Биографии великих людей. Наука и религия в мировоззрении жоржа леметра

Монсиньор Жорж Анри Жозеф Эдуард Леметр (17 июля 1894 - 20 июня 1966) - бельгийский римо-католический священник, почетный прелат, профессор физики и астроном Католического университета Лувена. Отец (позднее монсиньор) Жорж Леметр предложил теорию происхождения Вселенной, которая сегодня известна под названием модели Большого взрыва, хотя он сам назвал ее «гипотезой первичного атома».

После прохождения обучения гуманитарным наукам в иезуитской школе (Коллеж де Сакр-Кур, Шарлеруа), Леметр в возрасте 17 лет поступил в светскую инженерную школу Католического университета Лувена. В 1914 г. с началом Первой мировой войны он прервал свое обучение, поступив добровольцем в бельгийскую армию. За участие в военных действиях был удостоен Военного Креста. После войны Леметр продолжил обучение в области физики и математики и начала готовиться к принятию священства. В 1920 г. получил степень доктора за диссертацию с названием «Аппроксимация функций нескольких вещественных переменных» (l"Approximation des fonctions de plusieurs variables réelles ), написанную под руководством Шарля де ля Валли-Пуссина.

В 1923 Леметр поступил в аспирантуру Кембриджского университета по астрономии, пробыв год в Доме св. Эдмунда (сейчас колледж св. Эдмунда). В Кембридже, Леметр изучил общую теорию относительности Эйнштейна, которая была создана только десятью годами ранее, но которая еще не была адекватно интерпретирована. Эйнштейн сформулировал свою теорию около 1915 г., но было неясно, как ее предсказания относятся к тому виду вселенной, который мы наблюдаем. Все, что было известно с определенностью, это то, что теория предсказывала отношение между пространством и временем, а также отношение между пространством-временем (как мы знаем сегодня) и количественным распределением массивных объектов. Он работал вместе с астрономом Артуром Эддингтоном, который ввел его в современную космологию, звездную астрономию и численный анализ. Следующий год он потратил в обсерватории Гарвард-колледжа в Кембридже, Массачусетс вместе с Харлоу Шейпли, который стал известен благодаря работе о туманностях, а также в Массачусетском технологическом институте, где он получил степень доктора наук.

В 1925 г. по возвращении в Бельгию он стал лектором Католического университета Лувена. Там он начал подготовку статьи, которая в конечном итоге привела его к международному признанию, и которая была опубликована в 1927 г. в «Анналах научного общества Брюсселя» (Annales de la Société Scientifique de Bruxelles) под заглавием «Однородная Вселенная постоянной массы и рост радиуса по расчетам радиальной скорости внегалактических туманностей» (A homogeneous Universe of constant mass and growing radius accounting for the radial velocity of extragalactic nebulae ). В этой статье он представил новую идею расширяющейся Вселенной, но здесь еще не было гипотезы первоатома. Вместо первоначального состояния в данной модели как у Эйнштейна была конечномерная модель статической Вселенной. К несчастью, статья оказала весьма малое влияние, поскольку этот журнал не был читаем астрономами за пределами Бельгии. Леметр одним из первых применил общую теорию относительности к космологии, предсказав открытие закона Хаббла в 1927 г. из затем опубликовав свою теорию первоатома на страницах журнала Nature в 1931 г. В это время Эйнштейн был убежден в статичности вселенной и предварительно выразил свое скептическое отношение к первой статье Леметра в 1927 г. Подобное решение уравнений Эйнштейна, предлагавшее изменение радиуса размера вселенной с течением времени, было предложено в 1922 году А.А. Фридманом, как Эйнштейн сообщил Леметру, когда он подошел к нему с этой теорией на Сольвеевском конгрессе 1927 г. Эйнштейн не предполагал что из его теории может следовать расширение Вселенной, поэтому сказал Леметру «ваши вычисления правильны, но ваше понимание физики отвратительно» (Midbon, 2000:18-19). Однако именно Леметр предложил теоретический механизм, что сделало теорию знаменитой. Следует отметить, что Фридман был математиком и не был знаком, в отличие от Леметра, с данными астрономии. Фридман умер молодым и не оставил дальнейших работ по развитию своих идей.

Теория Фридмана-Леметра была в скором времени подтверждена, поскольку Эдвин Хаббл интерпретировал красное смещение в спектрах удаленных галактик как следствие расширения вселенной. Фактически, Леметр вывел закон Хаббла еще в своей статье 1927 г., на два года раньше самого Хаббла. Однако, так как Леметр провел всю свою творческую жизнь в Европе, а не в эмигрантской Америке, американская пресса предпочитала акцентировать внимание на вкладах ученых, таких как Хаббл или Эйнштейн, которые имели связь с США. И Фридман, и Леметр считали, что вселенная должна расширяться. Леметр пошел дальше Фридмана, сделав вывод о том, что должно иметь место первоначальное «подобное творению» событие. Это теория Большого взрыва в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, и вот почему он доверял этому открытию. Эйнштейн сначала отверг модель Фридмана, а затем (частным образом) и Леметра, сказав, что не всякая математика приводит к правильным теориям. После публикации открытия Хаббла Эйнштейн быстро и публично признал теорию Леметра, оказав помощь и теории и самому священнику в получении быстрого признания.

В 1933 г. Леметр нашел важное неоднородное решение уравнений поля Эйнштейна, описывающих сферическое облако пыли, которое получило название метрики Леметра-Толмена. Эйнштейн хотя и одобрил математику теории Леметра, отказался принять идею расширяющейся вселенной, заметив ему: «Ваши вычисления правильны, но ваша физика отвратительна». В том же году Леметр вернулся в МИТ, чтобы представить свою докторскую диссертацию «Гравитационное поле в жидкой сфере однородной инвариантной плотности согласно теории относительности» (The gravitational field in a fluid sphere of uniform invariant density according to the theory of relativity) . После успешной защиты он получил степень доктора (PhD), и был назначен профессором Католического университета Лувена.

В 1930 г. Эддингтон опубликовал в «Ежемесячных заметках Королевского астрономического общества» (Monthly Notices of the Royal Astronomical Society) пространный комментарий к статье Леметра 1927 г., в котором он описал ее как «замечательное решение» выдающейся проблемы космологии. Статья была опубликована в сокращенном английском переводе в 1931 г., вместе с последовательным ответом Леметра на комментарии Эддингтона. Леметр затем был приглашен в Лондон для того, чтобы принять участие во встрече Британской Ассоциации по взаимоотношению физической Вселенной и духовности. Здесь он предложил модель расширяющейся Вселенной, которая началась с первоначальной сингулярности, и идею «Первичного Атома», которую развил в статье, опубликованной в Nature. Сам о. Леметр также описывал свою теорию как «Космическое яйцо, взорвавшееся в момент творения».

Это предположение встретило скептическую реакцию со стороны ученых того времени. Эддингтон нашел понятие Леметра отвратительным. Как и Эйнштейн, он находил ее подозрительной, поскольку она слишком сильно напоминала христианский догмат творения и была непроверяемой с физической точки зрения.

В январе 1933 г. Леметр и Эйнштейн, которые встречались несколько раз - в 1927 г. в Брюсселе, во время Сольвеевского конгресса, в 1932 г. в Бельгии, во время цикла конференций в Брюсселе и последний раз в 1935 г. в Принстоне - путешествовали вместе в Калифорнию на серию семинаров. После того, как бельгиец детализировал свою теорию, Эйнштейн остановился, зааплодировал и, предположительно, сказал: «Это наиболее прекрасное и удовлетворительное объяснение творения, которое я когда-либо слышал». Однако существовало несогласие в отношении сообщения об этой цитате в газетах этого времени, и вполне возможно, что Эйнштейн имел в виду не теорию как целое, но предположение Леметра о том, что космические лучи могут, фактически, быть последним артефактом первоначального «взрыва». Последующие исследования космических лучей Робертом Милликеном привели к отвержению этой концепции.

В 1933 г., когда Леметр подвел итог разработке своей теории расширяющейся Вселенной и опубликовал ее более детальную версию в «Анналах научного общества Брюсселя», он достиг пика своей славы. Газеты по всему миру называли его знаменитым бельгийским ученым и лидером новой космологической физики. 17 марта 1934 г. Леметр получил от Короля Леопольда III Франкскую Премию, высшую научную награду Бельгии. Его сторонниками были Альберт Эйнштейн, Шарль де ля Валле-Пуссин и Александр де Хемптинн. Членами международного жюри были Эддингтон, Ланжевен и Теофил де Донде.

В 1936 г. Леметр был избран членом Понтификальной Академии наук. Он принял активную роль в ее работе, стал президентом в марте 1960 г. и оставался им до своей смерти. В конце работы Второго Ватиканского собора он с удивлением узнал о том, что был назначен папой возглавить комиссию по исследованию вопросов, связанных с контролем рождаемости. Однако, поскольку он не мог ездить в Рим вследствие слабого здоровья (он перенес сердечный приступ в декабре 1964 г.), то отказался, выразив свое изумление, что вообще был избран, сказав своему доминиканскому коллеге Р.Анри де Ридматтену, что он считает опасным для математика заниматься чем-то вне своей специальности. В 1960 г. папой Иоанном XXIII он был возведен в прелата.

В 1941 г. Леметр был избран членом Королевской Академии наук и искусств Бельгии. В 1946 опубликовал свою книгу «Гипотеза первоатома» (L"Hypothèse de l"Atome Primitif ). В 1953 г. он был удостоен самым первым медали Эддингтона, учрежденной Королевским астрономическим обществом. В течение 1950-х он постепенно уходит с преподавательской деятельности, полностью завершив ее заслуженным профессором в 1964 г.

В конце своей жизни он все больше и больше посвящал себя численному анализу. Леметр был прекрасным математиком. Он использовал наиболее мощные вычислительные машины своего времени. В 1958 г. он ввел в университете первый электронный компьютер. До конца жизни Леметр сохранял сильный интерес к развитию компьютерной техники, а также к проблемам языка и программирования. Леметр умер 20 июня 1966 года вскоре после того, как узнал об открытии космического микроволнового излучения, которое стало подтверждением его интуиций о рождении Вселенной.

20 июня 1966 года в Лёвене скончался монсеньор Жорж Анри Жозеф Эдуард Леметр. Этот священник и профессор Католического университета Лувена признан сегодня одним из величайших физиков ХХ века за его важный вклад в физическую космологию. Неслучайно Европейское космическое агентство (ЕКА) назвало именем Леметра пятый автоматический грузовой корабль (Automated Transfer Vehicle, ATV) Международной космической станции (МКС). 29 июля 2014 года с космодрома Куру был запущен «ATV-5 Леметр» для миссии длительностью шесть с половиной месяцев, на борту ракеты-носителя «Ariane 5».

Родился в Бельгии, в Шарлеруа, 17 июля 1894 года. Завершая высшее образование в иезуитском колледже этого города, он почувствовал в себе одновременно два призвания: к священнической жизни и к науке. Поскольку отец посоветовал ему отложить поступление в семинарию, Жорж начал изучать инженерное дело.

Но после трёх лет учебы в Левене его занятия были прерваны Первой мировой войной. Он участвует в жестоких боях при Изере и использует свободное время, чтобы размышлять над Писанием и читать некоторые книги Анри Пуанкаре. Во время отпуска он отправляется в Париж, чтобы встретиться с Леоном Блуа, чьи работы он высоко ценил.

В конце войны Леметр отказывается от своих инженерных изысканий и в 1919 году получает то, что мы сегодня назвали бы степенью магистра в области математики и физики, а также степень бакалавра в области томистской философии. Это происходит в Высшем институте философии, основанном кардиналом Мерсье.

В 1920 году — верный своему призванию — Леметр вступает в Мехелене в семинарию для поздних призваний: в Maison Saint Rombaut (Дом святого Ромбо). Распознав в Жорже исключительный ум, кардинал Мерсье разрешает ему продолжать научные исследования во время духовной учёбы: это позволит ему раскрыть и углубить теорию специальной и общей относительности и написать по этому случаю труд «Физика Эйнштейна», который принес ему стипендию для продолжения учебы в Англии.

В 1923 году в Малинесе кардинал Мерсье рукоположил Жоржа Леметра в сан священника. Во время рукоположения Леметр также примкнул к священническому братству «Друзья Иисуса», основанному тем же кардиналом.

Жорж Леметр на всю жизнь останется верен этому братству, где епархиальные принимали обет нестяжания, а также особый обет посвящения Христу. Отец Леметр, как и все члены «Друзей Иисуса», до и после ежедневной Мессы проводил час в поклонении и каждый год принимал участие в десятидневных духовных упражнениях в уединении от мирских забот. Многие из научной сферы пренебрегали этой «глубокой духовной обязанностью», какой её считал Жорж Леметр, но сам он навсегда останется верным братству и его требованиям, особенно обету бедности и ежедневного поклонения Пресвятым Дарам. Он постоянно был с «Друзьями Иисуса», которые изучали и размышляли над текстами блаженного фламандского мистика Яна ван Рёйсбрука (Восхитительного).

Во время своего пребывания в Доме святого Ромбо, изучая одновременно и физику, Жорж пользовался любой возможностью, чтобы изучить основы китайского языка. В этом ему помогал один китайский семинарист, которого Леметр обучал французскому и катехизису. Это объясняет, почему в начале тридцатых годов он активно занимается приёмом китайских студентов, прибывающих в Левен, в тесном сотрудничестве с отцом Леббе и с монахами бенедиктинского аббатства Сен-Андре в Брюгге, особенно с Доном Теодором Неве. В период между 1929 и 1930 годами молодой священник Жорж Леметр стал директором дома китайских студентов в Левене.

В 1923-1924 годах — благодаря вышеупомянутой стипендии — Леметр изучал астрономию и общую теорию относительности в Кембридже (Великобритания) с сэром Артуром Эддингтоном. Влияние последнего на Леметра было очень глубоким, и некоторые из соображений учёного, по существу, руководили научной деятельностью молодого священника.

Затем Леметр отправился в Соединенные Штаты, где в 1924-1925 гг. работал в обсерватории Гарвардского колледжа и приступил к написанию докторской диссертации в Массачусетском технологическом институте. Он воспользовался этим пребыванием, чтобы посетить крупные астрономические обсерватории и собрать — что будет иметь в дальнейшем фундаментальное значение — новейшие данные о скорости и размерах галактик, которые тогда ещё назывались туманностями.

Вернувшийся в университет Левена в 1925 году аббат Леметр был назначен профессором во франкоязычной секции. Он останется там до 1964 года, оказывая огромное влияние на целые поколения студентов, инженеров, математиков и физиков своими оригинальными лекциями и глубокой человечностью. Именно в Левене, после защиты диссертации, он внёс свой наиболее значительный вклад в космологию. В чем это заключалось?

Прежде всего, Леметр первым в 1927 году объяснил то, что позже будет называться «законом Хаббла». Этот закон, опубликованный только через два года, гласит, что скорость удаления галактик прямо пропорциональна расстояниям до них. Его объяснение основано на модели расширяющейся Вселенной без начала и конца (сегодня называемой «вселенной Эддингтона-Леметра»). В этой модели не только галактики движутся во вселенной, но и вселенная «расширяется», отдаляя галактики друг от друга. Таким образом, Леметр вводит в самое сердце физики идею истории самой Вселенной.

Леметр также известен как один из первых физиков, который ввёл и дал определение — в 1931 году — идее «естественного начала» Вселенной. Бельгийский космолог представляет её в виде «начальной сингулярности» и физического состояния крайней концентрации энергии-материи, переведённой в известное, сегодня устаревшее понятие «примитивного атома». Между 1931 и 1965 годами немногие защищают эту теорию: тогда они ещё не располагали данными, которые подтверждали бы её, а также — и, возможно, особенно — потому, что они путали идею «космического начала» Вселенной с богословской идеей сотворения.

Термин «Большой взрыв» был, среди прочего, изобретен Фредом Хойлом, дабы высмеять гипотезу Леметра. Хойл, Бонди и Голд разработали теорию, альтернативную космологии «примитивного атома». Эта теория была названа космологией «стационарного состояния» (Steady State Cosmology): в ней Вселенная всегда остается одинаковой, в постоянном расширении, без начала и конца. Как это ни парадоксально, чтобы получить такую модель Вселенной, они должны были постулировать непрерывное творение материи! В 1965 году открытие космического микроволнового фона (Cosmological Microwave Background) реликтового излучения в 2,7 К, совершённое Пензиасом и Уилсоном, подтвердит интуицию Леметра.

С 1931 года о. Леметр был одним из первых, кто утверждал, что должно существовать излучение с самых первых моментов Вселенной и оно способно дать нам ценную информацию. Лишь за год до своей смерти бельгийский учёный узнал об открытии реликтового излучения (которое подкрепляет космологию Большого взрыва) благодаря одному из своих друзей и соратников, Одону Годару. Однако Леметр ошибочно полагал, что это реликтовое излучение состоит из «космических лучей», заряженных частиц, уловленных магнитным полем Земли. Тем не менее, он глубоко изучил траектории этих частиц и внёс значительный вклад в развитие теории северных и южных полярных сияний.

Подобное исследование требовало использования мощных компьютеров, таких, как аналоговая вычислительная машина Буша в Массачусетском технологическом институте, а также первый компьютер Университета Левена, установленный в 1958 году. Первым программистом этого компьютера стал именно о. Жорж Леметр.

Модель Вселенной, которую Леметр предложил в 1931 году в поддержку своей гипотезы первичного атома, характеризуется современной фазой ускорения. Последнее связано со знаменитой «космологической постоянной» и с широко изучаемой сегодня загадкой «тёмной энергии». Интересно отметить, что Леметр всегда защищал, вопреки мнению самого Эйнштейна, важность космологической постоянной, которую он считал связанной с квантовыми явлениями.

Нельзя не вспомнить о том, что Леметр совершил много других важных исследований и открытий. Среди них отметим исследования в области общей теории относительности, сингулярностей и систем координат, которые позволяют устранить их. Леметр преуспел также в области классической механики (задача трёх тел), численного анализа (быстрое преобразование Фурье до его официального изобретения), а также в алгебраической теории спиноров.

Леметр был другом Эйнштейна, Эли Картана и многих других известных учёных. Он также получил множество престижных наград (Prix Francqui, медаль Менделя и другие).

Жорж Леметр всегда высоко ценил религиозное измерение своей жизни, методически и скрупулезно различая научную и богословскую сферы, которые были для него «двумя путями к истине». Однако в самом центре жизни, в действии — как он уточнил в 1936 году во время Католического конгресса в Малинесе — эти два измерения, научное и религиозное, нашли своё единство. Леметр говорил, что вера дала ему оптимизм, так как знал, что загадка Вселенной имеет решение.

В 1951 году Папа Пий XII произнес речь перед Папской академией наук, в своём выступлении Епископ Рима упомянул (не называя Леметра) о начале Вселенной, следуя гипотезе первичного атома. Отец Леметр живо отреагировал на эту речь: однако его реакция не была связана с проблемой отношений между наукой и верой как таковой. Космолог не хотел, чтобы в качестве доказательств, даже косвенно, выдвигалась его непроверенная в то время гипотеза. Бельгийский учёный сообщил об этом Папе, который, глубоко уважая священника и его труды, принял это во внимание. В 1935 году Леметр был избран почетным каноником капитула Дома святого Ромбо.

В 1960 году Папа Иоанн XXIII возвёл его в сан епископа и поручил ему руководство Папской академией наук, членом которой он был с момента её основания в 1936 году. Во время Второго Ватиканского собора монс. Леметр был назначен Папой Павлом VI членом Исследовательской комиссии по вопросам контроля рождаемости. Поскольку тогда здоровье прелата из Левена стало ухудшаться, он отказался от назначения, написав подробный доклад для этой группы.

Человек большой культуры — он был пианистом и интересовался французской литературой, особенно произведениями Мольера — монс. Леметр сохранил на всю жизнь простую душу и большую доброту, а также огромное уважение ко всем людям, которых он встречал, какими бы ни были их убеждения. Через пятьдесят лет после смерти Жоржа Леметра его путь остаётся сильным и красноречивым свидетельством о том, что можно заниматься наукой на самом высоком уровне и проводить передовые исследования, сохраняя при этом человечность и глубокую веру.

> > Жорж Леметр

Биография Жоржа Леметра (1894-1966 гг.)

Краткая биография:

Образование : Католический университет Лёвена,
Кембриджский университет

Место рождения : Шарлеруа, Бельгия

Место смерти : Лёвен, Бельгия

– бельгийский астроном и священник: биография с фото, идея расширения Вселенной, исследование Большого Взрыва, постоянная Хаббла, теория первоатома.

(17 июля 1894-20 июня 1966) родился в бельгийском городе Шарлеруа, где и получил начальное образование, посещая иезуитскую школу. В возрасте 17 лет Жорж начал изучать инженерное дело в Католическом Университете Лувена, но с началом войны 1914 года был призван в бельгийскую армию по собственному желанию. Под конец боевых действий награжден Военным Крестом. После окончания войны продолжил изучение физики, математики, астрономии и теологии в Лёвенском университете. В 1923 году стал аббатом. В том же году Леметр отправился в Кембриджский университет, где выполнил множество работ в области космологии, звёздной астрономии и численного анализа.

В этот период жизни он работал непосредственно под руководством Артура Эддингтона и был его учеником. После этого он продолжил занятия астрономией в Гарвардской обсерватории и получил докторскую степень в Массачусетском технологическом институте. В 1925 году он вернулся в Бельгию и стал лектором Католического университета Лувена, а после профессором Лёвенского университета. В 1936 году он стал членом Папской Академии Наук, и внес значительную лепту в ее развитие. Умер Жорж Леметр являясь председателем Папской Академии Наук.

В 1925 году он начал готовить статью, которая принесла ему мировое признание. Статья была опубликована в 1927 году, в начале, она не была воспринята широким кругом астрономов, потому что журнал, опубликовавший ее, не пользовался популярностью за пределами Бельгии. В ней Леметр представил идею о расширяющейся вселенной, но здесь еще не было теории первоатома. Следует упомянуть, что эта теория была разработана независимо от Александра Фридмана, который опубликовал свою первую статью по релятивистской космологии в 1922 году. Леметр первый предложил ввести оценку коэффициента зависимости между расстоянием и скоростью галактик. Сейчас этот коэффициент известен, как постоянная Хаббла.

Дело в том, что Леметр из-за недостатка наблюдаемых данных отказался от публикации ряда результатов, и через несколько лет эта величина была эмпирически выведена Э. Хабблом. А в 1949 году Фред Хойл прокомментировал теорию об эволюции вселенной начиная с "первоначального атома" и дал ей ироничное название "Большой взрыв", что и закрепилось в истории.

леметр жорж санд, леметр жорж башур
17 июля 1894({{padleft:1894|4|0}}-{{padleft:7|2|0}}-{{padleft:17|2|0}})

Жорж Леметр (фр. Georges Henri Joseph Édouard Lemaître; 1894-1966) - бельгийский католический священник, астроном и математик.

  • 1 Биография
  • 2 Вклад в науку
  • 3 Награды
  • 4 Публикации
  • 5 Примечания
  • 6 См. также
  • 7 Литература

Биография

Родился в Шарлеруа (Бельгия), в 1914 году окончил иезуитский колледж в Шарлеруа, после чего продолжил образование в Лёвенском университете по инженерной специальности. Во время первой мировой войны был мобилизован в армию, служил в артиллерии, был награждён Военным Крестом (фр. Croix de guerre). После войны продолжил обучение в Лёвенском университете, где изучал математику, физику, астрономию и теологию. 1923 году получил сан аббата, после чего направился в Кембриджский университет. качестве студента-исследователя Леметр под руководством А. С. Эддингтона выполнил ряд работ по космологии, звёздной астрономии и вычислительной математике. Занятия астрономией он продолжил в США - в Гарвардской обсерватории, где он работал с Харлоу Шепли и Массачусетском технологическом институте, где Леметр получил степень доктора наук.

С 1925 года, вернувшись в Бельгию, работал профессором астрофизики, а позднее - прикладной математики Лёвенского университета.

В 1960 году был назначен президентом Папской академии наук и занимал этот пост до своей смерти.

Вклад в науку

Основные труды Леметра в области математики посвящены представлениям группы Лоренца, связанных с релятивистскими волновыми уравнениями, и алгебре кватернионов.

Основные труды в релятивистской астрофизике и космологии связаны с теорией «Большого взрыва». Является автором теории расширяющейся Вселенной, разработанной им независимо от А. А. Фридмана, первая статья которого по релятивистской космологии была опубюликована в 1922 году. Ознакомившись во время пребывания в США с исследованиями Весто Слайфера, Эдвина Хаббла по красному смещению галактик, в 1927 году опубликовал свое объяснение этого явления: наблюдаемое спектроскопически разбегание галактик отождествил с расширением Вселенной.

Леметр первым сформулировал зависимость между расстоянием и скоростью галактик и предложил в 1927 году первую оценку коэффициента этой зависимости, известную ныне как постоянная Хаббла. При опубликовании перевода работы в заметках Британского королевского астрономического общества отказался от публикации ряда результатов, в том числе закона Хаббла, из-за недостаточных наблюдательных данных. Эта величина была эмпирически установлена Э. Хабблом несколько лет спустя.

Теория Леметра об эволюции мира начиная с «первоначального атома» иронично была названа «Большим взрывом» Фредом Хойлом в 1949 году. Это название, Большой взрыв, исторически закрепилось в космологии.

Награды

  • Премия Франки - 1934
  • Медаль Эддингтона - 1953

В его честь назван кратер на Луне и астероид № 1565.

Публикации

  • G. Lemaître, Discussion sur l"évolution de l’univers, 1933
  • G. Lemaître, L’Hypothèse de l’atome primitif, 1946
  • G. Lemaître, The Primeval Atom - an Essay on Cosmogony, D. Van Nostrand Co, 1950

Примечания

  1. Ю. Н. Ефремов, Постоянная Хаббла
  2. Космос-журнал: Кто открыл расширение Вселенной?

См. также

  • Большой взрыв
  • Фридман, Александр Александрович (физик)

Литература

  • Хеллер М. М., Чернин А. Д. У истоков космологии: Фридман и Леметр. - М.: Знание: Новое в жизни, науке, технике (Космонавтика, астрономия), 1991.
  • Колчинский И. Г., Корсунь А. А., Родригес М. Г. Астрономы. Биографический справочник. - Киев: Наукова думка, 1977.
  • Пиблс П. Физическая космология. - Москва: Мир, 1975.
  • Dirac P.A.M. The scientific work of George Lemaître. - Commentarii Pontificia Acad. Sci.,2, № 11,1, 1969.

леметр жорж башур, леметр жорж санд, леметр жорж сименон, леметр жоржета

Кирьянов Димитрий, священник

Жорж Леметр находился у истоков современной научной космологии, в то же время являясь католическим священником. Его взгляд на соотношение науки и религии имеет большое значение как для понимания истории этих отношений, так и в контексте современных дискуссий в этой области.

Современная космология начала развиваться только в XX веке. В период, предшествующий этому, космологические воззрения отдельных ученых носили исключительно гипотетический характер и практически не опирались на серьезную научную базу. Существенное изменение ситуации в космологии произошло в первой четверти XX века, когда Альберт Эйнштейн сформулировал уравнения общей теории относительности, описывающие поведение Вселенной. Сам Эйнштейн, как и большинство ученых того времени, считал, что Вселенная существует вечно и неизменна в пространстве и во времени. Однако стационарное решение уравнений Эйнштейна, предложенное де Ситтером, описывало вселенную без материи, что противоречило основной интуиции Эйнштейна, которая привела его к формулировке общей теории относительности (ОТО). Первым, кто предложил нестационарное решение уравнений общей теории относительности Эйнштейна был русский ученый А. Фридман. Однако в статьях, которые А. Фридман опубликовал в журнале Zeitschriftfur Physik в 1922 и 1924 гг., основной акцент был сделан на математических аспектах ОТО, он не рассматривал возможности какого бы то ни было экспериментального подтверждения своих догадок. Тем не менее, Фридман был первым, кто ввел в релятивистскую космологию 2 ключевых понятия - возраст мира и творение мира. Он, в частности писал: «Время с момента творения вселенной - это время, которое прошло с момента, когда пространство было точечным (R_0) до настоящего состояния (R_R0); это время также может быть бесконечным». В своих статьях Фридман использовал термин «творение» (немецкое Erschaffung), однако вряд ли можно утверждать, что он связывал употребление этого слова с каким-либо метафизическим или религиозным смыслом. В своей работе «Мир как пространство и время» Фридман попытался вычислить время, которое прошло с момента «сотворения». Не объясняя критериев оценки возраста, он сделал вывод о том, что вселенной «10 миллиардов обычных лет». Вряд ли возможно сегодня сказать с уверенностью о том, насколько религиозным был А. Фридман, однако эпиграфом к своей книге он взял цитату из книги Премудрость, «Вся мерою и числом сотворил еси» (Прем. 11,20), а закончил фрагментом из оды «Бог» Г.Р. Державина:

Измерить океан глубокий,

Сочесть пески, лучи планет

Хотя и мог бы ум высокий, —

Тебе числа и меры нет!

Работы А. Фридмана в области космологии остались практически незамеченными на Западе, и основная роль в рецепции научным сообществом модели расширяющейся вселенной принадлежит другому ученому, католическому священнику Ж. Леметру. Он получил физико-математическое образование в университете Лувена, в Бельгии, защитил докторскую диссертацию по математике, и в тот же год поступил в семинарию архиепископии Малины. В сентябре 1923 г. он был рукоположен в сан священника и непосредственно после этого отправился в Кембридж на постдокторскую программу под руководством А. Эддингтона.

После того, как Леметр получил степень доктора философии Массачусетского Института Технологии в 1927, он был назначен на должность профессора Католического университета Лувена. В том же году он сделал свой ключевой вклад в космологию, опубликовав статью «Однородная вселенная постоянной массы и увеличение радиуса в зависимости от радиальной скорости удаленных галактик». Во время написания статьи 1927 г. Леметр не знал о том, что А.Фридман предвосхитил его на пять лет. С формально математической точки зрения Леметр не внес большего вклада, чем Фридман, однако с физической точки зрения его статья была совершенно иной. Его работа была не инструменталистским описанием или простым математическим упражнением в общей теории относительности, но, напротив, была нацелена на представление картины реальной вселенной. Фридман рассматривает модель расширения исключительно с позиций математического формализма и говорит о невозможности подтвердить ее какими-либо астрономическими данными. Напротив, Леметр рассматривает возможность получения наблюдательных данных в пользу расширяющейся вселенной, таких как галактическое красное смещение, здесь он выводит отношение между расстоянием и линейной скоростью, которое, как показано в статье Д. Блока, незаслуженно получило имя Хаббла, а не Леметра.

Статья Леметра 1927 г. являлась научной работой, созданной исключительно в рамках релятивистской космологии, и не касалась философских и религиозных вопросов. Модель вселенной, предложенная Леметром, включала космологическую постоянную и начиналась с медленного расширения из состояния стационарной вселенной, заканчиваясь в состоянии, близком к модели вселенной де Ситтера. Леметр подчеркивал, что необходимо найти причину расширения вселенной, однако эта причина, по его мнению, находится целиком и полностью в рамках физического описания. К сожалению, статья 1927 г. осталась малоизвестной, поскольку Леметр опубликовал ее на французском языке в малоизвестном журнале, послав копии Эддингтону и де Ситтеру, однако они не обратили на статью внимания. Эйнштейн знал о теории, но отказался принимать ее серьезно как описание реальной вселенной. Только в 1930 г. на встрече Королевского Астрономического общества Эддингтон и де Ситтер признали, что ни одна из статических моделей не является удовлетворительной, и единственным решением проблемы должна быть нестационарная вселенная. К 1931 г. большинство ученых согласились с Эддингтоном и де Ситтером, что вселенная расширяется, и дальнейшее развитие космологических теорий должно опираться на уравнения Фридмана-Леметра. К глубокому сожалению, статья Леметра 1927 г. была серьезным образом цензурирована при издании Королевским астрономическим обществом ее английского перевода в 1931 г. Тем не менее, именно с этого времени модель расширяющейся вселенной получает публичное признание, и появляются первые публикации, посвященные ее популяризации. Первой была книга Дж. Джинса «Таинственная вселенная», за которой в 1931 г. последовал Дж. Краутер «Обзор вселенной», в 1932 «Космос» де Ситтера и в 1933 «Расширяющаяся вселенная» Эддингтона.

После того, как работы Фридмана и Леметра стали известны и модель расширяющейся вселенной получила общее признание, стало очевидно, что некоторые из решений уравнений Фридмана-Леметра предполагают расширение вселенной из сингулярного состояния. Однако в то время такие решения или модели мира игнорировались или рассматривались как несоответствующие физической реальности. Например, в июне 1930 г. вскоре после обращения к теории Леметра, Де Ситтер, исследовал возможные мировые модели, в том числе те, которые начинались в сингулярности. Однако он считал их не более чем математическими решениями, которым невозможно приписать какого-либо физического значения.

В статье «Расширяющаяся Вселенная», опубликованной в марте 1931 г., Леметр разработал различные аспекты модели расширяющейся вселенной, которую он предложил 4 года ранее. Его модель предполагала, что вселенная развивается из стационарной модели вселенной Эйнштейновского типа, однако Леметр также серьезно рассматривает вопрос о том, что вызвало первоначальную нестабильность. В заметке для журнала Nature от 9 мая 1931 г. Леметр пишет о том, что «настоящее состояние квантовой теории предполагает начало мира, существенно отличающееся от настоящего порядка природы».

Около 1930 среди физиков было много дискуссий, в которых оспаривалось классическое представление о пространственно-временном континууме. Особенно актуальными такие дискуссии были в области квантовой физики. Например, Нильс Бор утверждал за несколько месяцев до Леметра, что концепция пространства и времени имеют только статистическую достоверность. Текст заметки о начале вселенной предполагает, что бельгийский космолог был знаком со взглядами Бора и других квантовых физиков: «Теперь в атомных процессах понятия пространства и времени являются не более чем статистическими понятиями: они исчезают, когда применяются к отдельным феноменам, вовлекающим небольшое количество квантов. Если мир начался с одного кванта, понятия пространства и времени должны быть лишены какого-либо смысла в начале; они должны начаться только когда первоначальный квант разделился на достаточное количество квантов. Если это предположение корректно, начало мира было немного раньше возникновения пространства и времени. Я думаю, что такое начало мира является весьма отличным от настоящего порядка природы».

Леметр понимал неполное состояние квантовой и ядерной физики, и признавал, что было преждевременно говорить о состоянии первоначального кванта, но, тем не менее, предположил, что он может быть связан с тяжелыми атомными ядрами. Он писал, что в этом случае «мы можем представить начало вселенной в форме уникального атома (атомного ядра), атомного веса, из которого происходит вся масса вселенной. Этот в высшей степени нестабильный атом разделился на все более меньшие атомы посредством некоторого вида сверхрадиоактивного процесса». Это было написано до открытия нейтрона и поворота в ядерной физике 1932 г., поэтому Леметр выразился неясно и метафорически. Предположение о сверх-трансурановом атоме может показаться странным, но это была просто попытка представить непредставимое первоначальное состояние вселенной. В последнем параграфе своей заметки Леметр обращается к другому результату квантовой физики, фундаментальному индетерминизму, выраженному принципом неопределенности Гейзенберга. Леметр полагает, что начало эволюции вселенной может быть обусловлено квантовой неопределенностью: «Очевидно, что первоначальный квант не может скрывать в себе всю причину эволюции; но, согласно принципу неопределенности, это не является необходимым. Наш мир теперь понимался как мир, где нечто действительно случается; весь рассказ о мире не нуждается в записи в первом кванте подобно песне на пластинке. Вся материя мира должна присутствовать в начале, но рассказ должен быть написан шаг за шагом». Его картина ранней вселенной была таковой: «В начале вся масса вселенной должна существовать в форме уникального атома; радиус вселенной, хотя и не является строго нулевым, все же относительно мал. Вся вселенная должна быть произведена посредством распада первоначального атома. Может быть показано, что радиус пространства должен увеличиваться. Некоторые фрагменты сохраняют продукты распада и формируют кластеры звезд или отдельные звезды произвольной массы». В своей первоначальной гипотезе космологического начала Леметр не связывал космологическое излучение с первоначальным взрывом первоатома, но с формированием последовательного распада сверхрадиоактивных звезд вскоре после этого. Эволюция Леметровской вселенной проходила в три фазы: «Первый период быстрого расширения, в котором вселенная-атом распадалась на атомические звезды; период замедления; и наконец, третий период ускоренного расширения. Несомненно, что мы находимся сегодня в этом третьем периоде, и ускорение пространства, которое следует за периодом медленного расширения, может быть ответственным за отделение звезд во внегалактических ядрах галактик».

Модель Леметра 1927 г. и его вселенная 1931 г. предполагали, что пространство является замкнутым, хотя этот выбор был сделал исходя из эпистемологических оснований. Приверженность конечности пространства Леметра была очевидной еще в первой статье по релятивистской космологии 1925 г. и она проистекала из его богословских воззрений. Он полагал, что вселенная, как все ее составляющие части, была постижима для человеческого разума, вера, которую он не мог примирить с бесконечным пространством, включающим бесконечное число объектов. Отношение Леметра к наличию космологических сингулярностей также находилось под влиянием его эпистемологических предпосылок. Хотя его модель вселенной первоатома была моделью Большого Взрыва, она не имела начала в сингулярности. Такая сингулярность находится вне физического понимания, в то время как гипотетический суператом Леметра должен быть субъектом законов физики. В то же время Леметр настаивал, что было физически бессмысленным говорить о времени (и, следовательно, о существовании) в первичном атоме «до» первоначального взрыва. Он находил невозможным определить физическое состояние системы, когда не существовало мыслимого метода измерения времени. Леметр также был совершенно убежден в том, что космологическая постоянная имеет ненулевое значение и играет специфическую роль в космологии. В противоположность Эйнштейну, который с 1931 г. уже не интересовался моделями с константой, Леметр признавал ее «теоретическую необходимость». Он пытался несколько раз убедить Эйнштейна в необходимости ненулевой космологической константы, но тщетно. Эйнштейн считал введение космологической постоянной в уравнения неуклюжим, но необходимым выбором, который он сделал в 1917 г., но с точки зрения прогресса космологии к 1931 г. этот выбор должен быть отвергнут. Понимание научной эстетики у Леметра в значительной степени отличалось от Эйнштейна.

Принимая во внимание глубокое понимание Леметром физической теории и вопросов богословия, было естественно, что он был озабочен решением вопроса об отношении между наукой и религией. Будучи молодым ученым еще в 1921 г. Леметр опубликовал свои первые размышления на эту тему под названием «Первые три слова Бога», где он стремился переосмыслить высказывания книги Бытия с использованием концепций современной физики. Здесь он рассматривает создание Богом света и последующее творение материального мира. Например, он использовал идею излучения черного тела, интерпретируя слова Писания «Да будет свет» как способ творения Богом мира из ничего: «Невозможно для любого тела существовать без испускания света, поскольку все тела при определенной температуре испускают излучение всех длин волн (теория черного тела). В физическом смысле, абсолютная темнота есть ничто… Перед «Да будет свет», абсолютно не было света и, следовательно, абсолютно ничего не существовало». Будучи молодым ученым, Леметр полагал разумным использовать физику для изучения Библии, поскольку полагал, что существует общее согласие между Писанием и современной наукой. Однако спустя некоторое время Леметр приходит к выводу, что конкордизм не может быть корректным, и Библия не должна прочитываться как научный текст.

Во время поездки Леметра в США в 1932-1933 гг. журналисты заинтересовались его взглядами на отношение между наукой и религией. Так, в Нью-Йорк Таймс писали: «Вот человек, который твердо верит в Библию как откровение свыше, но который развивает теорию вселенной без какого-либо отношения к учению откровенной религии о Бытии. И не существует конфликта!» В интервью, данном Эйкману, Леметр объяснил свой взгляд в виде притчи, в которой подчеркнул, что конкордизм не является корректной методологией для диалога между наукой и богословием: «Он просто будет стимулировать не думающих людей воображать, что Библия учит непогрешимой науке, в то время как мы можем лишь сказать, что случайным образом один из пророков сделал правильную догадку».

Леметр получил классическое католическое образование в рамках томистской философии, особенно подчеркивавшей автономию философии и науки в своих вопросах. Путь научный и религиозный выражены на различных языках, касаются различных областей, оба эти пути движутся параллельно к одной и той же истине - трансцендентной реальности Бога. Эйкману Леметр ответил, что поскольку существует два пути постижения истины, он решил последовать обоим: «Ничто в моей работе, ничто, что я когда-либо изучил в области науки или религии не побудит меня изменить это мнение. Я не нуждаюсь в примирении конфликта. Наука не потрясала моей веры в религию, и религия никогда не ставила передо мной вопроса о выводах, получаемых посредством научных методов». Как отмечает биограф Леметра Д. Ламберт, взгляды Леметра на соотношение науки и веры во многом испытали влияние его учителя А. Эддингтона. Леметр подчеркивал, что не может быть никакого действительного конфликта между верой и наукой. Библия дает информацию о способах спасения, но почти ничего не говорит о мире природы. Иногда ученые слишком буквально понимают Писание. Он пишет: «Сотни профессионалов и известных ученых действительно полагают, что Библия претендует на то, чтобы научить науке. Это подобно утверждению, что должна быть аутентичная религиозная догма в теореме о биноме… Должен ли священник отвергать теорию относительности, поскольку она не содержит никакого авторитетного изложения учения о Троице?» Подобным образом, хотя астроном познает, что мир существует 2 млрд. лет, а книга Бытия ясно говорит нам, что творение осуществлено за шесть дней, не существует причины отвергать Библию. «Книга Бытия просто пытается научить нас, что один день из семи должен быть посвящен покою, богослужению и почитанию - всему, что необходимо для спасения». Более того, если бы научное знание было необходимо для спасения, оно должно было бы быть открыто авторам Писания. Учение о Троице - «гораздо более глубокое, чем что-либо в теории относительности или квантовой механике» - выражено в Библии, поскольку оно является необходимым для спасения, что не относится к теории относительности, о которой ни апостол Павел, ни Моисей не имели ни малейшего представления. Леметр развивает свою позицию следующим образом: «Авторы Библии были руководимы в той или иной степени - одни больше чем другие - вопросом спасения. В других вопросах они были на уровне людей своего времени. Поэтому совершенно не имеет значения, есть ли в Библии ошибки в исторических или научных фактах, особенно если ошибки относятся к событиям, которые не были непосредственно наблюдаемы теми, кто писал о них. Идея, что поскольку они были правы в их учении о бессмертии и спасении, они должны также быть правы во всех остальных предметах, является просто ошибкой людей, которые имеют неполное понимание того, почему Библия дана нам вообще».

Следует отметить, что представление о том, что Писание не является учебником, где можно найти ответы на космологические вопросы, имеет длительную историю в рамках христианской мысли. Леметр был, несомненно, осведомлен о том, что этого взгляда придерживался Августин более чем 1500 лет назад: «Какое, в самом деле, мне дело, со всех ли сторон небо, как шар, окружает землю, занимающую центральное место в системе мира, или же покрывает ее с одной верхней стороны, как круг?» спрашивает отец Церкви. «…авторы наши имели правильное познание о фигуре неба, но Духу Божию, который говорил чрез них, не угодно было, чтобы они учили людей о подобных, бесполезных для спасения, предметах». Подобным образом взгляд на соотношение науки и Библии отстаивал в своем письме 1615 г. великой герцогине Христине Г.Галилей, говоря, что «положения солнца, земли и звезд» никоим образом не касаются первой цели Священных писаний, которые являются служением Богу и спасением души». Галилей добавил, что «намерение Святого Духа в том, чтобы научить нас, как взойти на небеса, а не тому, как небеса движутся» .

В 1936 г. Леметр стал членом Понтификальной Академии наук, а с 1960 до своей смерти в 1966 он служил в качестве ее президента. Первый международный симпозиум, спонсированный обновленной академией и посвященный проблеме возраста вселенной, должен был пройти в конце 1939 г., но был отменен в связи с началом войны. Деятельность Леметра в рамках академии была прервана в течение военных лет, и восстановлена только в 1948, когда он представил лекцию о гипотезе первоатома перед собранием академиков. Именно по рекомендации Леметра в 1961 г. Поль Дирак был приглашен стать членом академии. Дирак имел некоторый интерес к религии и обсуждал эти вопросы с Леметром. Дирак писал о том, что был восхищен «величием картины, которую он представил», а в одной из дискуссий с Леметром подчеркнул, что космология является наиболее близкой к религии областью науки. К удивлению Дирака Леметр не согласился с этим тезисом и сказал, что наиболее близкой к религии является психология. Леметр постоянно подчеркивал значительную концептуальную дистанцию, которая пролегает между двумя путями познания истины. С его точки зрения науки, включая космологию, не имеют прямого отношения к религии, субъекту, чьей областью были души, а не галактики. Леметр часто выражал различие между верой и наукой, или между Богом и физическим миром, обращаясь к представлению о Deusabsconditus . Пророк Исайя говорит о Боге Израиля как скрывающем Себя Боге (Ис. 45.15). В 1936 Леметр в выступлении на католическом конгрессе в Малине подчеркнул, что «Божественное вездеприсутствие является существенно скрытым. Не может быть вопроса о сведении высшего Существа к рангу научной гипотезы». Этот взгляд Леметр не изменил до конца жизни.

В 1958 г., выступая Сольвеевском конгрессе с докладом по космологии, Леметр выразил свою позицию об отношении космологии и религии: «Насколько я могу видеть, такая теория (первоатома) остается полностью вне каких-либо метафизических или религиозных вопросов. Она оставляет материалисту свободу отрицать какое-либо трансцендентальное Бытие. Он может придерживаться для начала пространства-времени того же отношения, которое он мог бы принять для событий, происходящих в несингулярных местах в пространстве-времени. Для верующего это устраняет любую попытку познакомиться с Богом, будь-то щелчок Лапласа или палец Джинса. Это представление созвучно со словами Исайи, говорящего о «Скрытом Боге», скрытом даже в начале творения… Наука не сдается перед лицом Вселенной и когда Паскаль пытается вывести существование Бога из предполагаемой бесконечности природы, мы можем полагать, что он смотрит в ошибочном направлении. Не существует естественного ограничения силе разума. Вселенная не является исключением, она не находится вне пределов его досягаемости». Это высказывание Леметра как якобы защиту материалистического видения мира в свое время приводил В. Гинзбург в своей книге «О физике и астрофизике». Правда В. Гинзбург удалил из цитаты все упоминания о Боге, скрытом в начале творения, что совершенно исказило взгляд Леметра.

В недавно опубликованной книге Сандера Байса «Во славу науки» со ссылкой на известного физика В. Вайскопфа приводится случай, который якобы произошел во время чтения лекций в Геттингене. После лекции о релятивистской космологии, и представленной Леметром оценке возраста Земли в 4.5 млрд. лет, студенты спросили Леметра, каким образом он согласует это с библейской картиной. Считает ли он, что Библия истинна? Леметр ответил: «Да, каждое слово истинно». На вопрос, как согласовать две противоречащие друг другу точки зрения, студенты получили ответ: «Нет противоречия. Бог создал землю 5800 лет назад со всеми радиоактивными сущностями, ископаемыми останками, и другими указаниями на большой возраст. Он сделал так, чтобы испытать человечество и проверить его веру в Библию». Тогда студенты спросили, почему Леметр интересуется научным определением возраста Земли, если это не настоящий возраст, на что тот ответил: «Просто для того, чтобы убедить себя, что Бог не сделал ни единой ошибки». Невозможно говорить о подлинности этой истории, поскольку Виктор Вайскопф не оставил письменных подтверждений этого события, тем более, что в своей книге «Радость проникновения в суть» приводит другое высказывание Леметра о науке и религии: «…возможно, верующий имеет преимущество в познании, что загадка имеет решение, она находится в окончательном анализе действий разумного существа; так проблемы, поставленные природой, должны быть решены, и степень трудности без сомнения соответствует настоящим и будущим интеллектуальным способностям человечества. Это, возможно, не дает верующему больших ресурсов для его исследований, но это поможет ему обосновать чувство здорового оптимизма, без которого упорный поиск невозможен».

Хотя Леметр часто акцентировал внимание на разделении между наукой и религией, он также признавал, что христианская вера может в какой-то степени повлиять на способ, которым ученые думают о мире и как они представляют физический мир. Вера может быть преимуществом для ученого. Это она дает ему убежденность в способности раскрыть все аспекты вселенной. Леметр пишет: «По мере того, как наука проходит простую стадию описания, она становится истинной наукой. Также она становится более религиозной. Математики, астрономы и физики, например, являются очень религиозными людьми, за немногими исключениями. Чем глубже они проникают в тайну вселенной, тем глубже становится их убеждение, что сила, стоящая за звездами, электронами и атомами, есть закон и благость». В популярной лекции, представленной в Брюсселе в 1929 г., Леметр дал обзор состояния космологии и закончил выражением своей благодарности «Тому, Кто сказал «Я есть истина» и дал нам разум познать это, прочитать и обнаружить Его славу в нашей вселенной, которую Он приспособил столь удивительным образом к когнитивным способностям, которые Он даровал нам».

Акцент Леметра на двух различных уровнях понимания - научном и религиозном - не подразумевает, что космология, или другие науки, не имели никакого отношения к религии. Он полагал, что религиозные и метафизические ценности были важны, и даже существенны для ученого на более широком этическом уровне, но что они не должны смешиваться с методами и выводами.

Ряд исследователей были склонны видеть во вселенной из первоатома Леметра проекцию его религиозного взгляда на творение в научном контексте, однако подобные утверждения безосновательны. Леметр решительно отрицал, что учение о творение может быть научно обоснованной концепцией, или что Бог может войти в качестве аргумента в научную теорию. Леметр проводил резкое различие между «началом» и «творением» мира. То, что он называл «естественным началом», принадлежало к области науки и было совершенно отлично от «сверхъестественного творения» богословия: «Мы можем говорить об этом событии как о начале. Я не говорю о творении. Физически это является началом в смысле, что если нечто произошло ранее, это не оказывает наблюдаемого влияния на поведение нашей вселенной… Физически все произошло так, как если бы теоретический ноль был реальным началом. Вопрос, является ли это действительным началом или скорее творением, чем-то, возникающим из ничего, является философским вопросом, который не может быть подвергнут физическому или астрономическому рассмотрению».

Сегодня, в начале XXI века, когда прошло уже 70 лет с момента признания вклада Леметра в развитие научной космологии, можно с уверенностью сказать, что оправдались не только научные интуиции Леметра, связанные с моделью расширяющейся вселенной, такие как необходимость квантовомеханического описания начальных стадий существования вселенной, необходимость сохранения в уравнениях космологической постоянной в связи с ее возможной ролью в космологии (тензор энергии вакуума), но также богословские взгляды, предполагающие рассмотрение взаимодействия науки и богословия в рамках модели дополнительности. Действие Бога в мире может быть обнаружено не в нарушении законов природы, но в онтологической зависимости мира от Бога в своем существовании.

Nussbaumer H. Bieri L. Discovering the Expanding Universe. Cambridge, 2009. P. 76.

Цит. по: Kragh H. Matter and Spirit in the Universe. Scientific and Religious Preludes to Modern Cosmology. London, Imperial College Press, 2004. P. 124.

Фридман А.А. Мир как пространство и время. М., Наука, 1965. С. 101.

Там же. С. 11.

Там же. С. 107.

Lemaitre G. Un Univers homogene de masse constante et de rayon croissant, rendant compte de la vitesse radiale des nebuleuses extragalactiques // Annales de la Societe scientifique de Bruxelles, serie A: sciences mathematiques, 1927. T. XLVII, PP. 49-59.

Фридман А.А. Цит. Соч. С. 101.

Block D.L. Georges Lemaıtre and Stigler’s Law of Eponymy. Url.: http://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/1106/1106.3928.pdf

В статье Блока показаны вычеркнутые из английского издания абзацы, свидетельствующие о первенстве Леметра перед Хабблом. Статьи можно сравнить по ссылкам: французский текст: http://articles.adsabs.harvard.edu/cgi-bin/nph-iarticle_query?1927ASSB...47...49L&defaultprint=YES&filetype=.pdf английский текст: http://articles.adsabs.harvard.edu/cgi-bin/nph-iarticle_query?bibcode=1931MNRAS..91..483L&db_key=AST&page_ind=4&plate_select=NO&data_type=GIF&type=SCREEN_GIF&classic=YES

Jeans J. The Mysterious Universe, 1931, Crowther J. An Outline of the Universe; De Sitter. Kosmos, 1932. Eddington A. The Expanding Universe, 1933. См. Kragh H. Op. cit. P. 132.

Lemaitre G. The Expanding Universe // Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, 1931, T. XCI, № 5 (March), PP. 490-501.

Lemaitre G. The beginning of the world from the point of view of quantum theory // Nature, 1931, № 127., P. 706.

Farrell J. The Day without Yesterday. NY, 2005. PP. 107-108.

Kragh. Op. cit. P. 135.

Ibidem. P. 136.

Ibidem. P. 137.

Lemaitre G. Sur l’interpretation d’Eddington de l’equation de Dirac // Annales de la Societe scientifique de Bruxelles, serie B, 1931, T. LI., PP. 83-93.

Lemaitre G. Les trois premieres paroles de Dieu. // Lambert D. L’itineraire spirituel de Georges Lemaitre. Bruxelles, Lessius,2007, P. 46 .

Kragh. H. Op. cit. P. 142.

Цит. По: Lambert D. L’itineraire spirituel de Georges Lemaitre. Bruxelles, Lessius,2007, P.123.

Kragh H. Op. cit. P. 143.

Ibidem.

Farrell J. Op. cit. P. 203.

Блаж. Августин. О книге Бытия буквально. II, 9.

Hodgson P., Carrol W. Galileo: Science and Religion. - Url.: http://home.comcast.net/~icuweb/icu029.htm (дата обращeния: 15.08.2011).

Farrell J. Op. cit. P. 191.

Lambert D. Op. cit. P. 126.

Farrell J. Op cit. P. 206.

Гинзбург В. О физике и астрофизике. М, Наука, 1985. С. 200-201.

Bais S. In Praise of Science: Curiosity, Understanding, and Progress. MIT Press, 2010. P. 36.

Weisskopf V. The Joy of Insight. NY, 1991. P. 287.

Lambert D. Op. cit. P. 125.

Lemaitre G. La grandeur de l’espace // Revue des questions scientifiques, 1929, T. XCV., 20 mars, P. 216.

Kragh H. Op. cit. P. 148