9-часового путешествия. Но пришлось установить такой диаметр сферы, так как её размер и вес (она является самой тяжёлой частью аппарата) кардинально влияют на общий размер и вес всего батискафа – чем она тяжелее, тем труднее поднимать батискаф обратно на поверхность.

Кэмерону даже пришлось заниматься йогой, чтобы развить определённую гибкость и суметь занять в сфере не очень удобную, но единственно возможную позу. Дизайн и конструкция сферы пилота практически не изменились с 1960 года. Это и по сей день – самое безопасное место для пилота на борту батискафа. Когда Кэмерон спустился на дно Марианской впадины, давление на глубине было такой силы, как если бы режиссёр держал на каждом своём плече по 13 автомобилей. И именно сфера защищает пилота в этом случае.

А вот, какой вид мог открываться Кэмерону из батискафа. Компьютерное анимационное видео


Джеймс Кэмерон стал третьим человеком, кто рискнул опуститься на 11-километровую глубину и первым, кто сделал это в одиночку. Он совместил приятное с полезным - снял материал для нового документального проекта и черпал вдохновение для создания следующей части «Аватара». Но самое главное, он на время утолил свою непреодолимую жажду знаний, исследований и приключений:

Исчёрпывающие данные о погружении Джеймса Кэмерона - фото, видео и подробные статьи - доступны на официальном сайте экспедиции Deep Sea Challenge на английском языке.

Режиссер "Аватара" и "Титаника", канадский режиссер Джеймс Кэмерон (James Cameron) благополучно завершил погружение на дно Марианской впадины - самой глубокой точки Мирового океана.

57-летний Кинематографист стал третьим человеком в истории, погрузившимся на дно Марианской впадины в Тихом океане. Он совершил погружение на одноместном батискафе "Дип си челленджер" (DeepSea Challenger), который был разработан и построен по его заказу в Австралии.

Джеймс Кэмерон добрался до Бездны Челленджера - участка впадины на глубине почти 11 км - в 01:52 мск и пробыл на дне около шести часов, в течение которых собирал образцы подводного грунта, растений и живых организмов, а также провёл киносъемку, используя 3D-камеры.

По итогам подводного путешествия выйдет совместный с National Geographic фильм о погружении.



После этого "Дип си челленджер" сбросил 500 кг балласта и устремился обратно на поверхность. Обратный путь занял меньше 70 минут.

12-тонный "Дипси Челленджер", окрашенный в ярко-зеленый цвет, был оборудован всем необходимым для проведения фото- и видеосъемки, в том числе в трехмерном режиме.

Отснятые Джеймсом Кэмероном кадры лягут в основу научно-документального фильма канала "Нэшнл джиогрэфик".

"Не могу дождаться, когда поделюсь с вами увиденным", - написал режиссер в Twitter, передает ИТАР-ТАСС .

Джеймс Кэмерон с командой океанографов отправился к Марианскому глубоководному желобу на западе Тихого океана 19 марта. Погружение планировалось совершить еще несколько дней назад, но из-за плохих погодных условий его несколько раз откладывали.

Глубоководный аппарат "Дип си челленджер" с Джеймсом Кэмероном на борту поднялся на поверхность Тихого океана после погружения на дно Марианской впадины.

До сегодняшнего дня на дно Марианской впадины люди погружались лишь однажды - в 1960 году на батискафе "Триест" в самую глубокую точку океана опустились швейцарский инженер Жак Пикар (Jacques Piccard) и лейтенант ВМС США Дон Уолш (Don Walsh).

Их подводный аппарат пробыл на дне впадины всего 20 минут. Двое исследователей тогда обнаружили там всего шесть видов живых существ, в том числе плоских рыб размером до 30 сантиметров, похожих на камбалу.

Нынешняя экспедиция на дно Марианской впадины готовилась более 7 лет. Глубоководный аппарат "Дип си челленджер" был изготовлен в Австралии при поддержке Национального географического общества и компании "Ролекс".

В конструкторских работах и планировании экспедиции, помимо Кэмерона, принимали участие Институт океанографии имени Скриппса, Лаборатория реактивного движения НАСА и Университет штата Гавайи.

До того, как отправиться ко дну Марианской впадины, Джеймс Кэмерон совершил свыше 70 погружений. В частности, он погружался на дно Байкала на глубоководном аппарате "Мир-1". Кроме того, он 12 раз опускался на дно океана во время съемок своей картины "Титаник".

Знаменитый режиссёр стал первым человеком в истории, побывавшим в самой глубокой точке Мирового океана в одиночку, и третьим, кто вообще когда-либо покорял этот рубеж.

Кэмерон покидает батискаф после рекордного погружения. Врач экспедиции Джо Макиннис (Joe MacInnis) назвал своего подопечного и друга «аватаром в реальном мире». «Он побывал на дне океана от имени всех остальных на планете», — сказал Макиннис (фото Mark Thiessen, National Geographic).

26 марта в шесть утра по московскому времени батискаф Кэмерона Deepsea Challenger вынырнул на поверхность океана после рекордного погружения. По информации National Geographic, спуск в бездну Челленджера (Challenger Deep) занял 2 часа 36 минут, Кэмерон пробыл около трёх часов, и всего 70 минут ушли на подъём.

Вся техника отработала нормально. Как и было задумано, в ходе погружения режиссёр снимал видео в 3D, а установленная на борту батискафа аппаратура проводила научные измерения (записывала температуру, солёность воды). Кроме того, с помощью заборных устройств Джеймс взял на дне несколько проб грунта и поймал несколько глубоководных созданий. Снятый на дне впадины фильм будет транслироваться на канале National Geographic и в кинотеатрах.

Экспедиция стоимостью в несколько миллионов долларов финансировалась самим режиссёром, а также компанией Rolex и National Geographic (фото National Geographic).

После возвращения режиссёра на судно поддержки Кэмерона встретил Дон Уолш (Don Walsh), единственный из оставшихся в живых участников предыдущего погружения в Марианскую впадину, совершённого в далёком 1960 году (экспедиция "Триеста").

«Это был великий момент. Я поприветствовал его в клубе, — заявил Уолш. — Там, на дне впадины, побывали только трое, но один из нас, швейцарский инженер Жак Пикар, умер. Теперь это просто Джим и я».


Несмотря на усталость, режиссёр уже обдумывает продолжение своих экспедиций. Он предполагает, что в дальнейшем батискаф может быть оснащён тонким волоконно-оптическим кабелем, который позволил бы учёным на борту судна поддержки получать кадры со дна океана в реальном времени (фотографии с сайта deepseachallenge.com).

По словам врача экспедиции Джо Макинниса, после многих часов, проведённых в крайне стеснённых условиях, Кэмерон испытывал боль, но в целом его самочувствие и физическая форма на удивление хороши для 57-летнего человека.

Экспедиция Кэмерона - это не просто рекорд, но и возвращение к глубоководным экспедициям, проводимыми непосредственно людьми. По мнению ряда специалистов, далеко не всё можно возложить на дистанционно управляемых глубоководных роботов. Присутствие человека на дне океана может быть очень важным.

Режиссёр надеется, что Deepsea Challenger будет активно участвовать в научных исследованиях. Кэмерон планирует и сам продолжить погружения на выдающемся аппарате, хотя сейчас медики рекомендуют Джеймсу сделать передышку.

Океанограф Лайза Левин (Lisa Levin) заявила, что общественный интерес к глубоководной науке, подстёгиваемый Кэмероном, не менее важен, чем любой новый вид, который режиссёр мог бы открыть. «Я считаю, Кэмерон сделает для глубоководных впадин то же, что Жак-Ив Кусто сделал для океана много десятилетий назад», — сказала исследовательница.