Котельников Глеб Евгеньевич — изобретатель парашюта: биография, история изобретения. Кто и когда изобрел самый первый парашют Изобретение парашюта в 20 веке

Одно из главных изобретений авиации - парашют - появилось благодаря целеустремленности и стараниям всего одного человека - конструктора-самоучки Глеба Котельникова. Ему пришлось не только решать множество наисложнейших для своего времени технических задач, но и долго добиваться начала массового производства спасательного комплекта.

Ранние годы

Будущий изобретатель парашюта Глеб Котельников родился 18 (30) января 1872 года в Санкт-Петербурге. Его отец был профессором высшей математики в столичном университете. Вся семья увлекалась искусством: музыкой, живописью и театром. В доме часто ставились любительские спектакли. Поэтому неудивительно, что еще не состоявшийся изобретатель парашюта в детстве мечтал о сцене.

Мальчик отлично играл на рояле и некоторых других музыкальных инструментах (балалайке, мандолине, скрипке). В то же время все эти увлечения не мешали Глебу живо интересоваться техникой. От рождения получивший он постоянно что-то мастерил и собирал (например, в 13 лет ему удалось собрать работающую фотокамеру).

Карьера

Будущее, которое избрал себе изобретатель парашюта, определилось после семейной трагедии. Преждевременно скончался отец Глеба, и сыну пришлось оставить мечты о консерватории. Он отправился в Киевское артиллерийское училище. Молодой человек окончил его в 1894 году и таким образом стал офицером. Затем последовали три года службы в армии. Уйдя в отставку, Котельников стал чиновником в провинциальном акцизном ведомстве. В 1899 году он женился на подруге своего детства Юлии Волковой.

В 1910-м семья с тремя детьми переехала в Санкт-Петербург. В столице будущий изобретатель парашюта стал актером в Народном доме, взяв для сцены псевдоним Глебов-Котельников. Санкт-Петербург подарил ему новые возможности и для реализации изобретательского потенциала. Все предшествующие годы самородок продолжал заниматься конструированием на любительском уровне.

Увлечение самолетами

В начале XX века началось развитие авиации. Во многих городах России, в том числе и в Санкт-Петербурге, стали проводиться показательные полеты, которые живо интересовали публику. Именно таким образом с авиацией познакомился и будущий изобретатель ранцевого парашюта Глеб Котельников. Будучи всю жизнь неравнодушным к технике, он не мог не загореться интересом к самолетам.

По случайному стечению обстоятельств Котельников стал невольным свидетелем первой гибели пилота в истории российской авиации. Во время показательного полета летчик Мациевич сорвался с сиденья и погиб, рухнув на землю. Вслед за ним упал примитивный и малоустойчивый самолет.

Необходимость парашюта

Катастрофа с участием Мациевича была закономерным последствием небезопасности полетов на самых первых авиационных машинах. Если человек отправлялся в воздух, он ставил на кон свою жизнь. Данная проблема возникла еще до появления самолетов. В XIX столетии от схожего нерешенного вопроса страдали воздушные шары. В случае возникновения пожара люди оказывались в ловушке. Они не могли покинуть терпящее бедствие транспортное средство.

Эту дилемму могло разрешить только изобретение парашюта. Первые опыты по его производству проводились на Западе. Однако задача по своим техническим особенностям для своего времени была крайне сложной. На протяжении многих лет авиация топталась на месте. Невозможность обеспечить гарантию спасения жизни пилотам серьезно тормозила развитие всей индустрии воздухоплавания. В нее шли только отчаянные сорвиголовы.

Работа над изобретением

После трагического эпизода на показательном полете Глеб Котельников (тот, кто изобрел парашют) превратил свою квартиру в полноценную мастерскую. Конструктор был одержим идеей создать спасательное средство, которое помогло бы пилотам выжить в случае авиакатастрофы. Самым удивительным было то, что самодеятельный актер принялся в одиночку за техническую задачу, над которой уже много лет безрезультатно бились многие специалисты со всего мира.

Все свои эксперименты изобретатель парашюта Котельников проводил за свой счет. С деньгами было туго, часто приходилось экономить на деталях. Экземпляры спасательного средства сбрасывались с воздушных змеев и петербургских крыш. Котельников обзавелся кипой книг по истории летного дела. Опыт проходил один за другим. Постепенно изобретатель пришел к примерной конфигурации будущего спасательного средства. Это должен был быть прочный и легкий парашют. Небольшой и складывающийся, он мог всегда быть при человеке и выручить в самую опасную минуту.

Решение технических проблем

Использование парашюта с несовершенной конструкцией было чревато несколькими серьезными изъянами. В первую очередь это мощный рывок, который ждал пилота во время раскрытия купола. Поэтому Глеб Котельников (тот, кто изобрел парашют) посвятил много времени конструированию подвесной системы. Также ему пришлось несколько раз переделывать крепления. При использовании неправильной конструкции спасательного средства человек мог хаотично вращаться в воздухе.

Свои первые модели изобретатель авиационного ранцевого парашюта проверял на куклах-манекенах. В качестве ткани он использовал шелк. Для того чтобы эта материя могла на безопасной скорости опустить человека на землю, требовалось порядка 50 квадратных метров полотна. Сначала Котельников складывал парашют в головной шлем, однако в нем не могло поместиться так много шелка. Изобретателю пришлось придумывать оригинальное решение и для этой проблемы.

Идея рюкзака

Возможно, имя изобретателя парашюта было бы другим, если бы Глеб Котельников не догадался решить проблему складывания парашюта с помощью специального ранца. Для того чтобы уместить в него материю, пришлось придумывать оригинальный чертеж и замысловатую раскройку. Наконец, изобретатель приступил к созданию первого опытного образца. В этом деле ему помогала супруга.

Вскоре был готов РК-1 (Русский - Котельниковский). Внутри специального металлического ранца была полочка и две спиральные пружины. Котельников сделал конструкцию такой, чтобы она могла как можно быстрее открыться. Для этого пилоту необходимо было только дернуть за специальный шнур. Пружины внутри ранца открывали купол, и падение становилось плавным.

Последние штрихи

Парашют состоял из 24 полотен. Через весь купол шли стропы, которые соединялись на подвесных лямках. Их пристегивали крючками к основанию, надетому на человека. Оно представляло собой дюжину поясных, плечевых и нагрудных ремней. Также были предусмотрены обхваты для ног. Устройство парашюта позволяло пилоту управлять им при спуске на землю.

Когда стало ясно, что изобретение станет прорывом в авиации, Котельников забеспокоился об авторских правах. У него не было патента, и поэтому любой посторонний человек, увидевший парашют в действии и понявший принцип его функционирования, мог украсть идею. Эти опасения заставили Глеба Евгеньевича перенести свои испытания в глухие новгородские места, которые посоветовал сын изобретателя. Именно там бы опробован окончательный вариант нового спасательного средства.

Борьба за патент

Удивительная история изобретения парашюта продолжилась 10 августа 1911 года, когда Котельников написал подробное письмо в военное министерство. Он в деталях описал технические характеристики новинки и объяснил важность ее внедрения в армию и гражданскую авиацию. Действительно, количество самолетов только росло, а это грозило новыми смертями смелых пилотов.

Однако первое письмо Котельникова затерялось. Стало ясно, что теперь изобретателю предстоит бороться со страшной бюрократической волокитой. Он начал военного министерства и различных комиссий. В конце концов Глеб Евгеньевич прорвался в комитет по изобретениям. Однако функционеры этого ведомства забраковали идею конструктора. Они отказались выдавать патент, считая

Признание

После неудачи на родине Котельников добился официальной регистрации своего изобретения во Франции. Долгожданное событие произошло 20 марта 1912 года. Затем удалось организовать проведение генеральных испытаний, на которых присутствовали пилоты и другие лица, причастные к молодой российской авиации. Они прошли 6 июня 1912 года в деревне Салюзи недалеко от Санкт-Петербурга. После смерти Глеба Евгеньевича этот населенный пункт был переименован в Котельниково.

Июньским утром на глазах изумленной публики пилот аэростата перерезал конец петли, и специально подготовленный манекен стал падать на землю. Зрители следили за происходящим в воздухе с помощью биноклей. Через несколько секунд механизм сработал, и в небе распахнулся купол. В тот день не было ветра, из-за чего манекен приземлился прямо на ноги и, постояв так еще несколько секунд, упал. После этого публичного испытания на весь мир стало известно, кто изобретатель авиационного ранцевого парашюта.

Массовый выпуск парашютов

Первое серийное производство РК-1 началось во Франции в 1913 году. Спрос на парашюты вырос на порядок после того, как вскоре началась Первая мировая война. В России спасательные комплекты были необходимы для пилотов самолетов «Илья Муромец». Затем в течение многих лет РК-1 оставался незаменимым и в советской авиации.

При большевистской власти Котельников продолжил заниматься модификациями своего исходного изобретения. Он много работал с Жуковским, поделившимся своей собственной аэродинамической лабораторией. Опытные прыжки с пробными моделями парашютов превратились в массовое зрелище - на них приходило огромное количество зрителей. В 1923 году появилась модель РК-2. Глеб Котельников снабдил ее полумягким ранцем. Затем последовало еще несколько модификаций. Парашюты становились удобнее и практичнее.

Одновременно со своей Котельников уделял немало времени помощи аэроклубам. Он выступал с лекциями, был желанным гостем в спортивных сообществах. В 55 лет по причине возраста изобретатель прекратил эксперименты. Все свое наследие он передал советскому государству. За многочисленные заслуги Котельникова наградили орденом Красной Звезды.

Будучи на пенсии, Котельников продолжал жить в Северной столице. Он писал книги и учебники. Когда началась Великая Отечественная война, уже пожилой и слабо видящий Глеб Евгеньевич, тем не менее, принял активное участие в организации противовоздушной обороны Ленинграда. Блокадная зима и голод нанесли сильный удар по его здоровью. Котельникова удалось эвакуировать в Москву, где он скончался 22 ноября 1944 года. Знаменитого изобретателя похоронили на Новодевичьем кладбище.

Идея парашюта, устройства для безопасного спуска с большой высоты, появилась задолго до полета первого воздушного шара, не говоря уже о самолете. Название «парашют» пришло в технику значительно позже.

Из старинных преданий, легенд, рассказов путешественников средневековья известно об использовании устройств, напоминающих зонты, для прыжков с башен и обрывов. Жители Китая, Африки и юго-восточной Азии еще в глубокой древности хорошо знали о тормозящих свойствах вогнутых поверхностей. Демонстрации прыжков с зонтами устраивались на празднествах и цирковых представлениях.

Вот как описывал один испанский путешественник такие прыжки, виденные им в одном из негритянских племен: «Нам разослали на земле звериные шкуры, и мы по приглашению вождя уселись. Вождь сел рядом с нами, указывая жестом на холм и что-то быстро объясняя. Тут мы увидели, как на этом холме появилось несколько человек с большими зонтами из пальмовых ветвей. И вот, по знаку вождя, стоящий около него негр ударял в большой длинный барабан, и каждый раз по этому сигналу один за другим с обрыва прыгали люди, держа в руках зонты и опускались на зеленую лужайку при шумных одобрениях вождя и его свиты.»

Описание прыжков с большой высоты можно найти в произведениях древнеримских писателей Апулея и Овидия. Однако лишь в конце 15 века появился первый технический проект парашюта. Предложил его великий итальянский ученый-инженер и художник Леонардо да Винчи. Это изобретение явилось результатом многочисленных экспериментов и наблюдений ученого над поведением падающих картонных фигур разнообразной формы.

В сборнике рукописей Леонардо да Винчи «атлантическом кодексе» среди других конструкций приведен эскиз парашюта с куполом в форме четырехгранной пирамиды. Ученый писал: «Если у человека есть шатер из прокрахмаленного полотна, шириною в 12 локтей и вышиною в 12, он сможет бросаться с любой высоты без опасности для себя.» Учитывая, что длина локтя 0,6 м., площадь купола парашюта в основании составляет более 50 квадратных метров, т.е. была и в самом деле достаточной для безопасного спуска. Проводил ли да Винчи какие-либо опыты со своим парашютом или ограничился лишь эскизом и кратким описанием его, неизвестно.

Следующий проект вполне работоспособного парашюта появился около 1617 года, когда в Венеции вышла книга «Новые машины» епископа Фауста Веранцио. Среди различных технических новинок и сооружений в книге даны описание и рисунок парашюта с куполом квадратной формы. Края купола («паруса», по терминологии автора книги) были прикреплены к четырем одинаковым палкам, а к углам привязаны четыре веревки, служившие стропами. Художник изобразил парашют в момент спуска на нем человека, совершившего прыжок с высокой башни.


Практической надобности в парашюте во времена Веранцио и тем более Леонардо да Винчи еще не было.

Совсем в другой обстановке начал работать французский химик и механик Луи Себастьян Ленорман, предложивший в 1783 году свою конструкцию парашюта. В тот год в небо на воздушном шаре, наполненном теплым воздухом, монгольфьере, поднялись первые воздухоплаватели. Угроза воздушных катастроф стала реальной.

О проектах парашютов Леонардо да Винчи и Фауста Веранцио Ленорман не знал. Его парашют имел конусообразную форму, был сшит из полотна и для уменьшения воздухопроницаемости оклеен изнутри бумагой. Несколько десятков тонких строп сходились к сидению, сплетенному из ивовых прутьев.

Ленорман ввел также термин «парашют» (от французских слов para - предоставить и chute – падение).

Никто из воздухоплавателей так и не воспользовался изобретением Ленормана, хотя успешные опыты с животными (изобретатель сбрасывал их на своем парашюте с балкона обсерватории в Монпелье с высоты 26 метров) доказали его надежность.

Первым из воздухоплавателей, обратившим внимание на парашют, был Жан Пьер Бланшар. В 1784 году он добавил к воздушному шару парашют, купол которого имел спицы и висел под шаром полностью раскрытым. На этом шаре Бланшар совершил полет, достигнув высоты 4000 метров и, продержавшись в воздухе более часа, однако спусков со своим жестким парашютом он не производил и вскоре от него отказался.

Тем не менее идея Бланшара оказалась весьма плодотворной. Парашют стал достаточно удобным и надежным средством спасения, когда из него были удалены спицы, совершенно не нужные и утяжелявшие конструкцию. Этот важный шаг был сделан соотечественником Бланшара воздухоплавателем Андре Жаком Гарнереном. Мягкий купол парашюта, сшитый из шелковой ткани – тавты, он также подвесил внизу, пож шаром. Корзина, в которой находился воздухоплаватель, прикреплялась к стропам парашюта. На четырех центральных стропах висел легкий деревянный обруч, который не позволял кромке купола смыкаться и облегчал процесс раскрытия парашюта. Для того чтобы отделить парашют, следовало перерезать веревку, соединяющую купол парашюта с баллоном шара.

Гарнерен 22 октября 1797 года в Париже совершил прыжок с парашютом. Это был первый прыжок воздухоплавателя с парашютом. Позже Гарнерен совершил множество прыжков. Для уменьшения раскачивания при спуске он сделал в центре купола парашюта полюсное отверстие и на практике доказал его полезность. Парашют Гарнерена многие десятилетия использовался воздухоплавателями разных стран почти без изменения.

Первоначально парашютизм развивался как зрелище, как своеобразные цирковые представления под открытым небом. Постепенно закладывались основы теории парашюта, а изобретатели искали пути его совершенствования.

Весной 1882 г. на одном из заседаний 7-го Воздухоплавательного отдела Русского технического общества поручик М. Карманов докладывал об изобретенном им «управляемом парашюте».

В 80-х гг. XIX века стал применяться новый способ подвески парашюта к воздушному шару. Купол висел не внизу, а сбоку, на уровне экватора воздушного шара, прикрепленный к сетке при помощи простого пружинного зажима. Стропы парашюта шли к деревянному кольцу. К этому же кольцу привязывалась и примитивная «подвесная система» - веревочная петля, которую воздухоплаватель, сидевший на трапеции, продевал под мышки. Поднявшись с помощью воздушного шара на достаточную высоту, парашютист соскакивал с трапеции и силой своего веса срывал парашют. Затем купол парашюта наполнялся воздухом, и начинался замедленный спуск.

В начале 90-х гг. XXI века исследованием устойчивости парашюта занимался талантливый ученый А. Х. Репман. Его парашют не имел полюсного отверстия, но был снабжен добавочной поверхностью – отогнутыми вверх полями вокруг купола, которые и делали снижение парашюта более устойчивым.

В те же годы парашют оригинальной конструкции предложил русский инженер Н. Ф. Ян. Он также отказался от полюсного отверстия в парашюте, в подкупольное пространство разделил вертикальными матерчатыми перегородками на четыре сектора. Эти перегородки служили своеобразным тормозом и быстро гасили колебания парашюта.

Парижский портной Ф. Рейхельт спроектировал парашют в виде костюма и в июле 1910 года получил на него патент. Купол укладывался многочисленными складками вокруг тела авиатора. В феврале 1912 года изобретатель совершил прыжок с Эйфелевой башни, парашют не раскрывался и Рейхельт погиб.

С 1909 года во Франции над созданием авиационного парашюта работал Г. Вассер. Его парашют представлял собой большой зонт со спицами. Вассер хотел разместить его на фюзеляже самолета, позади летчика. При аварии парашют следовало освободить, а наполненный воздухом зонт должен был по идее вытащить из аэроплана пилота.

Но еще более курьезную конструкцию парашюта предложил американец А. К. Ульмер в 1910 году. Оригинальность конструкции парашюта состояла в том, что купол его, изготовленный из легкой ткани, укладывался в головной убор авиатора – шапку – каскетку. Этот парашют не нашел на практике применения.

Огромный вклад в развитие парашюта внес русский изобретатель Глеб Котельников. Он вошел в историю техники как изобретатель первого в мире авиационного парашюта в 1911 году.

Котельников самостоятельно искал принципы построения авиационного парашюта. Он пришел к выводу о том, что парашют должен быть неотъемлемой частью экипировки летчика и постоянно находиться при нем. Для купола он применил легкий, прочный шелк. Стропы разделил на два пучка и каждый из них прикрепил к своей лямке. Подвесную систему Котельников изготовил из прочих ремней: поясного, нагрудно-наспинного, и двух плечевых. Подвесная система такого типа до того времени ни кем не применялась. Он прикрепил лямки к подвесной системе при помощи карабинов, т.е. сделал купол пристегивающимся. Это давало возможность спасающемуся при спуске на воду или при сильном ветре быстро высвободиться от купола. Но купол диаметром около семи метров не мог разместиться в шлеме. Тогда изобретатель пришел к мысли уложить купол в ранец. Котельников также разработал «ручной тип» раскрытия парашюта. Он назвал свой парашют РК-1 – русский, Котельникова, первый.

В последующие годы парашют сильно изменился. В 1936 году братья Доронины изобрели первый в мире прибор для автоматического раскрытия парашюта. Этот прибор совершил революцию в парашютном деле. Пользуясь такими приборами, парашютисты могли совершать прыжки с любых высот в самых сложных погодных условиях. Как и парашют, прибор Дорониных претерпел множество изменений. В настоящее время применяются электронные приборы, облегчающие задачи парашютистов и страхующие их жизни.

Парашюты получили огромное распространение. Существует несколько видов парашюта: стабилизирующие, тормозящие, грузовые, спасательные, военные, спортивные и т.д.

Круглые и овальные купола из спорта постепенно вытеснили купола нового поколения. Это купола типа «крыло», впервые появившееся в 70-х годах, обладают хорошей маневренностью и устойчивостью. Современные парашюты развивают горизонтальную скорость до 20-27 м/с при весе, всего несколько кг и площадью до 16 квадратных метров.

Совершенная парашютная техника развивается в направлении уменьшения веса, объема парашюта и увеличении маневренности, скорости и надежности.

Долгое время считалось, что Леонардо да Винчи был первым изобретателем парашюта. В 1495 году этот флорентийский ученый в своей рукописи о том, что с помощью тканевой палатки из накрахмаленного полотна определенного размера можно безопасно спуститься с большой высоты. Позже ученые подсчитали, что предложенная да Винчи конструкция – кусок полотна площадью около шестидесяти – действительно обеспечила бы спуск человека с любой высоты.

Диаметр же современных парашютов составляет всего около семи метров.

Позже выяснилось, что еще до Леонардо да Винчи разными людьми предлагались похожие конструкции парашюта. Так, в древности люди пытались научиться с помощью подобных устройств, напоминающих палатки или зонтики. Но их несовершенные «парашюты» не могли использовать сопротивление воздуха, поэтому все идеи были провальными – ни одному человеку не удалось безопасно спуститься с высоты.

Поэтому да Винчи можно считать настоящим изобретателем проекта парашюта, так как он первым предложил конструкцию, которая действительно должна работать.

Первые создатели парашюта

Французский заключенный Лавен, живший в начале семнадцатого века, стал первым парашюта да Винчи. Его нельзя назвать изобретателем, но ему удалось успешно реализовать идею великого ученого и сбежать из тюрьмы с помощью шатра, сшитого из простынь и веревок.

Другого француза, физика Ленормана, можно по праву считать вторым изобретателем парашюта, так как он усовершенствовал конструкцию, обтянув льняное прорезиненное полотно деревянной рамой, и даже придумал само слово «парашют».

Долгое время считалось, что перед прыжком ткань должна быть полностью раскрыта, иначе спуск будет не безопасным. Поэтому до начала XX века парашюты были неудобными, их приходилось подвешивать к летательным аппаратам. Изобретателем первого компактного парашюта стал русский отставной поручик, работавший актером, Глеб Котельников. Он создал прототип ранцевого парашюта, который можно было использовать при падении.

Это был настоящий прорыв в парашютном деле, хотя сначала изобретение Котельникова не оценили по достоинству. Но этот небольшой шелковый купол, который укладывался в деревянный ранец, спас немало жизней. Впоследствии его конструкция была дополнена и усовершенствована, и сегодня парашюты представляют собой небольшое, удобное и безопасное устройство для спуска с высоты.

Считается, что идею парашюта впервые подал Леонардо да Винчи, рисунки сохранилась в его тетрадях. Но первый парашют изобрел, создал и испытал хорват Фауст Вранчич.

Создание парашюта

Еще в 1483 году гениальный Леонардо да Винчи набросал в своих тетрадях эскиз пирамидального парашюта и описал принцип его действия. Однако реализация идеи отложилась на столетия. Первый прыжок с парашюта осуществил хорват Фауст Вранчич в 1597 году, но изобретение еще долгие годы не приживалось. Официально Вранчич и считается изобретателем первого парашюта.
Есть древние записи, свидетельствующие, что попытку овладения воздушным пространством человек делал уже задолго Леонардо да Винчи. Люди пытались спускаться с возвышенностей на приспособлениях, похожих на зонты.

Через пол столетия идеей воспользовался французский преступник по Лавен - он сделал нечто вроде шатра из простынь и связал китовым усом, а затем совершил удачный прыжок из окна тюремной камеры. Через какое-то время еще одному преступнику, приговоренному к смертной казни, предложили испытать так называемый «летающий плащ профессора Фонтажа». Тот прыгнул удачно, и ему даровалась . Но в человеческий обиход ввел «парашют» французский изобретатель Луи-Себастьян Ленорман, который прыгнул с башни Монпелье в 1783 году. Он не стал изобретать велосипед и лишь немного модернизировал конструкцию, предложенную Вранчичем. После этого люди долго не могли решиться на прыжки и испытывали новые модели с домашних , овец и кошек. Также было несколько неудачных прыжков, завершившихся гибелью испытателей.

Изобретатели современных парашютов

В начале двадцатого века немка Кэт Паулс изобрела первый складной парашют. Паулс считается легендарной фигурой и первой женщиной-парашютистом. Через несколько лет русский военный Греб Котельников, огорчившись гибелью известного летчика Мациевича, изобрел принципиально новый тип парашюта РК-1. Это уже не дедушка, а отец современного парашюта. Его парус был сделан из шелка, который крепился с помощью строп к плечевым обхватам. Парашют впервые компактно укладывался в ранец. Котельников обладал недюжинной коммерческой хваткой и запатентовал свое изобретение как авиационный ранцевый парашют.
Могила Котельникова превратилась в место паломничества парашютистов. Они завязывают на ветви деревьев возле могилы ленточки для затяжки парашютов, считая, что это убережет их в воздухе.
Изобретение взяли на вооружение уже в советской армии. Парашютный спорт развивался в СССР с невиданной скоростью и силой. В 1926 году Котельников даровал свое изобретение советскому правительству.

Видео по теме

Стремление к покорению воздушного пространства у людей было во все времена, но во все времена стоял вопрос не только о том, как подняться в небо, но и как спуститься на землю. На помощь покорителям вершин пришел парашют.

Инструкция

По легенде, в 1483 году великий итальянский ученый флорентийского происхождения Леонардо да Винчи задумался на тем, как можно было бы спасти древнегреческого мифологического героя Икара от падения на землю при его неудачном полете. Следствием этих размышлений стало появление набросков пирамидального парашюта. На основании проведенных расчетов было установлено, что площадь парашюта должна быть не менее 60 квадратных метров для того, чтобы человек мог безопасно спуститься с любой высоты. Эти расчеты легли в основу современных парашютов. Но во время жизни Леонардо да Винчи его изобретение не получило применения по той простой причине, что купол со стропами было негде применять, изобретение пылилось на полке истории до XVII века.

Как прозрения Леонардо да Винчи воплотились в бессмертной конструкции русского актера-изобретателя Глеба Котельникова

Когда изобретение доведено почти до совершенства, когда оно доступно практически любому человеку, нам кажется, что этот предмет существовал если не всегда, то издавна. И если, скажем, по отношению к радио или автомобилю это не так, то по отношению к парашюту — почти так. Хотя то, что называется этим словом сегодня, имеет совершенно конкретную дату рождения и совершенно конкретного родителя.

Первый в мире ранцевый парашют с куполом из шелка — то есть такой, какими пользуются и по сей день, — изобрел русский конструктор-самоучка Глеб Котельников. 9 ноября 1911 года изобретатель получил «охранное свидетельство» (подтверждение приема заявки на патент) на свой «спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом». А 6 июня 1912 года прошло первое испытание парашюта его конструкции.


Глеб Котельников с парашютом собственного изобретения.

От Возрождения до Первой мировой

«Парашют» — калька с французского parachute, а само это слово образовано от двух корней: греческого para, то есть «против», и французского chute, то есть «падать». Идея подобного приспособления для спасения прыгающих с большой высоты довольно древняя: первым человеком, высказавшим идею такого устройства, был гений эпохи Возрождения — знаменитый Леонардо да Винчи. В его трактате «О летании и движении тел в воздухе», который датируется 1495 годом, есть такой пассаж: «Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет 12 локтей (около 6,5 м. — РП.) в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности». Любопытно, что да Винчи, который так и не довел идею «палатки из накрахмаленного полотна» до воплощения, совершенно точно высчитал ее размеры. Например, диаметр купола самого распространенного учебного парашюта Д-1-5у — около 5 м, знаменитого парашюта Д-6 — 5,8 м!

Идеи Леонардо были оценены и подхвачены его последователями. К тому времени, как француз Луи-Себастьян Ленорман в 1783 году придумал само слово «парашют», в копилке исследователей возможности управляемого спуска с большой высоты были уже несколько прыжков: хорвата Фауста Вранчича, который в 1617 году и реализовал на практике идею да Винчи, и французов Лавена и Думье. Но первым настоящим прыжком с парашютом можно считать рискованную авантюру Андре-Жака Гарнерена. Именно он прыгнул не с купола или карниза здания (то есть не занимался бейсджампингом, как это называется сегодня), а с летательного аппарата. 22 октября 1797 года Гарнерен покинул корзину воздушного шара на высоте 2230 футов (около 680 м) и благополучно приземлился.

Развитие аэронавтики влекло за собой и усовершенствование парашюта. Жесткий каркас сменился полужестким (1785 год, Жак Бланшар, парашют между корзиной и куполом аэростата), появилось полюсное отверстие, позволившее избежать болтанки при приземлении (Жозеф Лаланд)… А потом пришла эра летательных аппаратов тяжелее воздуха — и для них потребовались совершенно другие парашюты. Такие, каких еще никто не делал.

Не было бы счастья…

Создатель того, что сегодня называется словом «парашют», с детства отличался страстью к конструированию. Но не только: не меньше, чем расчеты и чертежи, его увлекали свет рампы и музыка. И нет ничего удивительного в том, что в 1897 году, после трех лет обязательной службы, выпускник легендарного Киевского военного училища (которое окончил, в частности, и генерал Антон Деникин) Глеб Котельников подал в отставку. А еще через 13 лет оставил государственную службу и полностью перешел на службу Мельпомене: стал актером труппы Народного дома на Петербургской стороне и выступал под псевдонимом Глебов-Котельников.

Будущий отец ранцевого парашюта так бы и остался малоизвестным актером, если бы не талант конструктора и трагический случай: 24 сентября 1910 года Котельников, присутствовавший на Всероссийском празднике воздухоплавания, стал свидетелем внезапной гибели одного из лучших летчиков того времени — капитана Льва Мациевича. Его «Фарман IV» буквально развалился в воздухе — это была первая авиакатастрофа в истории Российской империи.


Полет Льва Мациевича.

Человеку всегда было свойственно мечтать о великом — о покорении неба, космоса, водных просторов, северного и южного полюсов и даже других, неизвестных еще миров.

Возможно, кто-то, когда-то, в холодной пещере, нарисовал обломком угля на каменной стене человека с крыльями, летящего по воздуху словно птица, и вот, спустя тысячелетия, это стало вполне обычной реальностью благодаря изобретению самолета.

Ранние изобретения

Чьей эта мечта была изначально – изобрести устройство, позволяющее безопасно спускаться с высоких скал и деревьев, мы точно не знаем.

Первое описание с рисунком, дошедшее до наших дней, относится к эпохе итальянского Ренессанса и содержится в рукописи 1470 года, неизвестного автора.

На рисунке изображен человек, держащийся руками за раму, к которой прикреплен купол конической формы. Немного позже, в 1485 году, Леонардо да Винчи изобразил набросок подобного устройства в своей работе «Атлантический кодекс».

Он описывает свое изобретение как пирамиду из льняной ткани с основанием в 12 ярдов, с помощью которой можно прыгать с любой высоты без вреда для здоровья.

Позднее, другой изобретатель, Фауст Веранчино, исследовав наброски да Винчи, заменил пирамидальный купол куском паруса и даже испытал свое изобретение, прыгнув с Собора Святого Мартина в Братиславе, хотя свидетелей этого прыжка не было.

От древности до наших дней

Современное название – парашют происходит от сочетания греческого слова para - «отклонять» и французского chute - «падать». Оно появилось благодаря французскому физику и испытателю Луи Себастьяну Ленорману, который в 1783 году совершил первый в истории, засвидетельствованный прыжок. Он использовал парашют с твёрдым деревянным каркасом.

Первым человеком, совершившим парашютный прыжок с воздушного шара, стал в 1797 году французский воздухоплаватель Андре-Жак Гарнерин. Он впервые использовал бескаркасный парашют из шелковой ткани.

Появлению современного ранцевого парашюта, который и по сей день
используется в авиации, мир обязан русскому испытателю Глебу Котельникову. В 1911 году он изобрел парашют, который имел круглую форму и укладывался в металлический ранец, закрепленный за спиной прыгающего.

Парашют автоматически выбрасывался в воздух за счет пружин, закрепленных на дне ранца. Кстати, в годы Первой мировой войны, изобретение Котельникова уже использовалось русской армией.

Кому лавры

Однозначного ответа на вопрос, кто именно изобрел парашют, не существует. За этим достижением, как и за многими другими, стоят труды многих людей.

Ведь если бы тогда, во времена Ренессанса, неизвестный ученый не создал бы первый набросок, возможно, сейчас бы у нас не было того самого парашюта, который используется профессионалами и любителями во многих областях человеческой деятельности.