Эксперты: установка счетчиков за счет РСО ударит по карману потребителя. Ресурсоснабжающие организации обязаны устанавливать как общедомовые, так и индивидуальные приборы учета — письма Минрегиона РФ и ФАС России Обязательная установка приборов учета: «до

Основным видом деятельности управляющей компании является управление многоквартирными домами. Многоквартирные дома при наличии технической возможности должны быть оборудованы приборами учета. Установкой приборов учета холодной воды, проверкой и ремонтом занимается ресурсоснабжающая организация. В настоящий момент в адрес управляющей компании поступило письмо от ресурсоснабжающей организации с требованием установить новые и восстановить все ранее вышедшие из строя общедомовыми приборами учета горячей воды, в противном случае с 01.01.2018 года ресурсоснабжающая организация при расчетах с управляющей компанией по горячей воде в домах, где есть техническая возможность, но не установлены общедомовые приборы учета, вынуждена применять повышающие коэффициенты. Насколько действия ресурсоснабжающей организации правомерны? Не является ли установка ОДПУ обязанностью ресурсоснабжающей организации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Обязанность по осуществлению деятельности по установке, замене, эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета возложена на ресурсоснабжающую организацию.

Обоснование вывода:
Как следует из пп. "г" п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, (далее - Правила N 354), потребитель коммунальных услуг обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) установлено, что собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны до 1 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения, действующие в настоящее время, утверждены приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 627.
В соответствии с , Закона N 261-ФЗ обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета (далее - ОДПУ), в тех многоквартирных домах, собственники которых до 1 июля 2012 г. самостоятельно указанное оборудование не установили, возложена на организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета, т.е. на ресурсоснабжающие организации. В этой связи рекомендуем обратить внимание на письмо ФАС России от 08.12.2011 N АГ/45584.
При этом обязанность по оплате расходов энергоснабжающих организаций на установку ОПУ возникает у лиц, не исполнивших в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета, включая собственников помещений в многоквартирных домах (ч. и Закона N 261-ФЗ). Граждане - собственники помещений, не исполнившие в установленный срок данной обязанности, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. Данное положение взаимосвязано с п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Таким образом, если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили оснащение дома ОДПУ, а также ввод установленного прибора учета в эксплуатацию до 01.07.2012, то осуществить принудительную установку такого прибора учета на основании Закона N 261-ФЗ должна ресурсоснабжающая организация.
Оборудовав многоквартирный дом ОДПУ, ресурсоснабжающая организация вправе взыскать напрямую с собственников помещений многоквартирного жилого дома свои затраты на его установку путем выставления соответствующих счетов (абз. 2 п. 38.1 Правил N 491). Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Если же собственники помещений в многоквартирном доме не возместили ресурсоснабжающей организации расходы на установку, то последняя вправе обратиться с иском в суд к управляющей организации многоквартирным домом о выплате указанных расходов, как к надлежащему ответчику, поскольку именно управляющая компания наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями. В этой связи обратите внимание на судебную практику: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 г.), Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 июня 2017 г. N Ф02-2195/17 по делу N А33-29658/2015, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 июля 2015 г. N Ф08-2461/15 по делу N А53-22065/2014.
Следует отметить, что с 1 января 2017 года на основании пп. "е.2" п. 32 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг вправе осуществлять установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в многоквартирных домах, собственники помещений в которых имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению многоквартирных домов общедомовыми (коллективными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и которые не оснащены такими приборами учета. Однако это является именно правом исполнителя коммунальных услуг, а не его обязанностью.
При этом, по нашему мнению, необходимо учитывать положения пп. "с" п. 31 Правил N 354, согласно исполнительно коммунальных услуг обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением, за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям осуществляется ресурсоснабжающей организацией. Иными словами, исполнитель коммунальных услуг не вправе по собственной инициативе без решения собственников устанавливать общедомовые приборы учета. Дополнительно рекомендуем ознакомиться с судебной практикой, смотрите, например: Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 июля 2014 г. N Ф06-11888/13 по делу N А12-24171/2013, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 июля 2015 г. N Ф08-2461/15 по делу N А53-22065/2014.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

Законом предусмотрена обязанность энергоснабжающей организации предлагать коллективному и индивидуальному потребителю установку приборов учета. Если до 1 января 2012 года в ответ на эти предложения потребитель не установит счетчик, то энергоснабжающая организация вправе принудительно его установить, и взыскать с потребителя все расходы по установке, плюс судебные издержки.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ "Об энергосбережении..." обязанностью потребителя энергетических ресурсов является установка приборов учета потребления этих самых ресурсов. Особенностью принятого законодательства является то, что эту обязанность делит с потребителем ресурсоснабжающая организация. Именно этим организациям достоверно известно то, кто эти ресурсы у них официально потребляет.

Законом предусмотрена обязанность энергоснабжающей организации предлагать коллективному и индивидуальному потребителю установку приборов учета. Если до 1 января 2012 года в ответ на эти предложения потребитель не установит счетчик, то энергоснабжающая организация вправе принудительно его установить, и взыскать с потребителя все расходы по установке, плюс судебные издержки.

Предложение энергоснабжающей организации установить прибор учета не означает то, что потребитель должен заказать установку именно в этой организации. Его право выбрать любую организацию, которая будет устанавливать ему счетчик. Но заявление установки прибора учета у энергоснабжающей организации имеет некоторые преимущества для потребителя. По заявлению потребителя энергоснабжающая организация обязана предоставить рассрочку оплаты стоимости установки счетчика на срок до 5 лет.

Если принять во внимание возможность экономии за счет сокращения расхода, то потребителю такое предложение очень выгодно. В любом случае он получает сокращение текущих платежей, не вкладывая средства в установку счетчика. От потребителя хотят одного: экономии. Об этом говорит Закон "Об энергосбережении...".

Что касается энегоснабжающей организации, то обязанность предложения по установке счетчиков подкрепляется штрафными санкциями по КоАП . С другой стороны издержки организации на предоставление рассрочки по платежам должны компенсироваться из местных бюджетов.

1. Письмо Минрегиона РФ от 07.12.2010 г. №41190-ИБ/14 (отменено, читайте дальше)


ПИСЬМО
от 7 декабря 2010 г. N 41190-ИБ/14


Министерство регионального развития Российской Федерации в связи с многочисленными обращениями организаций водопроводно-канализационного хозяйства по вопросу разъяснения положений статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261­-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 9 статьи 13 указанного Закона с 1 июля 2010 года организации, которое осуществляют снабжение водой или передачу ресурса и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов (далее - ресурсоснабжающие организации), подлежащих в соответствии с требованиями данной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Учитывая требования к местам установки приборов учета, определенные пунктом 1 рассматриваемой статьи, и положения в части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, ресурсоснабжающие организации обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации только коллективных (общедомовых) приборов учета в местах подключения объектов (многоквартирных домов) к централизованным системам водоснабжения, либо в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических и коммунальных ресурс он и принадлежащих на праве собственности, или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании, разным лицам.

В зависимости от способа управления многоквартирным домом (статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) лицами, которые могут обратиться к ресурсоснабжающей организации с целью заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета, являются:
- при непосредственном способе управления - собственники помещении в многоквартирном доме;
- при управлении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом - товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив соответственно;
- при управлении управляющей организацией - соответствующая управляющая организация.

Согласно требованиям статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128­-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений. Деятельность по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета лицензированию не подлежит.

Примечание редактора: Федеральный закон от 08.08.2001 г. №128­-ФЗ утратил силу.
, установлен Федеральным законом от 04.05.2011 г. №99-ФЗ.


Директор Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
И.Л. Булгакова


2. Письмо Минрегиона РФ от 27.10.2011 г. № 29432-АП/14

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 октября 2011 г. N 29432-АП/14


Министерством регионального развития Российской Федерации в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации направлялось письмо от 7 декабря 2010 г. № 41190-ИБ/14 по вопросу разъяснения положений статья 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 5.3.1.16 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов. При этом согласно пункту 5.4 Положения ФАС России обобщает и анализирует практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, разрабатывает рекомендации по применению антимонопольного законодательства.

На основании изложенного Минрегион России отзывает письмо от 7 декабря 2010 г. № 41190-ИБ/14. За разъяснениями по вышеуказанным вопросам необходимо обращаться в ФАС России.

А.А. ПОПОВ

3. Информация ФАС России

Ресурсоснабжающие организации обязаны осуществлять деятельности по установке, замене, эксплуатации коллективных и индивидуальных приборов учета энергоресурсов


В Федеральную антимонопольную службу (ФАС России) поступило письмо Минрегион России от 07.12.2010 № 41190-ИБ/14, в котором даны разъяснения по применению Закона об энергосбережении.

Разъяснения касались требований к местам установки приборов учета энергетических ресурсов. При этом в письме было указано, что «ресурсоснабжающие организации обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации только коллективных (общедомовых) приборов учета в местах подключения объектов (многоквартирных домов) к централизованным системам водоснабжения».

Между тем, по мнению ФАС России, исходя из понимания положений Закона об энергосбережении на ресурсоснабжающую организацию возложена обязанность по осуществлению деятельности по установке, замене, эксплуатации как коллективных (общедомовых) приборов учета в местах подключения объектов (многоквартирных домов) к централизованным системам энергоснабжения, так и индивидуальных приборов учета энергоресурсов.


Кроме того, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 № 67 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» к ведению ФАС России отнесены полномочия по контролю за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов. При этом в соответствии с положениями пункта 5.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2006 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации» ФАС России наделена полномочиями по обобщению, разработке рекомендаций по применению и анализу практики применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности. Таким образом, именно ФАС России является органом, уполномоченным давать разъяснения по вопросу установки приборов учета в рамках предоставленных полномочий.

Основываясь на изложенном, ФАС России направила требование об отзыве письма Минрегиона России. Требование было исполнено. В адрес органов исполнительной власти направлено письмо от 27.10.2011 №29432-АП/14 об отзыве письма от 07.12.2010 № 41190-ИБ/14.

Собственники помещений в многоквартирных и жилых домах должны рассчитываться за потребленные энергоресурсы исходя из показаний приборов учета. Помочь исполнить требование законодательства призваны организации, поставляющие эти ресурсы. Выясним, как правильно строить взаимоотношения с гражданами-абонентами, которые обратились с заявлением об оснащении их помещений приборами учета.

А.В. Панкратов,

начальник отдела договорной работы юридического департамента ПАО ГК «ТНС энерго»

В этой статье вы прочитаете:

  • Соглашение об обязательной установке приборов учета
  • Важные нюансы порядка установки приборов учета

Обязательная установка приборов учета определена в ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении).

От собственников помещений в многоквартирных домах требовалось до 1 июля 2012 г. обеспечить оснащение многоквартирных домов приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ст. 5 Закона об энергосбережении). В случае если собственники не уложились в отведенные сроки, обязательная установка приборов учета переходила к ресурсоснабжающим организациям. То есть счетчики должны были устанавливать водоканал, теплосеть и энергосбыт. Срок установки в данном случае был определен до 1 июля 2013 г. Но процесс продолжается и по сей день.

Поскольку порядок установки приборов учета прописан недостаточно внятно, у граждан возникает множество вопросов: какие приборы допущены к применению, какой у них класс точности и межповерочный период, кто вправе их устанавливать, какие документы для этого необходимы, какая возникает ответственность и т. д. И ответить на все вопросы оперативно и, главное, квалифицированно сможет только поставщик коммунального ресурса.

  • Доходы многоквартирного дома: как заработать себе на капремонт

Не секрет, что обязательная установка приборов, их замена, обслуживание, проведение работ на инженерном оборудовании - стабильный сопутствующий бизнес, от контроля над которым не желают отказываться ни управляющие организации, ни сами поставщики энергоресурсов. Но эта деятельность находится под пристальным вниманием Роспотребнадзора и антимонопольных органов.

И именно поставщики электроэнергии в первую очередь задумываются о наиболее приемлемой схеме организации деятельности по установке приборов учета электрической энергии в случае поступления в их адрес подобных обращений потребителей.

Рассмотрим существующие схемы соглашений об обязательной установке приборов учета.

Обязательная установка приборов учета: «договор о сотрудничестве»

Чтобы потребители могли заказать в центрах очного обслуживания либо через интернет-сервисы работы, связанные с системой электроснабжения помещений, зачастую готовятся проекты «договоров о сотрудничестве» с заинтересованными компаниями-партнерами. Эти компании и занимаются урегулированием всех организационных и финансовых вопросов с обратившимися клиентами.

Развитием такой схемы может быть агентский договор по модели договора поручения, дополнительно предполагающий подписание договоров с клиентами непосредственно гарантирующим поставщиком. В данном случае «по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала» (ст. 1005 ГК РФ). Это исключает для ГП риски возникновения споров, связанных с качеством и стоимостью работ. В обоих случаях отсутствуют риски признания ГП платежным агентом, так как денежные средства поступают на счет исполнителя или принципала.

Агентская схема работы с компаниями-партнерами, где в роли принципала выступает уже гарантирующий поставщик, «замыкающий» на себя все заявки клиентов, применяется в ПАО «Мосэнергосбыт».

Обязательная установка приборов учета: требования к поставщику ресурсов

Следует помнить, что законодательство об энергосбережении и повышении энергетической эффективности требует от гарантирующих поставщиков электрической энергии учитывать при осуществлении деятельности по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, если она осуществляется в отношении собственников жилых домов и помещений в многоквартирных домах, определенные нормы.

1. Указанную деятельность обязан осуществлять поставщик электрической энергии (пп. , ст. 13 Закона об энергосбережении). И именно он должен выступать исполнителем услуги, если обращение адресовано ему (п. 2 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утв. приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149).

Гарантирующий поставщик, в силу прямого указания закона, является продавцом услуг по установке, замене, эксплуатации приборов учета на рынке электроснабжения.

2. Договор, заключаемый с обратившимся лицом, является публичным, и поставщик энергоресурсов не вправе отказать обратившимся к нему лицам в заключении рассматриваемого договора (п. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении, п. 2 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утв. приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149).

3. Поставщик энергоресурсов обязан проинформировать потребителей об их праве обратиться за установкой приборов учета именно к нему (подп. «п» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, приказ Минэнерго России от 16.04.2010 № 178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов»).

4. При заключении договора предоставляется рассрочка оплаты услуг по обязательной установке прибора учета с внесением платы равными долями в течение пяти лет с даты его заключения. Исключение: потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки (п. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении).

5. Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий (п. 8 ст. 13 Закона об энергосбережении).

Так, специалисты организации, выполняющей работы, должны быть обучены и аттестованы в соответствии с требованиями п. 2 Положения об организации работ по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД 03-19-2007).

Вместе с тем наличие допуска от саморегулируемой организации не требуется, поскольку такие работы не оказывают влияния на безопасность объектов капитального строительства (приказ Минрегиона России от 30.12.2009 № 624).

6. Поставщик энергоресурсов обязан регулярно информировать потребителей о возможных исполнителях услуг по установке приборов учета - одного из мероприятий, проведение которых способствует энергосбережению поставляемых в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования (подп. 3 п. 5 ст. 12, п. 10 ст. 13 Закона об энергосбережении, п. 10 раздела «Система электроснабжения» Перечня мероприятий, утв. приказом Минрегиона России от 02.09.2010 № 394).

Таким образом, существуют риски признания соглашения, заключенного гарантирующим поставщиком с фактическим исполнителем услуги по установке прибора учета, нарушением законодательства о защите конкуренции.

Судебные оценки действий антимонопольных органов

Сам факт «перенаправления» граждан, как потенциальных потребителей услуг по установке, замене, обслуживанию приборов учета, в партнерскую компанию, по мнению надзорных органов, ограничивает конкуренцию с другими хозяйствующими субъектами, предоставляющими аналогичные услуги, приводит или может привести к разделу рынка услуг по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета (п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции»).

К СВЕДЕНИЮ

«Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261‑ФЗ „Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Следовательно, МУП „Водоканал“, являясь ресурсоснабжающей организацией в части оказания услуг водоснабжения, обязано осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета воды и не вправе отказать потребителям, имеющим непосредственное присоединение к коммунальным сетям водоснабжения МУП „Водоканал“, в заключении договоров, регулирующих условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета воды, снабжение которой осуществляет МУП „Водоканал“.

Таким образом, суды правильно указали, что МУП „Водоканал“, в силу прямого указания закона, является продавцом услуг по установке, замене, эксплуатации приборов учета на рынке водоснабжения».

Нарушение антимонопольного законодательства установлено

Суд установил правоту выводов антимонопольного органа: это соглашение «приводит или может привести к разделу товарного рынка по составу продавцов» и ограничивает конкуренцию хозяйствующих субъектов, предоставляющих аналогичные услуги. Правильность выводов, сделанных судами, подтвердил Высший Арбитражный Суд РФ в определении от 09.08.2013 № 10734/13.

Схожая ситуация была предметом рассмотрения УФАС по Нижегородской области в деле № 1285-ФАС52-03/14. Антимонопольный орган рассматривал обращение Кулебакской городской прокуратуры. Проводя проверку по заявлениям граждан, прокуратура усмотрела в действиях хозяйствующих субъектов признаки нарушения антимонопольного законодательства. Было указано, что сотрудники ОАО «Нижегородская сбытовая компания» необоснованно направляли всех граждан в ООО «Энергоконтроль НН», ООО «Энергоконтроль М», а также что ввод приборов учета в эксплуатацию осуществлялся не уполномоченными на это организациями. В действиях ОАО «НСК» был установлен факт нарушения антимонопольного законодательства (ч. , ст. 11 Закона о защите конкуренции). В данном случае нарушение выражалось во взимании с потребителя незаконной платы за действия по опломбированию и введению в эксплуатацию индивидуальных приборов учета.

К СВЕДЕНИЮ

«Согласно ч. 3 ст. 11.1 Федерального закона „О защите конкуренции“ запрещаются иные, не предусмотренные ч. 1 и 2 настоящей статьи согласованные действия хозяйствующих субъектов - конкурентов, если установлено, что такие согласованные действия приводят к ограничению конкуренции. К таким согласованным действиям могут быть отнесены действия:

1) по навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

2) по экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) по созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка».

Решение Нижегородского УФАС России по делу № 1285-ФАС52-03/14

Нарушение антимонопольного законодательства не доказано

Следует учитывать, что судебная практика по аналогичным ситуациям незначительна и противоречива. Более того, от надзорного органа требуют доказывания конкретных действий, совершенных компанией, которые привели или могут привести к нарушению законодательства о защите конкуренции.

В постановлении ФАС Центрального округа от 10.07.2013 по делу № А14-15240/2012 анализируется попытка антимонопольного органа привлечь к ответственности поставщика газа по ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции за недобросовестную конкуренцию. В квитанциях-извещениях, направляемых потребителям природного газа в Воронежской области, ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» указывало, что по вопросам приобретения услуг по ТО ВДГО и установке приборов учета газа потребителям следует обращаться в иную организацию - ОАО «Воронежоблгаз».

Постановление антимонопольного органа было признано недействительным, поскольку он не доказал, что указанная в квитанциях компания получила какие-либо преимущества перед другими лицами, стремящимися к тому же результату, и что данная информация причинила убытки либо нанесла ущерб деловой репутации других хозяйствующих субъектов, стремящихся к тому же результату.

К СВЕДЕНИЮ

«Согласно п. 9 ст. 4 Закона № 135‑ФЗ недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В пункте 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11 „О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ разъяснено, что при анализе вопроса о том, является ли конкретное совершенное лицом действие актом недобросовестной конкуренции, подлежат учету не только указанные законоположения (п. 9 ст. 4, ст. 14 Закона № 135‑ФЗ), но и положения ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в силу которых актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Таким образом, то или иное деяние в качестве акта недобросовестной конкуренции может быть квалифицировано в соответствии с п. 9 ст. 4, ч. 1 ст. 14 Закона № 135‑ФЗ, если оно противоречит законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, нарушает один из запретов, перечисленных в ч. 1 ст. 14 Закона № 135‑ФЗ, направлено на получение преимуществ перед другими лицами, стремящимися к тому же результату, и может причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта, стремящегося к тому же результату.

Однако Управление не выявило получение ОАО „Воронежоблгаз“ в результате распространения заявителем информации какого-либо преимущества перед конкурентами, поскольку таковых в решении от 19.07.2012 не установлено, а в отношении ООО „ВоронежТехноГазСервис“ - не доказано».

Договор субподряда

Как вариант, исключающий риски, возможна следующая схема договорных отношений (рис. 2).

Однако данная схема может быть затруднительна для реализации гарантирующим поставщиком в силу ряда причин - например, из-за необходимости самостоятельного урегулирования с потребителем всех организационных вопросов, связанных с заключением и исполнением договора об установке прибора учета, применением невыгодных льготных для поставщика условий о рассрочке оплаты услуг по установке приборов учета, а также привлечения поставщика к ответственности за нарушение сроков и качества выполнения работ, в т. ч. в случае причинения ущерба имуществу иных лиц (соседей, общему имуществу многоквартирного дома и пр.).

В сложившихся условиях считаем целесообразным фиксировать факт самостоятельного выбора клиентом подрядной организации. В качестве рекомендаций, снижающих риски привлечения за нарушение антимонопольного законодательства, предлагаем:

1. Письменно знакомить потребителя:

  • с требованиями законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности об обязательности приборного учета энергоресурсов;
  • с льготными условиями оплаты по договорам об установке приборов учета;
  • с перечнем организаций, оказывающих услуги в сфере учета энергоресурсов, в т. ч. с правом обратиться непосредственно к гарантирующему поставщику.

2. Обращение потребителя с заявлением об установке приборов учета направлять в адрес подрядной организации - партнера.

4. При очном обслуживании потребителей предоставлять им возможность ознакомиться в полном объеме:

  • с информацией о деятельности компании, предоставляющей услуги, о квалификации и специализации ее сотрудников, о стоимости работ и услуг;
  • с примерными сроками выполнения работ и услуг;
  • с образцами применяемых приборов и оборудования.

5. Размещать в открытом доступе коммерческие предложения о заключении партнерских договоров о сотрудничестве с любой отвечающей требованиям законодательства компанией. Обеспечить фактическое заключение таких договоров с несколькими основными участниками рынка данных услуг.

Какую схему работы выбрать, оценив приведенные риски, каждая организация вправе решать сама. Главное, на наш взгляд, не нарушать интересы потребителей коммунальных услуг.

Установка приборов учета (узла учета тепловой энергии – УУТЭ) обязательна для осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1034 «О коммерческом учёте тепловой энергии, теплоносителя»).

УУТЭ устанавливаются во всех точках поставки и точках приема, расположенных на границе балансовой принадлежности. Устанавливаемые УУТЭ должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.

Процесс организации приборного учета состоит из 6 этапов:

  • Получение технических условий на УУТЭ;
  • Согласование проектной документации на УУТЭ;
  • Монтаж (установка) УУТЭ;
  • Ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию (первичный);
  • Осуществление периодической поверки, ремонта/замены (при необходимости) УУТЭ;
  • Ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию (повторный).

Этап 1. Получение технических условий на УУТЭ

Выдача ТУ на УУТЭ осуществляется на основании заявки от клиента на имя , предоставленной в:

  • Бумажном виде в отдел делопроизводства Филиала №11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК»;

В заявке необходимо указать наименование объекта (административное здание, жилой дом, ИТП, ЦТП и т.п.), адрес объекта. В качестве приложения к заявлению необходимо предоставить:

  • Копию договора теплоснабжения и/или ТУ на реконструкцию объекта;
  • Договор о подключении к тепловым сетям;
  • Условия подключения.

Выдача ТУ на УУТЭ осуществляется в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки и при условии предоставления всех необходимых сопутствующих документов.

Этап 2. Согласование проектной документации на УУТЭ

Согласование проектной документации – процедура проверки проектной документации на соответствие техническим условиям и требованиям нормативных правовых актов.

Для перехода на данный этап клиенту необходимо иметь ТУ на УУТЭ (этап 1) и техническую документацию на УУТЭ.

Разработка проектной документации на УУТЭ осуществляется клиентом с привлечением аккредитованной проектной организации . С данной организацией клиент заключает договор, в котором в том числе устанавливаются сроки выполнения работ проектной организацией.

По результатам подготовки проектной документации на УУТЭ клиент направляет ее на согласование в Отдел организации приборного учета Филиала № 11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК», посредством отправки оригиналов документов (не менее 2-ух экземпляров в бумажном виде) на имя Директора (либо заместителя директора) Филиала №11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК» .

Согласование проектной документации на УУТЭ осуществляется в течение 15 рабочих дней в случае отсутствия замечаний по проекту и комплекту сопутствующих документов. Если же замечания есть, то ПАО «МОЭК» уведомляет об этом клиента в течение 5 рабочих дней с момента получения проектной документации.

Этап 3. Монтаж (установка) УУТЭ

Монтаж (установка) УУТЭ осуществляется на основании согласованной проектной документации (этап 2).

Этап 4. Ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию (первичный)

Ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию – процедура проверки соответствия УУТЭ требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта допуска УУТЭ в эксплуатацию.

Ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию осуществляется комиссией, в состав которой входят:

  • Представители Филиала № 11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК»;
  • Клиент или его представитель;
  • Представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку оборудования.

Вызов представителя Филиала № 11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК» для оформления акта допуска УУТЭ осуществляется по письменной заявке , предоставленной в:

  • Электронном виде на адрес электронной почты Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

До дня предполагаемой приемки. К заявке клиент представляет следующий пакет документов:

  • Проектную документацию на УУТЭ, согласованную с ПАО «МОЭК» (подлинник);
  • Паспорта на установленные средства измерений и оборудование УУТЭ (подлинники);
  • Свидетельства о поверке средств измерений и оборудования УУТЭ, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя (подлинники);
  • Ведомости непрерывной работы УУТЭ в течение 3 (трех) суток (для объектов с горячим водоснабжением – 7 (семи) суток), предшествующих дате ввода УУТЭ в коммерческую эксплуатацию.

В процессе допуска УУТЭ в коммерческую эксплуатацию происходит проверка состояния УУТЭ, целостности заводских пломб и клейм, соответствия диапазонов измерений параметров, соответствия монтажа проектной документации и т.д.

В случае отсутствия замечаний решение о допуске УУТЭ в эксплуатацию должно быть принято не позднее, чем через 10 рабочих дней с момента подачи клиентом заявки на вызов представителя ПАО «МОЭК».

УУТЭ клиента считается допущенным к ведению учета тепловой энергии и теплоносителя, горячей воды после утверждения акта ввода потребителем и руководителем Филиала № 11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК». В случае установки прибора учета ГБУ ЕИРЦ акт также утверждает представитель владельца УУТЭ.

При допуске в эксплуатацию все средства измерения в составе УУТЭ пломбируются в соответствии с проектной документацией на УУТЭ, при этом количество пломб и их размещение должно исключать несанкционированное вмешательство в работу УУТЭ.

При наличии замечаний УУТЭ не вводится в эксплуатацию и в акте о выявленных недостатках указывается полный перечень обнаруженных недостатков и сроки их устранения. Данный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии . По результатам устранения обнаруженных недостатков производится повторная приемка.

Этап 5. Осуществление периодической поверки, ремонта/замены (при необходимости) УУТЭ

Потребитель обязан производить очередную поверку УУТЭ в соответствии с межповерочными интервалами указанными в технической документации УУТЭ. Поверка осуществляется аккредитованной организацией . По результатам поверки составляется Акт периодической поверки прибора учета.

Ремонт/замена УУТЭ также осуществляется клиентом с привлечением аккредитованной организации .

Этап 6. Ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию (повторный).

Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта УУТЭ осуществляется проверка готовности УУТЭ к эксплуатации – повторный ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию. По результатам данной проверки составляется акт периодической проверки УУТЭ.

Повторный ввод УУТЭ в эксплуатацию осуществляется комиссией, которая создается владельцем УУТЭ. Состав комиссии аналогичен составу комиссии, создаваемой при первичном вводе УУТЭ в эксплуатацию.

Вызов представителя Филиала № 11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК» для оформления акта периодической проверки УУТЭ осуществляется по письменной заявке клиента (владельца УУТЭ) на имя Директора (либо заместителя директора – начальника отделения сбыта) Филиала №11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК» , предоставленной в:

  • Бумажном виде в отдел делопроизводства Филиала №11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК», либо отдел делопроизводства отделения сбыта Филиала №11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК»;
  • Электронном виде на адрес электронной почты Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Заявка предоставляется клиентом не менее чем за 10 рабочих дней до дня предполагаемой проверки УУТЭ.
При повторном вводе УУТЭ в эксплуатацию комиссия проверяет:

  • Соответствие монтажа составных частей УУТЭ проектной документации, согласованной с ПАО «МОЭК»;
  • Наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм;
  • Соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных УУТЭ;
  • Соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемым договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.

При отсутствии замечаний комиссия подписывает акт периодической проверки УУТЭ, установленного у клиента. При подписании акта УУТЭ пломбируется в соответствии с проектной документацией на УУТЭ, при этом количество пломб и их размещение должно исключать несанкционированное вмешательство в работу УУТЭ.

В случае наличия у членов комиссии замечаний к УУТЭ и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию УУТЭ, этот УУТЭ считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае комиссия составляет акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень обнаруженных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 (трех) рабочих дней . Повторная приемка УУТЭ осуществляется после полного устранения обнаруженных недостатков.