Нормы жилья. Расселение разнополых Нормы жилья для субсидии

1000 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (3 )

получен
гонорар 25%

Нормы предоставления жилья в Москве определяются в законе города Москвы Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения. В настоящее время такая норма установлена в размере 18 кв.м на человека.

Согласно статьи 20 этого закона
(в ред. Закона г. Москвы от 18.06.2008 N 24)
1. Жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, признанным нуждающимися в жилых помещениях и признанным нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
2. При обеспечении заявителей жилыми помещениями с учетом размера площади занимаемых жилых помещений суммарная площадь всех жилых помещений должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
3. Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
4. Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ решением уполномоченного органа власти города Москвы, определяется как произведение количества заявителей по данному решению и нормы предоставления на одного человека. При этом заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В состав заявителей включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела.
5. Жилое помещение из жилищного фонда города Москвы может быть предоставлено площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру.
6. Вследствие конструктивных особенностей жилых помещений, предоставляемых гражданам, состоящим на жилищном учете, направляемых на реализацию городских жилищных программ, размер площади жилого помещения, определяемый в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не может быть более чем:
1) на семью, состоящую из супругов, - однокомнатная квартира площадью до 44 квадратных метров;
2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, - двухкомнатная квартира площадью до 50 квадратных метров;
3) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, - двухкомнатная квартира площадью до 62 квадратных метров;
4) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, - трехкомнатная квартира площадью до 74 квадратных метров;
5) на семью из четырех и более граждан - жилое помещение площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров).
7. Семьям, в составе которых имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень которых установлен федеральным законодательством, предоставляются жилые помещения, позволяющие выделить в пользование таким лицам отдельное изолированное жилое помещение в квартире. Не подлежат удовлетворению требования о предоставлении дополнительной площади, если указанные лица могут быть обеспечены отдельным изолированным жилым помещением в квартире.
8. Права граждан, состоящих на жилищном учете, на дополнительную площадь, установленные федеральным законодательством, применяются при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма или безвозмездного пользования жителям города Москвы, состоящим на жилищном учете, на основании их заявлений и при наличии документов установленного образца, подтверждающих указанные льготы.
9. Жителям города Москвы, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а также инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, жилые помещения предоставляются в специально построенных домах либо жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.
10. Требования граждан, не основанные на нормах федерального законодательства и законодательства города Москвы, о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат, определенного количества жилых помещений удовлетворению не подлежат.

Общаться в чате

юрист, г. Ростов-на-Дону

Общаться в чате

0 0

получен
гонорар 60%

Добрый день, Елена.

В Москве действует ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВА ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ от 14 июня 2006 года
N 29-ФЗ

Согласно статья 4. Права жителей города Москвы,
принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий

1. Жители города Москвы, принятые на учет
в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года ,
сохраняют право на улучшение жилищных условий путем:

1) предоставления жилых помещений по договору социального
найма;

2) предоставления жилых помещений по договору найма;

3) предоставления жилых помещений по договору
безвозмездного пользования;

4) предоставления субсидии для приобретения или
строительства жилых помещений
(далее - субсидия);

(п.
4 в ред. Закона г. Москвы от 18.06.2008 N 24)

5) приобретения в собственность, в том числе с рассрочкой
платежа и использованием заемных (кредитных) средств, жилых помещений,
находящихся в собственности города Москвы
;

6) предоставления либо приобретения жилых помещений по
другим законным основаниям.

2. Жители города Москвы, указанные в части 1 настоящей статьи, имевшие право на
жилищные льготы до вступления настоящего Закона в силу, сохраняют свое право на
первоочередное или внеочередное обеспечение жилыми помещениями, если они
представили до 1 марта 2005 года в уполномоченные органы исполнительной власти
города Москвы документы, подтверждающие соответствующее право, и на момент
предоставления или приобретения с помощью города Москвы жилого помещения
сохраняют основания, послужившие условием предоставления соответствующих льгот.

Согласно этого закона Вы имеете ПРАВО НА ЛЬГОТЫ
ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ при приобретении в собственность при помощи заемных средств, а именно 70% от нормативной стоимости жилого помещения

Это означает, что Вам необходимо будет оплатить только 30% стоимости квартиры.

Квартиры при таком приобретении предоставляются следующим образом:

1) на семью, состоящую из супругов, - однокомнатная
квартира площадью до 44 квадратных метров;

2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся
супругами, - двухкомнатная квартира площадью до 50 квадратных метров;

3) на семью из трех граждан, в составе которой есть
супруги, - двухкомнатная квартира площадью до 62 квадратных метров;

4) на семью из трех граждан, в составе которой нет
супругов, - трехкомнатная квартира площадью до 74 квадратных метров;

5) на семью из четырех и более граждан - жилое помещение
площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер
жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров).

Вы можете приобрести квартиру по таким условиям как с сохранением той которую сейчас занимаете, так и без ее сохранения. Если не будите сохранять квартиру которая у Вас сейчас есть, то обязаны будите ее передать городу после того как станете собственниками новой.

_____________________________________________________________________

Теперь постараюсь объяснить на пальцах как это происходит.

Идете в ДЖП и ЖФ своего округа (именно округа) к инспектору который занимается социальной ипотекой на консультацию. Расспрашиваете его по закону Москвы №29 и определяетесь что лучше, брать ипотеку или субсидию. А именно инспектор Вам произведет расчеты и предоставит сведения сколько Вам положено денег по субсидии и так же сколько необходимо будет Вам заплатить по ипотеке. Сравниваете и определяетесь что Выгоднее. На мой взгляд выгоднее именно ипотека, так как приобретаешь жилье по себестоимости, а не по рыночным ценам (по крайней мере так было ранее).

После того как определитесь пишите заявление что хотите этим воспользоваться либо с сохранением старой квартиры или без сохранения. Также такой программой может воспользоваться и один член Вашей семьи (сын или дочь или Вы с супругом). таким образом произведете расселение своей семьи. Далее собираете необходимые документы и ждете решение комиссии. Если комиссия одобрит, то заключаете предварительный договор на покупку квартиры. от 30 до 70% процентов оплачиваете из личных средств, а оставшуюся часть берете в определенном банке кредит.

Теперь по цифрам. Например квартира стоит 2 000 000 рублей. У вас есть льгота на 70% от этой стоимость. Значит окончательная стоимость данной для вас будет 600 000 рублей. После этого Вы из личных средств моете оплатить от 30 до 70 % этой стоимости, а остальные взять в кредит. Получается, что из личных средств Вы вносите 420 000 (70% от 600 000 рублей). Оставшуюся часть в сумме 180 000 берете в ипотеку, допустим на 5 лет. Ежемесячный платеж составит около 6 000 рублей.

Надеюсь что я понятно описал. Если что то не понятно спрашивайте уточню.

С Уважением, Сергей.


Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Москва

Общаться в чате

0 0

1. Расселение разнополых детей.

1.1. Добрый день! Немного не понятен вопрос, что имеется в виду. Вам нужно более конкретно описать свою ситуацию, чтобы можно было более точно ответить.

1.2. Здравствуйте! Не имеет значения, какой пол у детей. При предоставлении жилья взамен аварийного, обязаны предоставить жилое помещение общей площадью не менее, чем было в аварийном жилье.

1.3. Здравствуйте, Екатерина! Если речь идет о расселении при сносе, то согласно действующему законодательству при сносе предоставляется жилье равнозначное сносимому жилью (с тем же метражом и количеством комнат) в пределах административных границ населенного пункта, если Вы стоите на учёте по улучшению жилищных условий, то можете получить согласно установленной нормы. С уважением, СТАНИСЛАВ ПИЧУЕВ.

2. Имеет-ли значение разнополые дети при расселении на площадь.

2.1. Имеет значение признаны вы нуждающимися или нет. Могут просто дать равное по площади жилье.

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма 1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Статья 52 Жилищного кодекса Российской Федерации. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях 1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. 2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. 3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. 4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. 5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет. 6. Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем. 7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

2.2. Добрый день! Если речь идет о расселении в связи с аварийностью жилья, то учитываются правила, закрепленные в ст. 89 ЖК РФ и устанавливающие требования к предоставляемому жилому помещению. Согласно этой норме предоставляемое помещение должно быть благоустроенным, равнозначным по общей площади ранее занимаемому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах того же населенного пункта.
При этом выселяемый из жилого помещения гражданин не может требовать предоставления ему жилого помещения, улучшающего его жилищные условия, даже если он имеет на это право (состоит на соответствующем учете).
Равнозначным жилым помещением признается жилое помещение, площадь которого не меньше площади освобождаемого жилого помещения, а количество комнат соответствует количеству комнат в освобождаемом жилом помещении.
Разнополость детей не имеет значение и не дает право на получения нескольких квартир.


3. При расселении из ветхого жилья, если квартира муниципальная, прописана семья с разнополыми детьми, их мать и племянник, семья занимает 2 комнаты по 12 м/кв.,какое жильё полагается по закону?

3.1. Здравствуйте! Обязаны предоставить жилое помещение общей площадью не менее, чем было в аварийном жилье.

3.2. Если семья состоит на учёте по улучшению жилищных условий то должны предоставить квартиру согласно законам Вашего региона и по нормам закона Вашего региона.
Если не состоите на данном учёте, то предоставят равноценное жилое помещение согласно ЖК РФ, в Вашем случае двухкомнатную квартиру.

4. Сколько должны предоставить жил. площади при расселение. У меня разнополые дети.

4.1. Здравствуйте! Полностью равнозначное по типу и площади жилое помещение - "метр в метр"

5. Имеют ли право при расселении из аварийного жилья двум разнополым взрослым людям (брату и сестре) дать одну комнату? Брат изначально отказался от квартиры. Все договора составлены и подписаны его сестрой. Дали одну комнату на двоих ссылаясь на то что брат отказался от жилья. Но письменного отказа нет.

5.1. Здравствуйте. При расселении предоставляется равнозначное жилье. если у вас была комната, то вам предоставят комнату.

5.2. при сносе взамен предоставляют равноценное по общей площади жилье, если сносимое жилье является муниципальным

6. Есть ли привилегии у разнополых при расселении муниципального жилья (освобождении площади под строительство) ?

6.1. Добрый день! НИКАКИХ.

6.2. Никакой нет, дают равноценное жилье.

7. Пологается ли матери с разнополыми детьми отдельное жилье при расселение с ветхова жилья.

7.1. ---только в одном случае. если семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и стоит в очереди. а также при расселении из ветхого жилья. ПОДОШЛА очередь на получение расширения (улучшения). если не стоит или очередь не подошла. то получит равноценное жильё и останется в очереди на улучшение.

8. Дом признан аварийным предстоит расселение жильцов, прописаны я и двое разнополых не совершеннолетних ребёнка (муж не прописан) в 2-х комнатной квартире 49 кв.м не приватизированной. Хотелось бы узнать сколько комнат нам положено и какие еще есть варианты получить достойное жильё. ЗАРАНЕЕ СПАСИБО!

8.1. Вам обязаны предоставить равнозначное жилье, такое же какое у Вас и было

ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС
Статья 89.
Предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением

1. Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

2. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

9. Хотим построить пристройку (для расселения разнополых детей), живём в многоквартирном доме, на первом этаже, мы многодетная семья, есть ли какая-то возможность это сделать законно или может есть какая-то схема по узаканиванию?

9.1. Собрание собственников + решение собрания.

10. Стою в очереди на расселение 48 кв. м проживают 5 человек. 3 взрослых и 2 разнополых ребенка 16 лет и 6 лет. стою уже три года. Расселяют только бараки. На нас средств нет. что нужно сделать что бы получить жилье?

10.1. Стоять в очереди и ждать придется.

11. Дом на расселение. Проживающих-я,моя сестра и её двое детей-11 лет и 16 лет (разнополые). Мне 43 г, а сестре 36 лет. Вопрос: на какую площадь мы можем расчитывать по закону или на какую квартиру по количеству комнат. Имею ли я право претендовать на отдельное жилье. В данный момент наша жилплощадь составляет 30 м.кв?

11.1. Равноценное получите.
Если в доме, подлежащим сносу, граждане проживали по договору социального найма то в соответствии со ст.ст. 86,89 ЖК РФ, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Такие помещения должны быть равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Кроме того, в силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма гражданам, подлежащим выселению в связи со сносом дома, предоставляются вне очереди.
вслучае признания подлежащим сносу многоквартирного дома, жилые помещения в котором принадлежат гражданам на праве собственности должен работать механизм, предусмотренный ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

11.2. Доброго времени!

Прочтите возможно будет полезная информация для Вас.

Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.
В связи с возникающими в судебной практике вопросами о возможности возложения обязанности на орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, предоставить собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, но не включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, другое пригодное для проживания жилое помещение на праве собственности следует исходить из разъяснений, которые даны в подпункте "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
Правильной является практика судов, учитывающих, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Так, Х., обращаясь в суд с иском к администрации города о предоставлении благоустроенного жилого помещения, равнозначного занимаемому ее семьей, свои исковые требования обосновала тем, что является собственником 43/98 доли в праве общей долевой собственности квартиры в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, районный суд указал, что администрацией города приняты постановления об изъятии жилого помещения, находящегося в аварийном многоквартирном доме, и об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, Х. поставлена в известность о принятых решениях. При рассмотрении дела суд исходил из положений статьи 32 ЖК РФ, согласно которым на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, возлагается обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Поскольку соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого не имелось, суд был не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением.

Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Например, определением судебной коллегии областного суда было отменено решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска Б.В. и Б.Д. к мэрии города о предоставлении вне очереди жилого помещения на праве собственности.
Судом установлено, что Б.В. и Б.Д. являются сособственниками в равных долях жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном в 2005 году непригодным для проживания.
Материалами дела подтверждено, что данный жилой дом в рамках реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда на 2004 - 2010 годы был включен в перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, однако ко времени рассмотрения дела требований к собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме о его сносе или реконструкции, в том числе к истцам, в порядке статьи 32 ЖК РФ предъявлено не было.
Учитывая длительное бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер, определенных частью 10 статьи 32 ЖК РФ, и то, что аварийный многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", судебная коллегия пришла к обоснованному выводу, что истцы по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.
В связи с этим и учитывая заявленные требования, судебная коллегия приняла по делу новое решение о возложении на мэрию муниципального образования обязанности предоставить истцам в общую долевую собственность в равных долях равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.

"Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) {КонсультантПлюс}

11.3. Если собственник, получите согласно ст. 32 ЖК РФ денежную компенсацию или любое иное жильё с зачётом стоимости старого (хоть 100 квартир по 190 кв. м., если денег хватит для доплаты).
Если наниматель, то согласно ст. 89 ЖК РФ получите ту же площадь в ином жилье вне зависимости от количества проживающих в старом жилье.
Если признаны нуждающимися в жилье согласно ст. 51 ЖК РФ, то Вам предоставят по нормам предоставления (от 14 кв. м. на каждого с учётом разнополости (отдельные комнаты, отдельная квартира)..

11.4. Вы не указали - в собственности квартира или муниципальная. Если в собственности то на вас распространяются положения ст. 32 ЖК РФ о выплате вам выкупной цены или предоставления иного жилья равнозначной стоимости.
если муниципальная, то будет предоставлено иное благоустроенное жилье, той же площади, что у вас сейчас.
вам может быть предоставлено отдельное жилье, ПРИ УСЛОВИИ, ЕСЛИ ВЫ ПРИЗНАНЫ НУЖДАЮЩИМСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ (СТ. 49, 51 ЖК РФ.

11.5. Здравствуйте!

При расселении будет предоставлено равнозначное жилое помещение. При расселении улучшение жилищных условий граждан не предусмотрено Жилищным кодексом РФ.

Предоставляемое гражданам другое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению , отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

12. Я живу в 1 комн квартире с отцом. Я его дочь. Есть закон о разнополых собственниках и из расселении, хочу подробности. И что мне понадобиться сделать, что бы мне дали квартиру. Квартира купленная, значит приватизированная. После достижения совершеннолетия у меня половина квартиры в собственности. Нам могут дать 2 шку или мне квартиру?

12.1. Если квартира в собственности - никто ничего не даст - ищите сами варианты и меняйте, если вы оба собственники и согласны

12.2. Как собственник Вы можете продать свою долю с соблюдением преимущественного права покупки продаваемой доли.

13. Скажите, пожалуйста, при расселении ветхого жилья какая жилплощадь полагается двум разнополым не родственникам / взрослый / женатый/ парень и бывшая жена его отца, если сейчас они прописаны вдвоем в комнате в двухкомнатной квартире? Администрация дала ответ, что им дадут однокомнатную квартиру. На каком основании? Что можно предпринять для того, чтобы получить раздельное жилье /две однокомнатные/ ?

13.1. при сносе предоставляется равноценное по общей площади жилье
никаких оснований претендовать на раздельное жилье нет

14. Дом под расселения. Общая площадь квартиры 45 кв.м. прописано два разнополых членов семьи, возможно ли получить две однокомнатных квартиры площадью по 30 кв.м.

14.1. Ольга, по какой программе дом признан непригодным и осуществляется переселение - в связи с шахтными подработками или в результате износа здания?
Различный пол членов семьи не дает право на получение отдельного жилья.
Однако возможны варианты разделения социальной выплаты по определенным основаниям.
Обращайтесь на очную консультацию, думаю я смогу Вам помочь.
Данные в анкете, предварительно позвоните.

15. Помогите разобраться-действуют ли при расселении ветхого жилья статья 58 (о разнополых-у нас трое разнополых детей) и статья 89 (о предоставлении жилого помещения лицам, стоящим в очереди на улучшение жилищных условий или имеющим право стоять на данном учете.)? нам на пятерых предоставляют общую площадь 25,5 кв.м.можно ли добиться предоставления жилья по соц. норме?

15.1. Неизвестно, но в рамках федерального законодательства - нет.

16. С какого возраста учитывают разнополость при расселении дома. Имеет ли инвалид 3 группы и пенсионер по старости какие-нибудь преимущества. У меня муж-пенсионер прописан с 4-летнй дочкой в комнате 15 кв. метров. Что нам светит при расселении? Стоит ли нам приватизировать эту комнату в срочном порядке?

16.1. Новый ЖК РФ определяет, что не допускается заселение в одну комнату лиц разного пола, возраст значения не имеет.


17. Ответьте пожалуйста точно. При расселении неприватезированой квартиры два разнополых человека (отец и дочь, возраст которой 1 год) сколько комнат имеют право получить. Если как Вы ответили мне, что из расчета 18 м 2 общей площади, то получается однокомнатная, а то что два человека разнополые это не учитывается?

17.1. Они должны получить двухкомнатную квартиру (если расселение связано в связи со сносом - то площадью не меньше той, которая была до расселения).

"На сегодняшний день законодательством России как на федеральном, так и на региональных уровнях приняты некоторые меры для обеспечения таких семей льготным социальным жильем. Многие многодетные семьи, согласно этому закону, имеют право на получение жилья.

.

На региональных уровнях

Следует сказать о том, что специально для многодетных семей предусмотрена льготная ипотека , позволяющая приобрести жилье в кредит по более выгодным условиям, также рекомендуем обратить внимание на программу молодой семье - доступное жилье .

На региональных уровнях разработаны различные дополнительные привилегии и льготы, позволяющие расширить жилплощадь, получить землю, получить одноразовую финансовую помощь и др. В разных регионах предусмотрено разное обеспечение. Чтобы узнать, какие льготы существуют для многодетных семей на региональном уровне, необходимо обратиться в орган социальной защиты по месту жительства.

Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ, малоимущие многодетные семьи имеют право на получение социального жилья. Мы рассмотрим подробно, как получить квартиру многодетной семье: с чего начинать, в какие органы обращаться.

Социальная помощь от государства: условия предоставления

Чтобы получить от государства социальную помощь на жилье, необходимо собрать ряд документов и предоставить их в соответствующий местный орган власти. Компетентная в этих вопросах государственная комиссия рассмотрит все документы и в случае положительного решения поставит в очередь на жилье.

Чтобы подать документы на социальное жилье, необходимо получить статус многодетной семьи и документально подтвердить то, что семья действительно нуждается в государственной помощи.

Депутат Государственной Думы Галина Хованская продолжает знакомить нас с комментариями к проекту закона, содержащему поправки в ЖК РФ. Этот закон представлен ею и группой депутатов.

Продолжение. Начало в №№ – Право на дополнительную площадь сохраняется Совершенно неправомерно выбросили из закона о защите прав инвалидов в РФ норму, по которой при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий учитывается их право на дополнительную площадь. В московских законах, когда речь идет о тяжелобольных гражданах, у которых есть это право, записано, как рассчитывать учетную норму. Сначала из общей площади вычитается дополнительная площадь, а затем остальная площадь делится на членов семьи. И если приходится меньше 10 кв. м общей площади на человека, вопрос о постановке на учет решается положительно. Предлагаем записать в ЖК (статья 50, часть 5): «Учетная норма для граждан, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, устанавливается с учетом их права пользования дополнительной площадью по состоянию здоровья». Надо сказать, что пока еще действует перечень заболеваний, который указан в циркуляре НКВД, дающий право на дополнительную площадь. Что не считается ухудшением условий Статья 53 ЖК говорит о последствиях намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, но в ней не указано, как в московских законах, какие действия являются ухудшением жилищных условий, а какие не считаются ухудшением. В противном случае можно подтянуть к ухудшению жилищных условий даже рождение ребенка. Поэтому мы дополняем статью 53 частью 2. «Не считаются ухудшением жилищных условий: вселение в жилое помещение в качестве членов семьи граждан, если до вселения эти граждане по предыдущему месту жительства не обладали самостоятельным правом пользования жилым помещением; в том же муниципальном образовании или в том же городе федерального значения состояли на учете нуждающихся в жилом помещении или безвозмездно передали жилое помещение органам местного самоуправления или органам государственной власти. А также, если договор пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением расторгнут по инициативе получателя ренты, или сделка с жилым помещением признана недействительной в судебном порядке». «Гуманная» норма Необходимо внести изменения и в статью 58, часть 1. Сейчас эта «гуманная» норма позволяет при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселять в одну комнату, помимо супругов, и лиц разного пола, правда, только с их согласия. В старом ЖК РСФСР запрещалось вселять в одну комнату разнополых лиц старше 9 лет. Согласны они или не согласны, все равно это неэтично. Разумеется, учитывая огромный дефицит социального жилья и длинную очередь, люди будут соглашаться на все. И взрослая дочь с отцом, и взрослый сын с матерью будут вселяться в одну комнату. Эта норма ухудшает ранее существовавшее положение очередников. Мы пишем свою версию: «При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, не допускается. Заселение одной комнаты совершеннолетними лицами одного пола допускается только с их согласия». К примеру, взрослые сын и отец могут жить в одной комнате. Это нормальная, цивилизованная норма. Заставляют любить насильно Уже имеет негативные последствия норма о членах семьи. Статья 69, часть 1 определяет, кого относить к членам семьи нанимателя: детей, супруга и родителя нанимателя, которые проживают совместно с ним. А вот другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи, если они вселены в качестве членов семьи и ведут с ним общее хозяйство. У нас сплошь и рядом есть граждане, которые в квартире не живут. Например, взрослый сын вступил в брак, живет со своей супругой в другой квартире. Формально его по кодексу лишить права пользования квартирой нельзя. Так записано в ЖК, только говорится, что он самостоятельно отвечает по своим обязательствам. А если он, как бывший член семьи, не отвечает по обязательствам, не платит за себя и не помогает родителям? Но его официально считают членом семьи родителей, и из-за этого старые родители не могут оформить себе субсидию. Из нормальных добросовестных плательщиков за жилищно-коммунальные услуги они превращаются в неплательщиков. Это первое негативное последствие. Второе – при переселении. Престарелые родители зачастую категорически возражают против того, чтобы ехать в новую квартиру со своими взрослыми детьми. Третье – при постановке на учет, когда считают одной семьей всех проживающих в жилом помещении, принудительно заставляют любить друг друга. При всех жилищных операциях можно указать на негативные последствия такого определения семьи. Проблема загоняется вглубь, тем более, что новой семье нельзя теперь заключить договор социального найма на изолированное жилое помещение в квартире. Мы предлагаем в статье 69, часть 1 исключить слова «дети и родители» и вставить слова «несовершеннолетние дети», а также относить к членам семьи нанимателя всегда, независимо от места проживания, супругов и их несовершеннолетних детей. Даже если супруг зарегистрирован по другому адресу, все равно при назначении субсидии будет учитываться его доход по месту проживания. Но только в этом единственном случае. Уже есть ситуации, когда чиновники дважды считают доход супруга: по месту, где он зарегистрирован, но не живет, а живут его родители, и там, где он живет вместе с женой и детьми. Его принудительно приписывают к членам родительской семьи, хотя он общее хозяйство с родителями не ведет. По этой причине семьи не могут оформить субсидию ни в одном месте, ни в другом. Исправляем ошибку Требует правки в статье 89 часть 2, где речь идет о предоставлении другого благоустроенного помещения по договору социального найма в связи с выселением. Здесь очевидная ошибка. Говорится только о членах семьи, а о бывших членах нет упоминания. Значит, им не дадут жилье? Выкинут на улицу? Предлагаем слова «члены его семьи» заменить словом «лица». И часть 2 дополнить абзацем: «Если наниматель и проживающие совместно с ним лица состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются им в порядке, установленном частью 2 статьи 57 настоящего кодекса». Чтобы не гонять дважды Корректируем жесткую норму о переселении, где говорится, что вас переселят в две комнаты, если вы занимали две комнаты в коммунальной квартире. Мы делаем изъятие хотя бы для очередников. В городском законе эта норма есть. Зачем очередника два раза гонять? Нелогично. Что касается нарушений, то в Москве все нормы об ухудшении жилищных условий прописаны, и ставят на учет только тех, кто прожил в Москве 10 лет. Есть и перечень изъятий. Забыли о жильцах служебных квартир Вносим поправку в статью 95 о маневренном фонде. Очень плохо, что при переселении жителей дома, где будет капитальный ремонт, граждан, которые живут в этом доме, но в служебном помещении не по договору социального найма, могут отправить на улицу. Перед ними нет обязательства об отселении в маневренный фонд на период ремонта. Поэтому необходимо заменить слова «по социальному найму» на слова «по договору, дающему право пользования жилым помещением». Предоставить жилье должны всем, кроме тех, кто самоуправно вселился. Где жить, если идет ремонт В статью 99 «Основания предоставления специализированных жилых помещений», в часть 2, где говорится: «Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте», дописываем «а также гражданам, указанным в статье 95 настоящего кодекса». Если у человека есть другое помещение, что, ему на время ремонта нельзя предоставить помещение в маневренном фонде? Убираем внутреннее противоречие. Эта норма защищает права тех, кто на период ремонта должен быть обеспечен другим помещением в специализированном фонде, подвидом которого является маневренный. Сменился хозяин – нельзя выселить жильцов В статье 102, часть 2 сказано о прекращении договора найма специализированного жилого помещения: переход права собственности на жилое здание к другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма. Это противоречит норме Гражданского кодекса, где вместо слова «влечет» записано «не влечет». То же самое сделали и мы в своем проекте. Смена хозяина дома не должна приводить к выкидыванию на улицу всех, кто там живет. У кого право на субсидию Статья 159 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Поскольку субсидии платят регионы, то в некоторых регионах, например в Приморском крае, уже говорят, что вообще никаких субсидий малоимущим платить не будут. Предлагаем дополнить статью 159, часть 1. «Размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи не может превышать размер соответствующего федерального стандарта». И уж тем более он не может отсутствовать. Часть 2 изложить в такой редакции: «Право на субсидии имеют граждане – пользователи жилых помещений независимо от формы собственности занимаемого жилого помещения». В статье ничего не сказано о найме в частном фонде, поднайме в государственном и муниципальном фонде. А многие военнослужащие вынуждены снимать жилье. Выходит, младший лейтенант, у которого двое детей и жена не работает, не сможет получить субсидию? Считаем, что право на субсидию должны иметь все граждане, независимо от вида договора. Между социальным и коммерческим Еще одна необходимая поправка. В статье 19 (часть 3) жилищный фонд подразделяется в зависимости от целей использования. В пункте 3 говорится об индивидуальном жилищном фонде. На наш взгляд, называть этот фонд индивидуальным неправильно. Правильнее назвать этот фонд фондом некоммерческого использования, к которому могут относиться жилые помещения государственного, муниципального и частного жилищного фонда. Некоммерческий фонд не используется для извлечения прибыли, а решает социальную проблему людей, не отнесенных законом к малоимущим, но не настолько обеспеченных, чтобы снимать коммерческое жилье по рыночным ценам. В этих помещениях частные собственники живут сами, или в них живут по договору безвозмездного пользования другие люди. Жилищный фонд некоммерческого использования займет свою нишу между жилищным фондом социального использования и жилищным фондом коммерческого использования.

Подготовила Светлана Амелехина

Окончание следует

Единого понятия «норма жилья» не существует - их несколько, различных по содержанию, по сфере и процедуре применения.

Ясность в использовании терминов полезна для всех граждан, но особенно необходима тем, кто не имеет собственной, проживает в муниципальном жилье по договору социального найма, или стоит в очереди на получение недвижимости.

Даже собственники могут в различных обстоятельствах столкнуться с необходимостью правильного использования терминов.

Основные понятия и определения

Жилищный кодекс (ЖК РФ) вводит в оборот и использует четыре разных определения. Это:

  • санитарная норма
  • учётная
  • норма предоставления
  • социальная

Все они измеряются, естественно, в квадратных метрах на человека.

ЖК РФ определяет её в размере 6 кв.м. При этом молчаливо подразумевается, что высота потолка должна быть общепринятой, но какой именно – не сказано.

Практического значения эта величина не имеет, предполагается лишь, что при обычных условиях на человека должно приходиться не менее 6 кв. метров.

Исключительной областью применения понятия "санитарная норма" являются условия общежития или , например, для студентов, рабочих-вахтовиков или солдатские казармы.

В остальных случаях применяются другие, гораздо более льготные критерии. Иными словами, это критерий для помещений временного проживания.

Учётная (УН) норма жилья

Применяется именно для учёта органами местной власти (муниципалитетами) тех семей, которые имеют право встать на очередь для получения квартиры по договору социального найма или получить .

ЖК РФ (статья 50) устанавливает её минимальный размер – 12 кв. м на человека.


Одновременно местным органам власти ЖК РФ предоставляет право увеличить эту норму и во многих, особенно богатых регионах, так и делается.

Например, законодательными актами муниципалитета установлена УН в размере 14 кв. м Если в вашей семье на человека приходится 13,9 кв. м – вы имеете право встать на очередь, при 14,1 - на постановку в очередь рассчитывать не приходится.

Есть ещё одно обстоятельство, о котором часто забывают: для постановки в очередь, кроме недостающих метров, необходимо, чтобы семья была признана малообеспеченной.
Так же УН применяется при расчете площадей для возможности в то или иное помещение.

Норма предоставления (НП) жилья

Означает минимальный размер жилой площади на каждого члена семьи, которую органы местной власти предоставляют по социальному найму.

Как и норма учётная, величина НП определяется местными законодательными актами.

Теоретически она может быть равна УН (закон не устанавливает ограничений на этот счёт), но на практике НП превышает её, буквально на несколько «квадратов».


Вновь числовой пример:

В регионе принята УН = 14 кв. м, НП = 18, в вашей семье на человека приходится 13,9 кв. м. и семья признана малообеспеченной. Следовательно, вы имеете право на муниципальную жилплощадь. Для семьи из 3-х человек это квартира не менее 54 «квадратов».

Обратим внимание на ещё одно обстоятельство, из-за которого часто возникает путаница. Жилищный кодекс оперирует понятием «жилая площадь», сюда не входят кухня, сан.узел и прочее. А на практике многие регионы вовсю используют понятие «общая площадь», включающее и все подсобные помещения, и именно для неё устанавливают размер НП.

Даже если норма предоставления подразумевает только "жилые" метры, для одиноких граждан всё равно указываются именно метры общие.

Социальная (СН) норма жилья

Конкретного наполнения она не имеет; это, скорее, некая расчётная величина, используемая службой социальной поддержки населения для того, чтобы власти могли определить – а заслуживает ли семья финансовой компенсации за коммунальные платежи или постановки в очередь на льготные программы (например, ) . Как и другие, размер СН устанавливается местными законодательными актами.

Снова обратимся к примеру. В регионе НП равно 18 кв. м на человека. Ваша малообеспеченная семья состоит из 3-х человек и имела право на 54 кв. м. Но получила квартиру с жилой площадью 64 «квадрата».

Если СН тоже равна 18, то компенсацию по коммунальным расходам вы будете получать только за 54 кв. м, за остальные метры придется платить по полной.

В некоторых регионах для одиноких граждан, проживающих в однокомнатных квартирах, понятие «социальная норма» распространяется на всю квартиру, независимо от её площади.


Классическим (но не обязательным!) размером СН считается именно 18 кв. м на человека, для одиночки – 30 кв. м площади общей.

Особенности законодательства для отдельных категорий граждан

Дети – сироты

Порядок и условия предоставления жилья детям – сиротам по выходе из детского дома и не имеющим закреплённой за ними площади устанавливается федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот…». Основные поправки, введённые в действие с 2015 года:

  • детей-сирот нельзя вселять в коммуналки, а только в отдельные квартиры (см. )
  • право на получение муниципального жилья сохраняется и после 23-х лет (но на очередь необходимо встать до истечения этого возраста!)
  • к детям-сиротам применяются действующие в регионе правила.

Военнослужащие

Порядок предоставления жилья прибывшим к месту службы кадровым военным регулируется указами президента и приказами министра обороны, доступ к которым простым смертным затруднён.

Тем не менее, исходя из требований ЖК РФ, общих для всех граждан, предоставляемое не может быть меньше определённых кодексом.

Известно, что для военнослужащих на сегодняшний день минимальная норма предоставления составляет 18 кв. м на члена семьи.


Для одинокого человека этот показатель вдвое выше.

Предоставление жилья при сносе дома

ЖК РФ (статья 89) устанавливает, что при сносе дома, признанного аварийным, или же при , домов и прочей недвижимости необходимо соблюсти следующие требования:

  • новое жильё предоставляется по договору социального найма
  • оно должно быть благоустроенным и находиться в пределах данного населённого пункта
  • по общей площади и количеству комнат быть не менее старого

Заметим, что при , граждане имеют шанс даже улучшить жилищные условия. Так, если в семье есть разнополые дети старше 9 лет, ЖК РФ требует предоставить им разные комнаты.

ЖК позволяет также по согласию сторон вместо физических "квадратов" выплатить компенсационную сумму.

Нормы жилья для субсидии

Субсидия – это финансовая помощь, которую государство оказывает некоторым гражданам при оплате коммунальных услуг. В различных законодательных актах перечисляются эти категории, набор и величина компенсационных выплат.

К льготникам относятся, например, ветераны ВОВ, пострадавшие от политических репрессий, многодетные семьи, участники операций в «горячих» точках и другие. На помощь от государства могут рассчитывать и , а так же семьи, признанные малоимущими.

Малоимущим для получения субсидии обязательно нужно соответствовать двум требованиям:

  • Совокупный доход семьи меньше установленного для данного региона
  • Площадь помещения (жилая или общая – это решение муниципалитета) меньше установленной социальной нормы.

Как видно, «норма жилья» - понятие многозначное. Конкретное её значение зависит от местных законодательных актов, с которыми желательно (и даже необходимо!) ознакомиться обратившись в соответствующие отделы и департаменты муниципалитета.