Почему не подтверждают вредный стаж из таджикистана. Как учитывается работа в странах ближнего зарубежья при назначении российской пенсии. Самые важные изменения этой весны

Мне 60 лет. Я на пенсии по инвалидности (II группа). Хотела перейти на трудовую пенсию по старости, но не хватает стажа. Не принимают к учету работу с 1996 по 2003 год лаборантом в воинской части в Таджикистане. Законно ли со мной поступают?

По российским законам для права на трудовую пенсию по старости необходимо подтвердить наличие не менее 5 лет стажа.

  • § Ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ
  • При этом в страховой стаж засчитываются не только периоды работы, но и другие периоды: уход за ребенком, период проживания с мужем-военнослужащим при невозможности трудоустройства и т. д.

  • § Ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ

При назначении пенсий гражданам РФ, прибывшим на постоянное место жительство в Россию из других стран, применяются нормы международных соглашений в области пенсионного обеспечения, действующие у нас с рядом стран. Республика Таджикистан и Россия — участники такого Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 года. В нем речь идет только о трудовом стаже, поэтому в него необходимо внесение соответствующих поправок. До урегулирования этого вопроса трудовой стаж в странах — участниках указанного Соглашения приравнивается к страховому стажу. При назначении российской пенсии учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств — участников этого Соглашения, в том числе и в Таджикистане, а также учитывают и другие периоды до 1.01.2002 г. без каких-либо условий. Периоды работы после 1.01.2002 г. на территории государства- участника засчитываются в страховой стаж при документальном подтверждении уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд этой страны. При отказе в назначении пенсии Пенсионный фонд обязан выдать на руки пенсионеру отказное решение с указанием конкретных причин и ссылками на пенсионное законодательство. То есть вам нужно получить отказ, а после опротестовать это решение в суде, используя приведенную выше правовую информацию.

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ

  • Гражданам, прибывшим из государств — участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
  • Гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.
  • Гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из Литовской Республики, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Литовской Республики, в том числе и до вступления в силу Соглашения от 26.09.1999. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 г. производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики
  • Гражданам, прибывшим из государства — республики бывшего СССР, не заключившего соглашение с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
  • При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

    За периоды страхового (трудового) стаж, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 24.01.2006. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором от 24.01.2006.

    При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

    При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

    За периоды страхового (трудового) стаж, приобретенного до 01.01.1991 на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 18.12.2007. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 01.01.1991, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с Договором от 18.12.2007.

    В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
    Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
    Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

    Дата обновления БД:

    Всего документов в БД:

    ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

    О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Таджикистан «О пенсионном обеспечении граждан Республики Таджикистан»

    Статья 1. Внести в Закон Республики Таджикистан от 25 июня 1993 года «О пенсионном обеспечении граждан Республики Таджикистан» .(Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан, 1993 г., №15-16, ст. 350; Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 1996 г., №3, ст.48, раздел XVIII; 1997 г., №9, ст. 117, раздел VI; 1998 г., №10, ст. 119, раздел V; №22, ст. 318; 1999 г., №5, ст. 61; №9, ст. 236; №12, ст. 351; 2002 г., №4, ч.1., ст.158; №11, ст. 711; ст. 735; 2005г., №7, ст. 406; 2007 г., №7, ст. 695; 2008 г. №10, ст. 823; 2009г., №9-10, ст.547; Закон Республики Таджикистан от 26 декабря 2011г., №789) следующие изменения и дополнения:

    1. Из названия и текста статьи 1 слово «государственное» исключить.

    — в пункте д) слова «Министерства связи Республики Таджикистан» заменить словами «Службы связи при Правительстве Республики Таджикистан»;

    — в пункте з) цифры «16» заменить цифрами «18».

    3. Текст статьи 4 изложить в следующей редакции:

    «Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих и служащих военизированных формирований, не подлежащих в соответствии с законодательством Республики Таджикистан государственному социальному страхованию, и членов их семей, устанавливаются Законом Республики Таджикистан «О пенсионном обеспечении военнослужащих». Им также предоставляется право на получение пенсии в порядке, установленном настоящим Законом. В этом случае выплата пенсии, назначенной в соответствии с Законом Республики Таджикистан «О пенсионном обеспечении военнослужащих», прекращается.».

    — дополнить частью второй следующего содержания:

    «Государственным служащим, освобождённым от государственной должности при ликвидации, реорганизации и реструктуризации государственного органа, сокращении численности или штатных единиц государственных служащих, при наличии общего трудового стажа 25 лет для мужчин, 20 лет для женщин, из них не менее 10 лет стажа государственной службы, предоставляется право выхода на пенсию на два года раньше установленного законодательством Республики Таджикистан срока.»;

    5. В статье 6 слова «государственные пенсии» заменить словами «пенсии».

    — часть вторую изложить в следующей редакции:

    «До достижения лицами, предусмотренными частью первой настоящей статьи пенсионного возраста, установленного статьёй 11 настоящего Закона, выплата их пенсии осуществляется за счёт собственных средств организациИ, в котором выполнялась работа, дающая право на льготную пенсию.»;

    — части третью и четвертую исключить.

    7. В части первой статьи 15:

    — пункт в) исключить;

    — в пункте г) цифры «16» заменить цифрами «18»;

    — пункты г), д), е) и ж) соответственно считать пунктами в), г),

    — в части первой слова «имеющим непрерывный трудовой стаж на одном» заменить словами «имеющим трудовой стаж в одной отрасли» и слова «(статья 70 и статья 86 настоящего Закона)» заменить словами «(статьи 70-86 настоящего Закона)»;

    — часть третью после первого предложения дополнить новым предложением следующего содержания:

    «Размер пенсии лиц, имеющих необходимый стаж работы (мужчины 25 лет и женщины 20 лет), не может быть меньше размера минимальной пенсии по возрасту.»;

    — в части четвертой слова «имеющим непрерывный трудовой стаж на одном» заменить словами «имеющим трудовой стаж в одной отрасли»;

    base.spinform.ru

    На работу в таджикские школы приглашают российских учителей

    ДУШАНБЕ, 3 июл - Sputnik. Таджикистан и Россия ведут переговоры о привлечении на работу в таджикских школах российских учителей, сообщает агентство ТаджикТА.

    «Министерства образования Таджикистана и России продолжают вести переговоры по направлению группы российских учителей для работы в таджикских школах», - говорится в сообщении агентства со ссылкой на Минобнауки РТ.

    Для переговоров по данному вопросу в Таджикистан должен прибыть представитель Министерства образования России.

    Сообщается, что для работы в таджикских школах набираются учителя русского языка, математики, информатики, физики, биологии, химии со стажем педагогической работы не менее 5 лет.

    Напомним, что в мае Таджикистан посетил руководитель Республики Дагестан Российской Федерации Рамазан Абдулатипов. Во время его визита была достигнута договоренность о направлении группы российских учителей для работы в общеобразовательных школах Таджикистана.

    Также отмечалось, что Дагестан может принять таджикских студентов в свои вузы.

    Также сообщалось, что Россия готова построить в Таджикистане 20 общеобразовательных школ, где преподавание будет вестись на русском язык.

    Президент России Владимир Путин во время своего визита в Таджикистана в феврале отметил, что Россия предпримет дополнительные меры для повышения уровня обучения русскому языку в сельских школах Таджикистана. Для этого будут осуществлены поставки учебников по данному предмету, а также организованы курсы переподготовки учителей.

    Пользователь обязуется своими действиями не нарушать национальное и международное законодательство. Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

    Администрация вправе удалить комментарии, сделанные на языках, отличных от языка, на котором представлено основное содержание материала.

    Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике комментируемого сообщения;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме, в том числе моральный;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к иным незаконным действиям;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес Спутник;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит описание или ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • продвигает продукты или услуги третьих лиц без соответствующего на то разрешения;
  • содержит оскорбительные выражения или нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к языку, например, текст написан целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Администрация имеет право без предварительного уведомления пользователя заблокировать ему доступ к странице или удалить его аккаунт в случае нарушения пользователем правил комментирования или при обнаружении в действиях пользователя признаков такого нарушения.

    m.ru.sputnik-tj.com

    Будет ли мне засчитываться выслуга лет службы в армии другого государства

    Добрый день. Я переехала на постоянное место жительства из Туркменистана в Россию. В Туркменистане я отслужила в рядах вооруженных сил 16 лет. Будет ли мне по достижении пенсионного возраста засчитываться выслуга лет службы в армии другого государства? Заранее благодарю.

    Ответы юристов (3)

    В настоящее время действуют Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997, которые регулируют вопросы пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и государствами – республиками бывшего СССР (Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина).

    Пенсионное обеспечение граждан государств – участников данных соглашений, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, и распространяется на все виды государственного пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством каждого из государств.

    Для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления Соглашения в силу. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

    Таким образом, в период постоянного проживания на территории вышеуказанных государств по вопросу пенсионного обеспечения следует обращаться в орган пенсионного обеспечения по месту жительства.

    Есть вопрос к юристу?

    Да, служба в ВС Туркмении будет включена в общий пенсионный стаж. Согласно Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины) Гражданам, прибывшим из государств — участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

    За периоды страхового (трудового) стаж, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 24.01.2006.

    В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, нетрудоспособные члены их семей, а также постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства.

    Основным условием назначения трудовой пенсии является наличие необходимой продолжительности страхового стажа, при назначении досрочной трудовой пенсии — наличие необходимой продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ.

    В страховой стаж для исчисления трудовой пенсии включаются периоды работы и (или) иной деятельности , которые выполнялись на территории Российской Федерации, а для граждан России и СНГ — еще и периоды трудовой деятельности в СССР, а также в Республике Армения, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Республике Таджикистан, Туркменистане , Республике Узбекистан, на Украине (ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения»).

    В то же время эти положения не имеют связи с обязанностью работодателя по уплате пенсионных взносов и единого социального налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет.

    Так, ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ называет в числе застрахованных лиц иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации:

    — работающих по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

    — самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

    — являющихся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

    — работающих за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов и т.д.

    Причем право этих лиц на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов, что входит в обязанности страхователей-работодателей и иных лиц, названных в ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ.

    Таким образом, взносы по обязательному пенсионному страхованию должны уплачиваться организацией за иностранных граждан, проживающих в Российской Федерации временно или постоянно, и не должны уплачиваться за иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации.

    Ищете ответ?
    Спросить юриста проще!

    Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

    • Если не платить штрафы ГИБДД - что будет, какие последствия Разберем какие меры может применить государство к тем кто вовремя не оплачивает штрафы ГИБДД: Срок оплаты административного штрафа (ГИБДД, МАДИ, ГКУ АМПП) Согласно статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен […]
    • Законы Ману - древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый также "закон ариев" или "кодекс чести ариев". Манавадхармашастра - одна из двадцати дхармашастр. Здесь представлены избранные фрагменты (перевод Георгия […]
    • Приказы министерства здравоохранения рф 308 Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308"О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" С изменениями и дополнениями от: 7 сентября 2004 […]
    • Урок "Решение задач на закон преломления света" (11-й класс) Разделы: Физика Цели изучения темы: Закрепление знаний о законах отражения и преломления света, понимания явления полного внутреннего отражения, отработка умений решать стандартные физические задачи по данной теме. 1) Развитие […]
    • Срок рассмотрения претензий к качеству услуг связи предложили сократить вшестеро Срок рассмотрения претензий к качеству услуг связи, возможно, будет сокращен с 60 до 10 дней. Депутат Олег Михеев внес в Госдуму законопроект № 517906-6 "О внесении изменений в часть седьмую статьи 55 […]
    • Арбитражные апелляционные суды Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Арбитражные апелляционные суды входят в […]

Доказательства трудового стажа позволяют точно установить продолжительность временных отрезков, на протяжении которых работник исполнял трудовую функцию. В настоящее время понятие трудового стажа фактически упразднено, а на замену ему пришло понятие стажа страхового. В нашей статье вы найдете информацию о том, какие факты и документы могут выступать в качестве подтверждения наличия у работника определенного вида стажа, и о том, как получить необходимые доказательства в случае, когда предприятие, на котором он трудился, было ликвидировано.

Доказательства, представляемые в подтверждение страхового стажа

В соответствии с положениями раздела II правил, утвержденных постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 02.10.2014 № 1015, страховой стаж подтверждается записями, внесенными в трудовую книжку, а при ее отсутствии или невозможности идентификации указанных в ней сведений:

  • трудовыми договорами и договорами гражданско-правового характера;
  • выписками из приказов;
  • справками, выданными работодателем;
  • лицевыми счетами работника и ведомостями на выдачу ему заработной платы;
  • документами, подтверждающими факт уплаты обязательных платежей в налоговые органы.

Указанные документы необходимо представить для подтверждения страхового стажа в том случае, если в период осуществления трудовой деятельности гражданин не был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования или в сведениях персонифицированного учета имеются пробелы или неточности.

Не знаете свои права?

Доказательства, подтверждающие наличие трудового стажа

С 01.01.2002 в силу вступил закон «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, который установил определение страхового стажа, — и с этого момента понятие трудового стажа было ликвидировано. Тем не менее процедура подтверждения наработанного гражданином стажа является идентичной прежней вне зависимости от того, в какой период им осуществлялась трудовая деятельность — до наступления 2002 года или после. Таким образом, и после введения закона № 173-ФЗ подтверждение стажа, выработанного до 2002 года, осуществляется при помощи записей, внесенных в трудовую книжку, приказов о приеме на работу и прочих документов, перечень которых был приведен выше.

Подтверждение стажа в Пенсионном фонде

Также подтвердить наличие стажа работы можно путем обращения в ПФР. В том случае, если в период, за которой работнику необходимо получить подтверждение, он был зарегистрирован в качестве застрахованного лица, сведения о его трудовой деятельности можно найти в базе данных Пенсионного фонда. Если же в указанный период гражданин не был застрахован, факт осуществления им трудовой деятельности, в соответствии с п. 5 постановления № 1015, может быть подтвержден показаниями свидетелей.

Для этого необходимо направить в территориальное отделение ПФР заявление с просьбой об установлении времени работы на основании свидетельских показаний. К нему потребуется приложить документы, подтверждающие факт утраты иных подтверждающих трудовую деятельность бумаг (например, архивной справки, содержащей информацию об отсутствии в архиве необходимых сведений).

Как подтвердить трудовой стаж, если предприятие ликвидировано

В том случае, если трудовая книжка у работника не сохранилась либо необходимые сведения являются нечитаемыми или вообще отсутствуют, он может обратиться к бывшему работодателю с целью получения любого из вышеперечисленных документов, подтверждающих факт осуществления им трудовой деятельности. Если же к моменту выхода работником на пенсию предприятие уже не существует, получить необходимые сведения можно, направив запрос в архив, в который работодатель передавал сведения о трудящихся у него гражданах. В архивной справке, выданной по итогам обращения, будет указано наименование должности, которую занимал заявитель, а также точный период времени его работы в организации.

Как видите, подтвердить продолжительность страхового стажа (а для периодов трудовой деятельности, осуществляемой до 2002 года, — трудового) можно разными способами. В том случае, если гражданин был зарегистрирован в качестве застрахованного лица, все необходимые сведения можно найти в базе данных ПФР. Если в требуемый период подобная регистрация не была осуществлена, работнику потребуется представить в ПФР трудовую книжку или иной документ, записи в котором подтверждают факт осуществления трудовой деятельности. Если такие документы не сохранились (например, по причине ликвидации предприятия), необходимо сделать запрос в архив и получить архивную справку, которая также служит доказательством трудового стажа. Если же сведений нет и в архиве, можно доказать факт работы на определенном месте, пригласив свидетелей (ими могут стать коллеги работника, представители руководящего состава и пр.).

Более 20 лет назад начался массовый отток таджикских трудовых мигрантов в Россию. Многие из них на сегодня достигли пенсионного возраста, но не все обладают правами на социальные выплаты. Этот вопрос периодически поднимается на правительственном уровне, но решить его до конца пока так и не смогли.

Форум надежды

Ежегодно в трудовую миграцию в Россию отправляются сотни тысяч граждан Таджикистана. Многие из них уже пенсионеры, однако лишь малая их часть, трудовая деятельность которых соответствует требованиям пенсионного закона РФ, могут получить там пенсию.

Вопросы, связанные с пребыванием таджикских трудовых мигрантов в России, необходимость их пенсионного обеспечения со стороны работодателей, стали одними из ключевых в ходе проходящего в Москве межпарламентского форума «Россия-Таджикистан, потенциал межрегионального сотрудничества».

Необходимость упорядочения миграционных процессов и обеспечения защиты прав и интересов трудящихся – мигрантов, назрела еще в начале двухтысячных, - говорит «АП» завсектором «Миграция населения» Института экономики и демографии Академии наук, кандидат экономических наук Анвар Бобоев.

– Так, в октябре 2004 года между правительствами Таджикистана и России, было подписано Соглашение о трудовой деятельности и защите прав граждан нашей страны в РФ, и граждан России в Таджикистане. Далее, в 2012 и 2013 гг. было подписано еще два соглашения относительно увеличения сроков регистрации для граждан РТ от 7 рабочих дней до 15, и увеличение сроков трудовой деятельности для граждан РТ без выезда с территории РФ от 1 до 3-х лет.

По словам эксперта, за период 2013-2014 годы при совместной работе экспертных групп было подготовлено еще 5 проектов межправительственных соглашений, в частности:

- «О сотрудничестве в области миграции»;

- «Об организованном наборе»;

- «О реадмиссии»;

- «О правовом статусе представительств миграционных служб сторон на территориях друг друга»;

- «О сотрудничестве в области социального обеспечения (пенсионного страхования)».

Вышеназванные проекты Соглашений были рассмотрены и одобрены еще в октябре 2014 года, а также и в марте 2015-го. Они были включены в совместный план мероприятий и должны были быть подписаны, но, к сожалению, этого не было сделано, - отметил Бобоев.

Минтруда и миграции: пенсионный вопрос решится, но не сегодня и не сейчас

Вопрос обеспечения наших трудовых мигрантов пенсией, также обсуждается не первый год. Пенсионный вопрос решится, но не сегодня, и не сейчас. Мы к этому идем, - говорит замминистра труда, миграции и занятости населения Таджикистана, Нурулло Махмадуллозода.

Страховую пенсию по старости мигранты могут получать, согласно пенсионному законодательству РФ с 2015 года, если имеют вид на жительство (ВНЖ), страховой стаж не менее 15 лет и достигли пенсионного возраста. При этом, конечно же, стаж работы должен быть официальным, с выплатой всех социальных взносов.

К сожалению, даже многие из тех, кто работает в России 15-20 лет, так и не сделали себе ВНЖ. Кроме того, не все наши трудовые мигранты официально оформлены и получают «белую» зарплату, и как следствие, с их зарплаты не переводятся средства на соцвзносы. По этим причинам большинство наших мигрантов, достигших пенсионного возраста, не могут получить в России пенсию.

Учитывая эти обстоятельства, некоторые эксперты прогнозируют, что подписание Соглашения по пенсионному страхованию, не даст реальных результатов, и вопрос доступа к системе накопительных пенсий трудовыми мигрантами останется открытым.

В стороне могут оказаться и многие из тех, кто трудится в РФ, имея патенты.

Патент, это только входной билет для работы, далее трудовой мигрант должен представить договор с работодателем, который подтверждает, что он будет платить налоги по его зарплате. Однако со многими трудовыми мигрантами такие трудовые договоры не заключаются, потому что, российским работодателям для привлечения иностранных рабочих нужно иметь лицензию, удерживать по повышенной ставке подоходный налог.

Поэтому частный сектор, или бизнес, заинтересован в нелегальных взаимоотношениях. Это соглашение может затронуть лишь незначительное число мигрантов, которые работают в госсекторе, - считает экономист Самиджон Носиров.

Фактор доверия

По мнению экс-главы представительства ФМС РФ в Душанбе Виктора Себелева, для того, чтобы предметно и обоснованно говорить о пенсионном обеспечении трудовых мигрантов из Таджикистана, необходимо знать какое количество граждан вносит отчисления в Пенсионный Фонд России, сколько лет они это делают, и какая сумма этих взносов накоплена за это время.

- Без таких сведений обсуждать этот вопрос бессмысленно. Но пока, никто из ответственных работников не удосужился озвучить эти цифры, - прокомментировал он вопрос на странице «АП» в Фейсбуке.

Во время обсуждений пенсионного вопроса в прошлом, звучали предложения о создании спецфондов, куда бы трудовые мигранты выплачивали определенную сумму, а на старости лет оттуда смогли бы получать пенсии. Такие фонды могли бы существовать как на территории Таджикистана, так и на территории России. Такой механизм для иностранцев предусмотрен во многих странах мира.

Но сейчас люди мало доверяют банкам и социальным фондам. И как мы видим, не безосновательно. Социальные фонды в России также сталкиваются с финансовыми проблемами, и нет уверенности, что через десять лет их деятельность будет также стабильной, - считает эксперт Анвар Бобоев.

По его мнению, в скорейшем решении пенсионного вопроса важно доверительное отношение сторон.

Многое в этом отношении зависит от тех, кто ведет переговорные процессы с российской стороной. Нужно квалифицированно, четко и обоснованно преподносить свои расчеты. Вот, например, согласно данным российских экспертно-аналитических центров, патентная система, введенная в России с 2010 года, за этот период принесла в бюджет страны более 100 млрд. рублей.

Или, скажем, возьмем общее количество наших трудовых мигрантов – свыше 500 тысяч, умножим их на 500 долларов ежемесячной зарплаты. Выделив оттуда 25% соцотчислений, власти России получают в свой бюджет более 60 миллионов долларов ежемесячно.

И все эти огромные средства, результат тяжелого труда мигрантов. Ну а те, кто по тем или иным причинам не могут получить пенсию в России, должны получать её здесь, в Таджикистане. Хотя бы потому, что и в нашу страну наши мигранты переводят более двух миллиардов долларов ежегодно. Мы должны решить этот вопрос как можно скорее. Этого ждут полмиллиона наших соотечетстенников.

Внешняя трудовая миграция граждан РТ за период 2003-2017 гг. (Данные Института экономики и демографии АН Таджикистана)


Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на страховую пенсию наравне с российскими гражданами, при соблюдении ими условий, предусмотренных российским пенсионным законодательством.

Развал СССР, происшедший из-за преступной политике верховной власти страны под руководством Горбачёва, коренным образом изменил жизнь граждан бывшего Советского Союза, отбросив все социальные достижения предыдущих поколений на многие десятилетия назад.
В силу определенных процессов, возникших в ставших независимыми республиках, граждане были вынуждены по различным причинам переезжать из одного государства СНГ в другое. Переезды, которые и сами по себе достаточно сложное дело, усугубляются для переезжающих граждан массой сложностей, возникавших у них в бытовых, правовых и социальных сферах по новому месту жительства, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются.

Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).

Подсчет страхового стажа у граждан, прибывших в Россию из стран СНГ (кроме граждан Белоруссии)

Из содержания «Соглашения» следует, что при определении продолжительности трудового стажа в него должны засчитываться периоды трудовой деятельности, протекавшие на территории любого государства подписавшего «Соглашение», в том числе и периоды работы на территории бывшего СССР.
Для граждан, прибывших в Россию из государств СНГ — участников «Соглашения», при назначении пенсии в их трудовой стаж включаются периоды трудовой деятельности, имевшие место до 1.03.1992 года на территории СССР и периоды их работы после этой даты на территории государств СНГ, подписавших «Соглашение».

При этом страховой стаж на соответствующих видах работы (льготный стаж), наработанный в других странах подписавших «Соглашение», приравнивается к соответствующему российскому страховому стажу на соответствующих работах в соответствии российского законодательства (Распоряжение правления ПФР от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в РФ из государств — Республик бывшего СССР).

У граждан, прибывших из государств, не подписавших это соглашение, при назначении пенсии принимается во внимание только тот трудовой стаж, который приобретен на территории таких государств за время до 01.01.1991 года.

Стаж работы, имеющийся у граждан, прибывших в РФ после 01.01.2002 года , может быть включен в подсчет страхового стажа для получения российской пенсии только при условии, что за этот период были уплачены страховые взносы в пенсионный орган той станы, на территории которой выполнялась трудовая деятельность и между этой страной и Россией заключено дополнительное двустороннее соглашение о пенсионном обеспечении граждан. Такие периоды будут включены в страховой стаж при наличии справки об уплате страховых взносов из пенсионного фонда страны, где осуществлялась трудовая деятельность.

Гражданам, прибывшим в РФ из Литвы, Молдавии и Грузии, трудовой стаж, приобретенный ими в этих республиках в период существования СССР по 31.12.1990, учитывается по законодательству России. А периоды работы на территории этих республик после 01.01.1991 года учитываются в страховом стаже на основании справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (социальное страхование).

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии

Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.

При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.

Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.

Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств , не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Пенсионное обеспечение граждан прибывших из Украины

О пенсионном обеспечении граждан прибывших из Украины подробно описано в статье .

Пенсионный возраст в России, начиная с 2019 года

В соответствии с российским законодательством, в страховой стаж при назначении пенсии учитываются периоды работы, протекавшие на территории Российской федерации.

Из этого правила существует два исключения:

  1. работа за пределами Российской Федерации учитывается в случае, если это предусмотрено законом или международным договором;
  2. работа за границей может быть включена в страховой стаж, если в период ее осуществления за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Действующие международные соглашения в сфере пенсионного обеспечения

На практике большое количество вопросов возникает, как правило, с периодами работы российских граждан на территории бывших советских республик (ныне стран СНГ) как в период до развала СССР, так и в постсоветский период. Это понятно, так как именно с ними Россию связывают наиболее тесные исторические, территориальные и миграционные отношения.

Начиная с 1992 года и по настоящее время, вопросы по учету стажа, выработанного в республиках бывшего СССР, регулируются рядом международных договоров, многие из которых устарели и не учитывают изменившиеся правила пенсионного обеспечения в России.

Первый договор - Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения был заключен 13 марта 1992 года. Его участниками стали: Россия, Украина, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Это договор построен по принципу территориальности: пенсия назначается по законодательству того государства, на чьей территории проживает гражданин и полностью выплачивается за его счет. Взаимные расчеты между странами не производятся.

В соответствии с договором, при определении права на пенсию учитывается стаж, выработанный на территории любой из этих стран за период до подписания соглашения. В этом соглашении еще не рассматривается понятие страховой стаж, поэтому возникают проблемы по учету стажа в период с 1992 г по 2001 г, которые законодательно не урегулированы по настоящее время. На основании рекомендаций Минтруда РФ, стаж за эти периоды приравнивается к страховому стажу, хотя формально эта работа протекала за пределами РФ и не оплачивалась взносами в российскую пенсионную систему. Периоды работы после 01.01.2002 года учитываются в стаж только при подтверждении их справкой Пенсионного фонда страны (где протекала работа) об уплате страховых взносов на пенсионное или социальное страхование.

Из стран-участниц этого договора, Беларусь подписала с РФ в 2006 году новый договор, основанный на принципе пропорциональности. В настоящее время на территории обеих стран рассчитывается и выплачивается пенсия из расчета стажа, выработанного на территории соответствующей стороны.

Более поздние соглашения с республиками Молдова (действует с 4 декабря 1995 года) и республикой Грузия (действует с 28.06.2002 года) уже содержат положения о страховом стаже. Без условий учитывается стаж работы на территории всех бывших республик СССР по 31 декабря 1991 года. Стаж работы после 1991 года, принимается в качестве страхового стажа по законам стран-участниц договора. На практике это означает, что требуется подтверждение об уплате вносов в пенсионный (страховой) фонд того государства, где протекала работа.

Соглашение с Литовской республикой предусматривает (действует с 25.05.2001) предусматривает включение в общий трудовой стаж времени работы до 1 декабря 1991 года по законодательству РФ. После этой даты стаж рассчитывается по законодательству Литовской республики и подтверждаются литовской стороной.

Работа на территории бывших республик СССР (Эстония, Латвия, Азербайджан), не заключивших соглашений с РФ по пенсионному обеспечению

Стаж работы до 31 января 1991 года учитывается в составе общего трудового стажа. После этой даты она учитывается лишь в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России. В настоящее время ситуация изменилась в отношении Эстонии и Латвии. В 2007 году был ратифицирован договор с Эстонией, а ратифицированный договор с Латвией вступил в силу в 2011 году.

Подтверждение и учет «эстонского» стажа, для права на пенсию и расчета пенсионных прав застрахованного лица осуществляется на основании справки о трудовом (страховом) стаже по утвержденной форме, выданной Эстонской стороной. При этом за период после 1999 года - в данной справке отражаются периоды пенсионного страхования в Эстонской республике.

Договор с Латвийской республикой предусматривает учет стажа, выработанного на территории одной из сторон, на основании законодательства этой же стороны. Факт такой работы подтверждается справкой, высланной по запросу той страны, где устанавливается пенсия.