Фз 115 о курении. Курение в общественных местах: разъяснение юриста. Как оплатить штраф за курение в общественном месте

Правительство РФ особенно плотно взялось за решение вопроса курения в общественных местах в последние годы. Такие меры введены не только как способ борьбы с курением, что вызывает неодобрение курильщиков, но и как забота о состоянии здоровья некурящих граждан в общественных местах, с правами которых курильщики также должны считаться.

Первые ограничения в силу вступили еще в 2013 году, и с каждым годом сужение границ мест для курения становятся значительнее. Причиной такому суровому контролю послужила статистика. Согласно последним данным, ежегодно около полумиллиона российских граждан уходят из жизни из-за болезней, вызванных активным либо пассивным курением.

На данный момент резкий негатив, вызванный принятием постановления о запрете курения, постепенно сошел на нет. Но эксперты утверждают, что положительные сдвиги по пути оздоровления населения страны станут заметны лишь по прошествии как минимум пяти лет.

Приведем список мест, где согласно законодательству строго запрещается курить.

Где нельзя курить по новому закону 2019 года

Перечень запрещенных для курения мест постепенно расширяется, на данный момент он выглядит так:

  1. Строго под запретом курение на всей территории различных учебных заведений. Сюда включены школы, средние специальные и высшие учебные заведения. Курение не допускается на территории учреждений спорта и культуры.
  2. Запрет введен также на территории оздоровительных учреждений, среди которых поликлиники, больницы, а также санатории.
  3. Ограничения затрагивают все виды общественного транспорта, включая самолеты, корабли, поезда междугороднего и дальнего следований, автобусы и так далее. Это же относится к ж/д и автовокзалам, аэропортам и портам, станциям и поездам метро, а также не менее чем в 15 метрах от выхода со станций.
  4. Запрещено курить в зданиях либо на территориях государственных служб. То есть отделения ГПФ, собес, центры социального обслуживания.
  5. В помещениях и на территориях управлений госструктур и органов власти. Сюда относятся суды, префектуры. Различные министерства, ведомства, агентства и так далее.
  6. Под ограничения подпадает также курение на рабочем месте и других рабочих зонах.
  7. Строго возбраняется курение в лифтах и на лестничных клетках в жилых домах.
  8. Не разрешается курить на пляжах и детских площадках.
  9. Автозаправочные станции также входят в список запрещенных для курения мест.
  10. Запрет затрагивает общежития и любые места временного проживания (гостиницы).
  11. Несмотря на особые протесты курящих, запрет затронул и бары, рестораны и кафе.
  12. В список были включены и помещения служб быта (различные мастерские, ателье и так далее).

Где разрешено курить в 2018-2019 году

Рассмотрим также места, где курение позволено. Список значительно короче, но в перечисленных местах взысканий можно не опасаться:

  1. Разрешается курить внутри своей личной собственности. Это относится к машине и жилой площади (на балконе курить тоже имеете право).
  2. Практически везде на улице, исключения составляют перечисленные выше территории и 15-метровая граница от станций метро, аэропортов, портов, вокзалов, автобусных остановок.
  3. Курить можно на работе, однако (!) исключительно в специально отведенном и оборудованном помещении.
  4. На пассажирских платформах для ожидания пассажирских поездов.

Электронные сигареты

Не так давно в быт курильщиков вошли и электронные устройства для курения. Электронные сигареты не используют стандартный табак, в них применяется глицериновое ароматизированное вещество с добавлением никотина. Такие устройства не производят дыма, а вырабатывают пар.

Электронные сигареты не запрещены в странах Европы и их разрешается курить не только в общественных местах, но и в салонах самолетов. В Российской Федерации запрет на курение табачной продукции их также не затрагивает, поскольку они просто не попадают в данную категорию. Потому на данный момент курение электронных сигарет легально везде.

Однако некоторые политики ведут на этот счет споры, желая ограничить и электронные приспособления, мотивируя это наличием в картриджах устройств никотина.

Необходимость борьбы с массовым курением назрела очень давно. С 2013 года обрел силу и полномочия закон о запрете курения в общественных местах. Для любителей подымить эта новость стала обескураживающей, в особенности потому, что положения этого закона позволяют задать только один вопрос: а хоть где-то разрешено побаловаться сигаретой?

Закон и его суть

Если выражаться юридическим языком, то разговор пойдет о Федеральном законе от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Согласно ему категорически запрещается курение абсолютно во всех закрытых общественных помещениях . Президент РФ подписал закон 23 февраля 2013 года, а вступил он в силу 1 июня того же года.

Стоит отметить, что некоторые положения данного акта были утверждены несколько позднее:

  • Статья 13 Закона приобрела свою силу лишь 1 января в 2014 году.
  • Еще целый ряд пунктов и статей стали законными к 1 июня 2014 года. В частности, это самые жесткие положения 15-го Федерального закона, в соответствии с которыми, собственно, курильщиков и вытеснили из закрытых помещений.
  • Окончательно антитабачный закон сформировался в 2017 году 1 января, после того как в силу вступили 1 и 2 пункты первой части, а также 2-я часть статьи 18.


Стоит также отметить, что Федеральный закон о запрете на курение включает в себя запрет на рекламу или пропаганду продукции из табака .

Не разрешается стимулировать процесс продажи данного товара, табачные бренды исключаются из списка спонсорства. Особо строгие меры выставлены относительно демонстрации процесса курения в контенте, предназначенном для подростковой категории граждан.

Столь жесткие меры российское правительство приняло неспроста. Дело в том, что в соответствии со статистикой миллионы россиян умирают от раковых заболеваний, которые вызваны непосредственно вдыханием табачного дыма. Закон о курении сильно ограничивает возможности курильщиков, тем самым демонстрируя, что они несколько ущемлены в своих правах по отношению к некурящим людям.

Важно! Однако, как гласит та же статистика, количество людей, которые «дружат» с сигаретой, осталось практически прежним. Эксперты полагают, что видимые изменения в лучшую сторону можно ожидать не ранее, чем через пять лет.

«Бездымные» места

Все мы помним, что ранее сигаретный дым буквально окутывал рестораны и бары, ночные клубы и кафе. Даже в крупных торговых центрах, в холлах отелей и прочих приличных общественных заведениях стояли заядлые курильщики, которые наполняли воздух запахом табака. После того как соответствующий закон вступил в силу, появились конкретные места, где запрещено курить .

Давайте их перечислим:

  • Центры скопления молодежи – школы, университеты, колледжи, прочие учебные заведения, а также специальные учреждения, предназначенные для подростковой категории граждан.
  • Курить строжайше запрещено в санитарно-курортных, лечебных, профилактических и оздоровительных комплексах, а также во всех заведениях, связанных со спортивной деятельностью.
  • Нельзя распространять табачный дым при использовании всех видов общественного транспорта. Это автобусы, маршрутки и, конечно же, метро, самолеты, поезда, электрички, пароходы и паромы и т.д.
  • Запрет на курение охватывает такие области, как вокзалы, аэропорты, речные порты, автостанции и станции метро. В радиусе 15 метров от таких мест курить нельзя.
  • Данный ФЗ запрещает курить в жилых, а также торговых помещениях (в том числе на открытых рынках, в палатках и прочих торговых точках), в бытовых и социальных учреждениях, на предприятиях общепита и в гостиничной среде.
  • Табак под запретом во всех государственных учреждениях.
  • Во всех помещениях общего пользования жилых домов, а также в лифте курить нельзя.
  • Табак недопустим в районах детских садов, площадок и прочих мест, где находятся дети.
  • Запрещается дымить на пляже, а также возле автозаправки.


Получается, что Федеральный закон «связывает» руки курильщикам практически во всех общественных местах. Более того, все эти места чаще всего оборудованы специальной табличкой, которая в очередной раз предупреждает людей о запрете . Сигареты теперь недопустимы в ресторанах, в кафе и барах. Они под категорическим запретом в клубах, в боулинге и в бильярдных, в торговых центрах и прочих развлекательных заведениях.

Важно! Соблюдение закона о запрете на курение в общественных местах контролируется местными стражами порядка, то есть охранниками, а в случае ее несоблюдения нарушителя ждет административная ответственность.

Строгий закон о запрете табакокурения затронул также ранее любимые курильщиками места, в частности подъезды. Конечно же, подъезд, как и лифт, считается местом общего пользования, следовательно, по нему ходят и дети, и подростки, и люди, которые не переносят табачный дым. Во всех смыслах это верно – запретить законом сигареты в подобном месте.


Однако в некоторых случаях домовладение делает исключение по обоюдному согласию. Для курильщиков выделяется отдельный сектор, который оснащен хорошей вентиляцией и соответствует всем нормам (об этом читайте ниже).

Главное, чтобы все жители подъезда подписали соответствующее соглашение, и никто не был против подобного нововведения.

Аналогичная ситуация сложилась на лайнерах дальнего плавания . Заядлые курильщики также имеют право брать подобные туры, следовательно, для них должны быть предоставлены соответствующие условия. На судне выделяется специальное место, которое отлично проветривается и, опять-таки, соответствует установленным законом правилам о местах для курения.

Допустимые для курения места

Этот список будет куда короче перечня мест, где курить запрещено, но в нем есть также свои плюсы для зависимых от табака людей. Итак, где можно курить, не опасаясь или иной административной ответственности за свои действия:

  • Внутри своей собственности. Это квартира, дом, машина, балкон и все, что по бумагам принадлежит конкретно вам (или по договору аренды).
  • В распоряжении курильщиков практически вся улица, исключая лишь радиус 15 метров от различных заведений и транспортных станций.
  • В каждом офисе и в каждом торговом центре имеются специально оборудованные места для персонала и посетителей, которые предназначены для табачного дыма.


Также стоит отметить, что во всех заведениях, которые оказались в списке запрещенных для курильщиков, обязательно есть место для курения. Оно всегда должно соответствовать конкретным нормам и быть изолировано от всех мимо проходящих людей.

Самое главное, что стоит уяснить, так это то, что курить в каких-либо помещениях и на открытых территориях разрешено только с ведома законного собственника этих объектов.

При этом стоит помнить, что в большинстве офисных помещений курилка располагается и в самом здании, и на улице.

Но существует ряд заведений, где внутреннее место для курения не может быть оборудовано, это:

  • столовые и зоны общепита;
  • общественные туалеты;
  • бытовые и санитарные помещения;
  • медицинские пункты;
  • комнаты для отдыха.

Итак, относительно курилок давайте рассмотрим первое требование. Важно, чтобы это помещение находилось вдали от остальных, где работают или отдыхают люди , дабы табачный дым не мешал им. Если это «внутренняя» курилка, то до ближайшего рабочего места должно быть не менее 75 метров. Если же зона для курения находится на улице – то 150 метров.


Курение в общественных местах, специально оборудованных для этой процедуры, допустимо лишь в том случае, если соблюдаются все меры пожарной безопасности:

  • Стены должны быть отделаны несгораемыми материалами.
  • Если определенные поверхности покрыты лаками, красками и прочими горючими веществами, поверх они обрабатываются защитной противопожарной эмульсией.
  • Урны должны быть непременно металлическими, а ставить их нужно вдали от поверхностей, которые могут легко воспламениться.
  • Курилка должна быть оснащена табличной «Место для курения», которая изготавливается из негорючего пластика.

В случае несоблюдения санитарных норм ответственность за курение сотрудников в помещении понесет начальство . Поэтому важно соблюсти все меры, предписанные в законе. Самое главное – курилка должна интенсивно проветриваться. Воздухообмен в вентиляционных системах должен составлять более 10 куб. м/час. Что же касается температуры воздуха, то в холодную пору курилки стоит прогревать не менее чем до отметки +16.


Каким оборудованием должны быть снабжены места для курения в помещениях? Предполагается их оснащение:

  • искусственным источником освещения;
  • вентиляцией;
  • огнетушителем;
  • табличкой с надписью «Место для курения»;
  • пепельницами;
  • дверью, которая плотно закрывается;
  • рекламной продукцией, указывающей на вред табакокурения.\

Штрафные санкции

Совсем недавно все развлекательные и заведения общепита делились на две части – курящий зал и некурящий. В соответствии с новым законом данное положение вещей должно было в корне перемениться, но мы, по-прежнему, приходя в любимое кафе, частенько слышим фразу: «В какой вам зал?». Дело в том, что для ресторанов и баров крайне невыгодно терять клиентов , которые любят за рюмкой коньяка или даже за чашкой кофе выкурить сигарету. Куда более приемлемой мерой для них считается оплата штрафа. Кстати, для юридических лиц эта сумма будет колебаться в пределах от 30 до 90 тысяч рублей. Но стоит отметить, что крайне редко по данной статье наказывают начальство баров и ресторанов.

Для физических лиц наказание законом также предусмотрено, но для этого человек, как говорится, должен быть пойман на горячем. Штраф за курение в общественном месте – от 500 до 1500 руб.

Внимание! Если человек дымит в районе детской площадки, сада или школы, то сумма штрафа увеличивается до 2000–3000 рублей.

Полезное видео


Курение – вещь вредная и совершенно ненужная. Однако для многих людей это уже часть жизни. По этой причине законодательный акт о табакокурении не так строг, но все-таки он ограничивает людей в возможности свободно и безо всяких ограничений, как это было раньше, потреблять табак и вредить окружающим.

ФЗ-15 "О запрете курения" (с изменениями 2015 г.) был принят согласно Рамочной конвенции ВОЗ. Нормативный акт регламентирует отношения в области охраны здоровья людей от негативного воздействия дыма и последствий потребления изделий, содержащих никотин. Рассмотрим далее подробно ФЗ-15 "О запрете курения" с комментариями.

Ключевые направления

Для предотвращения возникновения патологий, связанных с влиянием дыма и потреблением изделий, содержащих никотин и смолы, федеральный закон 15-ФЗ "О запрете курения" предусматривает определенный комплекс предупреждающих мер. В их число входят:

  1. Разработка налоговой и ценовой политики, направленной на сокращение спроса на соответствующую продукцию.
  2. Определение территорий, объектов и помещений, в которых потребление изделий, содержащих смолы и никотин, не допускается.
  3. Регулирование состава продукции и его раскрытия, установление требований к маркировке и упаковке.
  4. Информирование граждан о негативном влиянии продукции, содержащей никотин и смолы, а также вредном воздействии дыма.
  5. Установление запретов на стимулирование продаж и рекламу табачных изделий.
  6. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение потребления продукции, содержащей никотин и смолы, лечение зависимости и последствий.
  7. Пресечение незаконной продажи табачных изделий.
  8. Ограничение торговли продукцией, содержащей смолы и никотин.
  9. Установление запретов на продажу изделий несовершеннолетним, потребление ими табака и вовлечение их в процесс курения.

Категории объектов

"О запрете курения" устанавливает перечень территорий и участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается. В список входят:

  1. Территории и помещения, используемые для предоставления образовательных услуг, учреждения культуры и молодежи, спорта и физкультуры.
  2. Вагоны поездов и суда дальнего следования/плавания в процессе перевозки пассажиров.
  3. Помещения и территории, предназначенные для предоставления реабилитационных, медицинских и санаторно-курортных услуг.
  4. Воздушные суда, общественный транспорт любого вида пригородного и городского сообщения, в том числе суда.
  5. Помещения, предназначенные для оказания гостиничных, жилищных услуг, используемых для временного проживания/размещения.
  6. Территории, на которых предоставляются услуги торговли, общепита, осуществляется бытовое обслуживание, работают рынки.
  7. Помещения соцслужб.
  8. Рабочие зоны, организованные в сооружениях/зданиях.
  9. Лифты и территории общего использования в многоквартирных домах.
  10. Детские площадки и территории, занятые пляжами.
  11. Пассажирские платформы, предназначенные для посадки/высадки граждан при перевозке по пригородным маршрутам.
  12. Автозаправочные станции.

На участках, расположенных на открытом воздухе, также действует ФЗ-15 "О запрете курения". 15 метров - расстояние, на котором должен находится гражданин, потребляющий изделия, содержащие никотин и смолы, от входов в помещения:


Исключения

Они установлены в ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 "О запрете курения". Положения статьи допускают потребление продукции, содержащей смолы и никотин, на специально отведенных участках. Их организацию проводят в соответствии с решением собственника имущества либо лица, уполномоченного им. Ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 "О запрете курения" предусматривает ряд требований, в соответствии с которыми должно проводиться оснащение специально отведенных участков. В норме, в частности, определено, что в обязательном порядке должно устанавливаться вентиляционное оборудование на судах, пребывающих в дальнем плавании, а также в изолированных помещениях в многоквартирных домах. Общие требования к оснащению специальных участков на открытом воздухе определяются исполнительным федеральным органом, реализующим функции по осуществлению госполитики и нормативному регулированию в сфере градостроительства, архитектуры и ЖКХ, совместно со структурами здравоохранения. Они должны обеспечивать выполнение гигиенических нормативов по концентрации в воздухе соединений, выделяемых при потреблении продукции, содержащей смолы и никотин. Одно из обязательных требований для обозначения участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается по ФЗ-15 "О запрете курения", - вывеска. Требования к ее содержанию, а также порядок установки определяется исполнительным органом, уполномоченным правительством. Региональные органы госвласти вправе устанавливать на отдельных территориях или в помещениях дополнительные ограничения.

Меры по сокращению спроса

ФЗ-15 "О запрете курения" (с изменениями) не допускает и рекламу изделий, содержащих никотин и смолы. Для реализации этой задачи не разрешается:


Спонсорство

ФЗ No 15 "О запрете курения" устанавливает ряд требований для компаний, осуществляющих вещание аудиовизуальных произведений, в которых производится демонстрация продукции и процесса ее потребления. В случае если теле-, видеофильм, кино-, теле-, видеохроникальная программа содержит соответствующие кадры, организатор показа должен обеспечить до или во время него трансляцию сообщений о вреде употребления изделий. Закон "О запрете курения" 15-ФЗ допускает демонстрацию продукции и процесса ее употребления при информировании граждан о возникающем вследствие этого вреде для здоровья и негативном влиянии на состояние окружающей природы.

Предупреждение незаконной продажи

ФЗ-15 "О запрете курения" (2015 г.) предусматривает ряд мер, направленных на предотвращение неправомерной торговли соответствующей продукцией. К ним относят:

  1. Обеспечение ведения учета выпуска изделий, перемещения их через границу ТС в рамках ЕАЭС либо через госграницу России, розничной и оптовой их продажи.
  2. Отслеживание оборудования, используемого в производстве, перемещения и распределения продукции.
  3. Пресечение случаев неправомерной реализации изделий, привлечение виновных к ответственности, конфискация незаконно перемещенных, контрафактных предметов через границу ТС или госграницу России, их уничтожение в соответствии с требованиями законодательства.

Указанные мероприятия осуществляются на основании сведений налогового и таможенного учета, схем маркировки акцизными либо специальными марками, собственных информационных баз производителей. Федеральный орган, выполняющий обобщение и анализ данных, а также порядок, в соответствии с которым осуществляется обмен информацией между надзорными инстанциями, определяются правительством. Для предупреждения незаконной реализации изделий каждая упаковка и пачка подлежит маркировке в соответствии с положениями нормативных актов о техническом регулировании.

Организация продажи

В соответствии с ФЗ-15 "О запрете курения", реализация изделий допускается в оборудованных подсобными, торговыми, административно-бытовыми, складскими структурами помещениях. При отсутствии на территории населенного пункта павильонов и магазинов продажа разрешается в других объектах либо развозным методом. ФЗ-15 "О запрете курения" не допускает реализацию продукции на выставках, ярмарках, дистанционным, разносным методами, с использованием автоматов либо прочими способами.

Выкладка товара

Фз-15 "О запрете курения" не допускает розничную торговлю с демонстрацией продукции на прилавке. Сведения о реализуемых изделиях доводятся до потребителей посредством размещения их перечня. Текст списка выполняется буквами одинаковой величины, черным цветом на белом фоне. Перечень составляется в алфавитном порядке. Напротив каждого наименования указывается стоимость. В перечне не должно присутствовать никаких рисунков и изображений. ФЗ-15 "О запрете курения" допускает демонстрацию продукции потребителю после ознакомления с указанным списком.

Дополнительно

ФЗ-15 "О запрете курения табака" не допускает розничную продажу сигарет, присутствующих в пачке в количестве меньше 20 шт., папирос и иных изделий поштучно, продукции, не имеющей потребительской тары, а также упакованной в одну тару с иными товарами, не содержащими никотин и смолы.

Ограничения для реализаторов

Как гласит ФЗ-15 "О запрете курения", в общественных местах не допускается не только потребление изделий, содержащих смолы и никотин, но и их продажа. В частности, речь идет об объектах массового скопления граждан. К ним относят помещения и территории, используемые для предоставления образовательных, культурно-досуговых услуг, учреждения для молодежи, спортивные, санаторно-курортные, реабилитационные, медицинские центры и комплексы, транспорт общего пользования пригородного и внутригородского сообщения, в том числе суда, сооружения, занятые органами местной и государственной власти. В зданиях железнодорожных и автовокзалов, в аэро-, речных и морских портах, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров, на объектах, предназначенных для оказания гостиничных или жилищных услуг, временного размещения или проживания, бытового обслуживания также не допускается реализация продукции в соответствии с ФЗ-15 "О запрете курения".

Комментарии

Рассматриваемый нормативный акт устанавливает достаточно жесткие правила, направленные на ограничение распространения изделий, содержащих никотин и смолы. В особенности большое внимание уделяется мерам, предупреждающим потребление продукции несовершеннолетними. Предусмотрена административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность для субъектов, нарушающих положения ФЗ-15 "О запрете курения". Штрафы и прочие взыскания вменяются в соответствии с КоАП и прочими кодексами. Нормативный акт также не допускает продажу изделий, содержащих смолы и никотин, ближе 100 м по прямой линии от ближайшей точки, расположенной на границе с территорией, в пределах которой предоставляются образовательные услуги. При расчете расстояния не учитываются естественные и искусственные преграды.

Мониторинг

Оценка эффективности проведения мероприятий, ориентированных на предупреждение воздействия дыма и уменьшение объемов потребления изделий, содержащих смолы и никотин, включает в себя:

  1. Выполнение научных исследований. Они направлены на изучение причин потребления продукции, ограниченной в обороте, а также возникающих последствий, оценку действий, стимулирующих реализацию и употребление.
  2. Определение показателей состояния здоровья населения, динамики сокращения количества курящих граждан. Они используются в последующей разработке и реализации мероприятий, направленных на противодействие распространения продукции.
  3. Выполнение санитарно-эпидемиологических исследований существующих масштабов потребления.

Определяет, что оценку эффективности и мониторинг мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного влияния дыма и уменьшение объемов употребления изделий, содержащих смолы и никотин, осуществляет исполнительный орган, реализующий функции по разработке и проведению госполитики и нормативного регулирования отношений в области здравоохранения, исполнительные надзорные структуры, работающие в сферах обеспечения санитарного и эпидемиологического благополучия граждан, защиты потребительских прав, статистического учета. Порядок их деятельности в рамках исполнения предписаний устанавливается правительством. В проведении мониторинга и оценке эффективности реализации предусмотренных нормативными актами мероприятий участвуют субъекты РФ в соответствии с региональным законодательством, а также на основании соглашений с исполнительным федеральным органом, осуществляющим выработку и реализацию указанных мер, а также обеспечивающим правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Использование результатов оценки и мониторинга

На основании показателей, полученных при анализе эффективности реализации предусмотренных мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного воздействия дыма и сокращение потребления изделий, содержащих смолы и никотин, исполнительный федеральный орган, выполняющий функции по разработке и выполнению госполитики и осуществлению нормативного регулирования в области здравоохранения, проводит:

  1. Информирование уполномоченных структур власти регионов, муниципальных образований и граждан о масштабах употребления продукции, ограниченной в обороте, а также реализуемых или запланированных мерах, ориентированных на его снижение.
  2. Разработку мероприятий, направленных на борьбу с распространением и незаконной продажей изделий. Они подлежат включению в целевые программы по охране и укреплению здоровья, а также в государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  3. Подготовку и представление доклада о реализации РФ положений Рамочной конвенции ВОЗ по противодействию потребления табака.

Ключевые принципы обеспечения защиты населения

Охрана здоровья граждан от негативного воздействия дыма и последствий употребления табака основывается на:


Полномочия госорганов

В рамках реализации положений ФЗ-15, федеральные структуры обеспечивают:

  1. Реализацию единой госполитики в области охраны здоровья населения от негативного влияния дыма и последствий употребления изделий, содержащих никотин и смолы.
  2. Защиту прав гражданина и человека в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
  3. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение употребления табачных изделий, лечение от зависимости и последствий потребления продукции, в учреждениях здравоохранения согласно действующим нормативным актам.
  4. Разработку и реализацию мер по охране здоровья граждан, включение их в целевые программы и государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  5. Координацию работы исполнительных органов госвласти, структур регионального управления в области защиты населения от негативного воздействия дыма и последствий употребления табачной продукции.
  6. Организацию и реализацию государственного контроля в сфере обеспечения охраны здоровья граждан.
  7. Международное сотрудничество РФ, в том числе заключение соглашений и договоров с соответствующими структурами зарубежных стран в области защиты населения от негативного влияния дыма и потребления табачной продукции.

В полномочия госорганов входит также еще и выполнение оценки эффективности и мониторинг реализации всех мероприятий, ориентированных на сокращение объемов производства и распространения изделий, содержащих смолы и никотин. Порядок выполнения обязанностей, пределы компетенции указанных структур определяются постановлениями правительства. Оно также осуществляет контроль деятельности уполномоченных структур в сфере обеспечения охраны здоровья населения от воздействия табака.

Минздрав запретит кальяны в кафе, позволит продлевать рабочий день курящих сотрудников и сделает невозможным покупку табака для тех, кто родился после 2015 года. Такой план ведомство разработало на ближайшие пять лет

Будущее без дыма

Министерство здравоохранения подготовило концепцию по борьбе с курением с 2017 до 2022 года. Как говорится в документе, копия которого есть в распоряжении РБК, проект был разослан на согласование в 18 ведомств, включая Минфин, Минэкономразвития и МВД. После этого концепцию должно утвердить правительство. Пока в кабинете министров документ не видели, рассказал РБК источник в аппарате Белого дома.

Официально концепция не публиковалась, но подлинность документа РБК подтвердил пресс-секретарь министра здравоохранения Олег Салагай, который является одним из авторов: его подпись стоит под проектом.

План Минздрава разработан в соответствии с Рамочной конвенцией по борьбе против табака, которая вступила в силу в 2005 году по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Концепция должна заменить предыдущую редакцию документа, которая действовала в 2010-2015 годах, пояснили РБК в пресс-службе ведомства.

Как отмечают авторы проекта, обосновывая необходимость подобной концепции, курение — причина 10% смертей взрослого населения. Ежегодно из-за табака гибнут 5,4 млн людей в мире и от 300 тыс. до 400 тыс. человек в России. С табаком связывают развитие онкологии, заболеваний дыхательной системы и сердца, потерю слуха, зрения, повышение риска бесплодия и выкидышей, а также развитие импотенции , говорится в документе.

В тексте подчеркивается, что меры, которые уже принял Минздрав, привели к снижению процента курящих с 39% взрослого населения России в 2009 году до 33% в 2016 году. ​Этот уровень все еще катастрофически высокий, полагают в ведомстве, поэтому цель концепции — добиться к 2022 году снижения до 25%. Из-за курения мужчины теряют в среднем девять лет жизни, а женщины — пять с половиной лет. Упущенная выгода ВВП составляет 2%.

Кроме того, ​Минздрав хочет увеличить количество мест, в которых нельзя курить. Запрет распространится на коммунальные квартиры, все виды общественного транспорта, остановки и прилегающую территорию в радиусе трех метров. Под запрет попадет такая же зона у входов в здания торговых центров, подземные и наземные переходы и даже личный транспорт, если в нем находятся дети. Кроме того, курильщик будет обязан потушить сигарету в присутствии любого человека, возражающего против курения.

Ужесточение коснется продавцов и потребителей электронных сигарет и других «электронных средств доставки никотина», не являющихся лекарствами.

Акцизы и упаковка

Концепция напрямую отразится и на производителях. В 2016 году минимальная ставка акциза на сигареты составляла 1680 руб. за 1 тыс. шт. Это 33,6 руб. за одну пачку. В 2017 году до 1930 руб. за 1 тыс. шт. Теперь на одну упаковку приходится 38,6 руб. Это чуть больше 40% от розничной цены продукции. Акциз, рекомендованный ВОЗ, должен составлять 70% от цены, и Минздрав намерен стремиться к такому показателю.

Еще один ориентир для Минздрава — средний акциз в европейских странах. Там он составляет $2,38, или 185 руб., за пачку. По подсчетам ведомства, если довести российские показатели до среднеевропейских, бюджет получит дополнительные 900 млрд руб. по сравнению со сборами 2015 года, а от преждевременной смерти спасутся 2 млн человек.

В 2018 году акциз планируется повысить до 3 тыс. руб. за 1 тыс. шт., в 2020-м — до 4,4 тыс. С 2022 года индексация, опережающая инфляцию, должна быть ежегодной.

В 2017 году Минздрав также запланировал введение десятипроцентного налога на розничную продажу табачных изделий и электронных сигарет. С 2018 года табачные компании должны будут платить и экологический налог. По мнению Минздрава, сигареты — наиболее распространенный вид отходов, а потому наносят вред окружающей среде.

Планирует Минздрав реформировать и сферу потребительской привлекательности табачной продукции. Ведомство собирается запретить использование в сигаретах добавок со вкусом пищевых продуктов и усиливающих эффект привыкания, а все упаковки должны быть стандартизированы.

На пачках сигарет нельзя будет размещать товарные знаки, рекламу или информацию, стимулирующую продажи. Упаковки будут одного цвета с указанием только наименования продукции, напечатанного установленным шрифтом.

Информация о вреде курения, как полагает Минздрав, займет не меньше 65% основной стороны упаковки. Картинки и надписи о вреде курения будут располагаться и на самих сигаретах.

Хранить табак обяжут не просто в закрытых коробах, как это происходит сегодня, а в ящиках болотного цвета без дополнительных надписей и подсветок.

Запреты для компаний

Помимо роста акцизов табачные компании ждет усиленный контроль их деятельности. Им запретят вести партнерские отношения с государственными учреждениями. Они должны будут предоставлять информацию о затратах на маркетинговые расходы, лоббирование, благотворительные взносы и т.д. За непредоставление информации введут санкции.

Представителям табачных компаний также нельзя участвовать в каких-либо комитетах по вопросам здравоохранения.

Многие предложения данной концепции слишком радикальные и не учитывают интересов потребителей и государства, считает директор по внешнекорпоративным связям «Бритиш Американ Тобакко Россия» Яна Гуськова. По ее мнению, в том числе неоправданны ограничения для электронных сигарет. «Если руководствоваться интересами потребителей и заботой о здоровье, государство должно стимулировать разработку продукции со сниженным риском для здоровья, а не запрещать ее», — подчеркнула она.

Действующее российское закон​одательство уже содержит большое количество запретов в отношении производства, маркировки и оборота табачных изделий, заметил в разговоре с РБК вице-президент JTI по коммуникациям в России Сергей Киселев. «На этом фоне попытка сократить потребление табака только за счет введения новых жестких ограничений, без анализа эффективности действующих мер и их корректировки, не приведет к ожидаемому результату, а только подорвет функционирование легальной отрасли, ускорит замещение легальной продукции более дешевыми аналогами с теневого рынка и в итоге подорвет стабильность налоговых отчислений в бюджет», — резюмировал он.

С 14 октября 2017 года вступают в силу новые антитабачные меры. Курильщикам придется даже на свежем воздухе искать специально выделенную территорию.

Антитабачный закон ФЗ-15: курить вредно

По имеющейся статистике ежегодно почти полмиллиона россиян уходят из жизни по причине онко- и других серьезных заболеваний, которые вызваны курением или вдыханием сигаретных дымов — так называемым дымоглотанием. Это огромная и ужасающая цифра, и цель принятия такого закона — один из шагов в борьбе со страшной статистикой наряду с такими мерами, как пропаганда здорового образа жизни и воспитание молодых людей в «антитабачном» духе.

Курение в России - настоящий бич современности, самое ужасное, что с каждым годом к курению все больше приобщаются подростки и женщины. Последние не бросают вредную привычку даже будучи в положении. Поэтому не стоит удивляться, что подрастающее поколение вместе с новорожденными, мягко говоря, не отличаются здоровьем.

В 2013 году Правительство России решило взяться за проблему курения в стране. Был подписан и введен в действие закон о запрете курения в общественных местах. Законопроект о курении призван решить две задачи:

  1. Разграничить курящих от некурящих, защитив интересы последних.
  2. Позаботиться о состоянии здоровья граждан, не приобщенных к курению.

Если в 2013 году закон регламентировал небольшой перечень мест, где оштрафуют за сигарету, то в 2017 году он расширен по максимуму.

Однако узнать, будет ли выполнять закон запланированные депутатами функции, мы в ближайшее время вряд ли сможем: по мнению экспертов, положительные сдвиги в оздоровлении нации, вызванные антитабачными запретами и соответствующей пропагандой, Россия сможет ощутить не ранее чем через 5 лет.

Интернет-магазин кальянов «Dark Hydra» предлагает всё необходимое для качественного отдыха: кальяны, табак и уголь. Мы поставляем всё для кальяна владельцам кальянных заведений и отдельным ценителям кальянной культуры: https://darkhydra.com.ua

Штрафы за курение в неположеном месте

Что же касается штрафов для физических лиц — нас с вами, обычных граждан, их суммы приведены в статье 6.24 КОАП: за курение в неположенном месте возьмут 500-1 500 рублей. Исключение составляет чрезвычайно пагубное для малышей дымление сигаретой на детской площадке, и это логично, — здесь курильщику-нарушителю придется раскошелиться на 2 000-3 000 рублей.

Где нельзя курить

Читая ФЗ-15, создается впечатление, что легче назвать места, где можно курить, чем те, где делать это запрещено. Но все же обратимся к тексту закона, к статье 12. Итак, теперь не разрешается «дымить»:

  • Везде, где есть молодежь — в образовательных и других учреждениях, которые занимаются вопросами, касающимися молодого поколения.
  • В учреждениях спортивного, медицинского и санаторно-курортного направления.
  • В электричках и пассажирских поездах, на пассажирских плавательных и воздушных судах, на любых видах общественного транспорта.
  • Ближе чем в 15 метрах от любых вокзалов (ж/д и авто), аэропортов, речных и морских портов, станций метро, а также внутри этих транспортных учреждений и на пассажирских платформах.
  • В жилищных, бытовых, социальных, торговых (в том числе на рынках и в палатках), гостиничных учреждениях, на предприятиях общепита.
  • В госучреждениях.
  • На работе (внутри помещения).
  • В лифтах домов, а также в любых других общих местах в доме.
  • На пляжах и детских площадках.
  • На автозаправках.

Как видим, перечень запретов довольно внушительный. Если подвести итог, курить теперь нельзя в любых общественных местах и учреждениях или около них, в том числе внутри торговых и досуговых центров и даже в ресторанах и кафе. Места и территории, в которых курение возбраняется, оборудуются специальным запрещающим знаком.

Когда запретят курить около подъездов

Минздрав сформировал проект положительного отзыва правительства на поправки в статью 12 закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Минздрав поддерживает запрет курения на открытом воздухе на расстоянии менее чем 10 м от входа в подъезды жилых домов.

Ситуация, когда соседи или гости курят у входа в многоквартирный дом, широко распространена, сказано в пояснительной записке к законопроекту. При этом все граждане, проживающие в подъезде, в том числе дети, пожилые граждане и особенно граждане, страдающие астмой и другими заболеваниями дыхательных путей, вынуждены постоянно вдыхать табачный дым, проходя в собственные дома. А жители нижних этажей многоквартирных домов становятся «заложниками» данной ситуации, вовсе не имея возможности открыть окна, считают в Совете Федерации.

Закон работает - бюджет пополняется

По данным МВД за 2016 год, органы внутренних дел рассмотрели 449 201 материал об административных правонарушениях по ст. 6.24 КоАП «Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах». Было вынесено 5371 решение об устном замечании и 415 260 — о наложении административного штрафа. Общая сумма денежных штрафов по данной статье составила 211,8 млн рублей. По сравнению с предыдущем годом цифра снизились примерно на 8%.

Требования к оборудованию мест для курения

Изолированные помещения для курения табака оборудуются:

  • дверью или аналогичным устройством, препятствующим проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения, с внешней стороны которой размещен
  • знак "Место для курения";
  • пепельницами;
  • искусственным освещением;
  • огнетушителем;
  • приточно-вытяжной системой вентиляции с механическим побуждением, обеспечивающей ассимиляцию загрязнений, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, а также препятствующей проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения;

Специальные места на открытом воздухе для курения табака оснащаются:

  • знаком "Место для курения";
  • пепельницами;
  • искусственным освещением (в темное время суток);
  • информационными материалами о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма.

Видео по теме о запрете курения