Лингвисты: современные языки сохранили следы неандертальских наречий. Сочинение на тему «Проблема развития и сохранения русского языка» Сохранение русского языка в современном мире

Проблема сохранения культуры русского языка (проблема засорения языка) - готовые аргументы

Возможные тезисы:

  1. Изменения «великого и могучего» необходимы, несмотря на то, что это приносят людям неудобства
  2. Изменение русского языка особенно болезненно отражается на жизни старшего поколения
  3. Из-за появления новых слов в языке могут возникнуть сложности в понимании собеседника
  4. Русскому языку не грозит гибель, он настолько гибок, что сможет приспособиться к любым изменениям
  5. Действительно, мы не можем обойтись без заимствованных слов, тем не менее их чрезмерное употребление сильно затрудняет понимание текста (речи)
  6. Используя модные слова, люди засоряют свою речь, что осложняет общение между людьми
  7. Чрезмерное использование заимствованных слов засоряет речь

В книге «Русский язык на грани нервного срыва» Максим Кронгауз говорит о том, что наш мир меняется и поэтому появление новых слов, пусть даже заимствованных, - нормальное явление. Если язык не будет меняться, он перестанет выполнять свои функции. Лингвист приводит интересный пример: глобальное потепление привело к тому, что у эскимосов не хватало слов в языке, чтобы давать названия животным, переселяющимся в полярные области земного шара.

М. Кронгауз научно-популярная книга «Русский язык на грани нервного срыва»

В книге «Русский язык на грани нервного срыва» Максим Кронгауз пришел к выводу, что значительные изменения в нашем языке беспокоят в основном старшее поколение. Новых слов слишком много, и они размываются границы литературного языка, это пугает и раздражает людей, к этому языку привыкших.

М. Кронгауз научно-популярная книга «Русский язык на грани нервного срыва»

Эту проблему не обошел стороной и М. Кронгауз. Лингвист считает, что беспокойства о русском языке беспочвенны, но в то же время отмечает, что его стремительные изменения затрудняют общение людей, особенно, если они относятся к разным поколениям.

М. Кронгауз научно-популярная книга «Русский язык на грани нервного срыва»

Лингвист М. Кронгауз не видит угрозы для русского языка, читая, что ему не страшны ни поток заимствований и жаргонизмов, ни изменения, которые в нем происходят. Русский язык «переварит» все это, что-то сохранив, что-то отбросив, выработает, новые нормы, и на место хаоса придет стабильность.

А. Кнышев «В эфире ньюзости»

А. Кнышев не скрывает ироничного отношения к обсуждаемой теме. На примере рассказа «В эфире ньюзости», где ведущий новостей использует преимущественно заимствованные слова, что делает его речь крайне непонятной, он показывает, что станет с русским языком, если мы перенасытим его «словами-иностранцами».

А. Кнышев «В эфире ньюзости»

В небольшом рассказе А. Кнышев высмеивает людей, использующих в основном заимствованные слова, чтобы продемонстрировать свою «современность». На примере ведущего новостей, монолог которого сложно прочесть и практически невозможно понять, писатель-сатирик показывает, насколько нелепо звучит речь человека, бегущего за модой на слова.

А. Кнышев «В эфире ньюзости»

В рассказе А. Кнышева «В эфире ньюзости», ведущего передачи невозможно понять, так как его речь перенасыщена заимствованными словами. Конечно же, рисуя образ современного оратора, писатель намеренно утрирует, тем не менее юмористический текст еще раз доказывает, что людям сложнее понять говорящего, если он использует слишком много заимствованных слов.

Пример из жизни

Появление новых, в том числе заимствованных, слов необходимо. «Компьютер», «смартфон», «мультиварка» настораживали и смущали людей, но сегодня мы используем эти слова чаще, чем исконно русские «колодец» или «калач». Еще сложнее представить, что когда-то для россиян были непонятными «автомобиль» и «телевизор», не говоря о «картофеле». Мир меняется, и язык вынужден приспосабливаться, чтобы люди могли понимать друг друга.

Проблема сохранения языка очень важна в наши дни. Именно над ней размышляет в тексте М. Кронгауз. В современном мире появляется много нового в языке. И не все приобретения полезны. Автор пытается донести до читателя, что все составляющие языка должны использоваться разумно. М. Кронгауз, хотя и призывает больше пользоваться русским литературным языком, все же не против употребления в некоторых случаях заимствованных слов и даже обесцененной лексики. Но он предостерегает от чрезмерного злоупотребления слов и выражений, которые указывают на низкую духовность и культуру. А также он убеждает, что прежде чем использовать заимствованные слова, необходимо понять их смысл. По мнению автора, язык должен быть грамотен, доступен и высоко культурен.

Я согласна с точкой зрения М.

Кронгауза. Действительно, язык, как отражение нашей души, должен быть красив и чист. К сожалению, в современном мире об этом все чаще забывают. С каждым днём русский язык все больше засоряется, и многие слова теряют своё изначальное значение и красоту. Такая ситуация может привести к плачевным последствиям в будущем. Поэтому нужно беречь язык и стараться не допустить его падения.

В литературе существует множество произведений, где поднимается проблема сохранения языка. Этот вопрос давно интересовал людей. Многие великие умы задумывались над ним. И до сих пор он не утратил своей важности.

В стихотворении в прозе И.С Тургенева "Русский язык" говорится, что русский язык - это надежда и опора для народа.

Автор называет его великим и могучим. Стихотворение доносит до читателя простую истину: русский язык помогает выжить в дни тяжёлых испытаний: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!». И именно поэтому нужно сохранять и оберегать его.

В стихотворении А. Ахматовой "Мужество" показано, что важнее всего сохранить русский язык. Устами лирических героев автор говорит, что, несмотря на все испытания, родная речь не будет потеряна: «Не страшно под пулями мертвыми лечь, не горько остаться без крова, и мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово». Все стихотворение проникнуто любовью к своему языку. В нем дано самое важное обещание: сохранить язык и передать его потомкам.

Итак, язык несёт в себе культурное наследие народа. Поэтому нельзя допустить его засорения и последующего вырождения. Нужно беречь язык не только охраняя, но и приумножая его несметные богатства.

I. Введение

«Русский язык является богатейшим из всех европейских наречий...

Одаренный чудесной сжатостью он довольствуется одним словом для передачи мысли,

когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы».

П. Мериме

Цель: Определить, что угрожает русскому языку сегодня и нуждается ли он в защите. Выявить меры, которые можно предпринять для сохранения русского языка.

Задачи:

    Провести социологический опрос.

    Осуществить анализ данных, сделать выводы и прогнозы.

    Изучить новые нормы современного русского языка.

    Узнать, какое влияние оказывает на русский язык ненормативная лексика, сленги.

    Узнать мнения разных людей о введении закона о защите русского языка.

    Составить программу действий для сохранения русского языка.

Методы исследования: анкетирование, наблюдение, анализ, обобщение, сравнение, а также собственный съёмочный материал.

Объект исследования: русский язык, лексика людей разной возрастной категории.

Гипотеза: Мы предполагаем, что в современном мире русский язык оказывается под сильным влиянием общества. В речи появляется много несоответствий и ошибок. Люди перестали следить за своей речью, в которой нередко мы можем слышать иноязычного происхождения, сленг, ненормативную лексику и неграмотную речь, что приводит к большой угрозе грамотности населения.

Актуальность: В современном информационном мире русский язык нуждается в защите. Ведь язык любой нации – ее главная ценность, отличительная особенность, культурное достижение, национальное отражение. Наша страна будет великой до тех пор, пока мы будем правильно говорить по-русски, знать русскую литературу.

Не секрет, что русский язык – самый богатый язык в мире. В нем ценны все элементы языка. Но как любую ценность, язык надо охранять. Опасности подстерегают с разных сторон. Это и давление на русский язык англо-американского "языка глобализации". Это и засорение языка непристойностями, грубостью, отрицательное влияние халатность работников СМИ и телевидения.

II. РУССКИЙ ЯЗЫК XXI ВЕКА

Русский язык постепенно утрачивает статус мирового. В одном из своих выступлений ректор МГУ В.А. Садовничий сказал, что сегодня русским языком владеет 278 миллионов человек. Для 164 миллионов он родной; 114 миллионов владеют им как иностранным. Если сравнить наши дни с восьмидесятыми годами прошлого века, когда в мире русским владело более 500 миллионов человек, то мы наглядно увидим, что за три десятилетия количество людей, владеющих русским языком, уменьшилось почти вдвое. Русский язык в настоящее время по распространенности занимает четвертое место в мире после китайского, английского и испанского. Если же падение интереса к русскому языку будет продолжаться, то, по прогнозам специалистов, через пять лет русский язык будет оттеснён с мировых позиций целым рядом иностранных языков, в первую очередь - французским, хинди, арабским.

Особенно тяжёлым является положение русского языка в некоторых бывших республиках СССР, прежде всего в прибалтийских. Там его дискриминация превратилась в государственную политику.

Русский язык планомерно вытесняется из всех сфер жизни. Им запрещено пользоваться в госучреждениях, объём передач на радио и телевидении на русском языке ограничен десятью процентами от общего эфирного времени, школ с преподаванием на русском языке с каждым годом становится всё меньше, и это при том, что, например, в Эстонии он является родным для сорок процентов населения.

В самой России ситуация тоже далека от идеальной. Конечно, это наш государственный язык, он преподаётся в школах, на нём производится теле- и радиовещание, издаются книги, газеты, журналы.

Но и в России, особенно в столицах - Москве и Петербурге - русский язык постепенно превращается в язык бытовой. Сокращаются и тиражи толстых журналов, серьёзных газет, на радио и в телеэфире царит языковая безграмотность, сленг. В молодёжных кругах мегаполиса становится модным говорить и писать по-английски, к русскому языку «продвинутая» молодёжь начинает относиться так же, как относились к нему русские дворяне XVIII-XIX веков, между собой говорившие по-французски, а русский оставлявшие исключительно для общения с простонародьем. Но благодаря А.С. Пушкина судьба русского языка изменилась.

III. Угроза русскому языку

1. Результаты социологического опроса среди учащихся 4-го класса

По результатам опроса учащихся 4-го класса МОУ «Лицей №4 г.Дмитрова», использующих молодежный жаргон (сленг), оказалось 93%, а не использующих такие слова, как: музон, домашка и т.д. – всего лишь 7%.

    Благодаря анкетированию мы выявили и другие жаргонизмы учащихся: препод, матека, физ-ра, реально, гулянка, круть, агась, покань, телик, училка, литра, магаз и др.

    Самым популярным словом у опрошенных оказалось «домашка». Около 15% сказали, что часто употребляют именно его.

На вопрос, почему ты используешь такие слова, около 60% ответили, что это сокращает их личное время, позволяет коротко спрашивать и отвечать.

    Около 4% процентов сказали, что такие слова им просто нравятся.

    Примерно 6% затруднились ответить на поставленный вопрос.

    Остальные 30% давали разные ответы:

Кто-то уже привык использовать эти слова.

Кто-то считает эти слова крутыми.

Кто-то употребляет с целью выражения своих эмоций.

На главный вопрос «Считаете ли вы, что русский язык нуждается в защите?» - 60% опрошенных ответили: «Конечно».

    30% считают, что русский язык в защите нуждается не сильно.

    Нашлись и те, кто защиту русского языка считают ненужной, - 10%.

На вопрос о том, какие меры вы бы предприняли для сохранения русского языка, дети давали разнообразные ответы.

60% предлагали лишь по одному ответу, 40% по 2-3 ответа.

    16 человек считают наилучшим решением чтение и учение стихов русских поэтов;

    6 опрошенных считают лучшим выходом из ситуации углубление изучения русского языка и увеличение количества интеллектуальных мероприятий;

    6 человек думают, что привлечение к уголовной ответственности поможет в решении проблемы, связанной с сохранением русского языка;

    5 опрошенных считают запрет ненормативной лексики на телевидении самым действенным методом;

    Двое думают, что штраф является действенным методом. И еще двое считают, что предпринимать ничего не нужно;

    И лишь один опрошенный сказал, что самым лучшим решением проблемы является желание человека, а какой это будет метод не важно.

Выводы социального опроса

1) Первый враг русскому языку является перед нами страшный и коварный, проникающий в сокровенные уголки душ, мешающий передавать возвышенные чувства, - молодежный сленг. Сленг - это пласт речи и, следовательно, письменно специально не фиксировался. Иногда некорректное использование просторечной и жаргонной лексики может нарушить коммуникацию, обидеть и даже оскорбить собеседника, вызвать определенную реакцию со стороны взрослых. К сожалению, подростки не всегда чувствуют неуместность того или иного словоупотребления. Существуют социально широкие и социально узкие источники пополнения молодежного сленга. Пути и способы образования молодежного жаргона весьма разнообразны. Например, словообразование, создающееся при помощи суффиксации, чаще передающих экспрессию грубости, пренебрежительности, ироничности: кликуха, заказуха. Прижилось и в семье, и в школьном общении слово «блин», его употребляют чуть ли не ежеминутно. «Нравятся» подросткам и следующие слова: «круто», «норм», «тупость», «клёво», «класс».

2) Не менее важным противником можно назвать бедность словаря. Ушли из речи пословицы и поговорки, фразеологизмы, крылатые слова. Беда, что словарный запас людей может вскоре достигнуть минимума и состоять из жаргонизмов и просторечных слов. Школьники чаще всего употребляют в лексике: физра (физическая культура), историчка (преподаватель истории), читалка (читальный зал), домашка (домашняя работа).

Учащиеся 4-го класса в основном используют жаргонизмы, связанные со школьной жизнью. Зачастую, просто сокращая слова, используя компрессию (сокращение слов).

4) Варваризмы. Прозвище таких слов уже говорит нам о том, что они варварски ворвались в страну и стерли подлинную ценность речевой культуры. Употребляя иностранные слова, школьникам надо быть уверенными, что они понятны слушателю. Рекомендуется избегать употребление иностранных слов, если в языке есть русские слова с таким же значением, например: лимитировать – ограничивать, ординарный – обыкновенный, индифферентно – равнодушно, корректив – исправление, игнорировать – не замечать. Иностранные вкрапления в русском тексте губят красоту слов, рожденных в нашей стране.

Как следствие этого, потеря интереса к родному языку, русской литературе и культуре, косноязычие, снижение грамотности, языковой и общей культуры.

2. Использование сниженной лексики

Ненормативная лексика (нецензурные выражения, непечатная брань) или обсценная лексика (от лат. obscene - непристойный, распутный, безнравственный) - сегмент бранной лексики различных языков, включающий грубейшие (похабные, непристойно мерзкие, богомерзкие, невыносимо отвратительные, вульгарные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию.

Давно установлено, что русская обсценная лексика имеет древние славянские и индоевропейские корни. Современные исследователи не рассматривают всерьёз бытующее в русском народе ненаучное представление о том, что обсценная лексика была заимствована русскими из татарского во время татаро-монгольского ига. При этом предлагаются различные варианты этимологии основных словообразовательных корней, однако все они, как правило, восходят к индоевропейским или праславянским основам.

Специалисты называют различные функции употребления обсценной лексики в речи: повышение эмоциональности речи, разрядка психологического напряжения, оскорбление, унижение адресата речи, демонстрация раскованности, независимости говорящего, демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов, демонстрация принадлежности говорящего к «своим» и т. п.

Наверное, трудно встретить человека, который говорил бы исключительно на литературном русском языке. Молодежный сленг прочно вошел в разговорную речь. Лингвисты называют сленгом слова, идущие вразрез с нормами литературного языка. Действительно, если внимательно прислушаться к молодежному жаргону, в нем можно обнаружить и лексику заключенных, и профессиональные термины, и исковерканные английские слова.

Есть также выражения, которые, будучи вырванными из контекста, звучат вполне литературно, например: «Не наезжай!» или «Не тормози!»

Можно назвать несколько причин, по которым дети и подростки активно употребляют сленг. Первая из них весьма печальна: школьникам просто не хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить свою мысль. Многие дети объясняют употребление жаргона стремлением к разнообразию: ведь всегда говорить правильно так скучно! То есть нежелание следовать правилам, придуманным взрослыми, распространяется и на речь.

Выделяют виды жаргонов:

    Компьютерный жаргон (сленг): джобает – работает, глючит - перестало работать, дрова – драйвера, Винда – операционная система Windows, форточка – оболочка Windows, прога - компьютерная программа.

    Тюремный жаргон: малява – записка, ксива – документ удостоверения личности, фраер – тот, кто находится на воле.

    Школьный жаргон: училка/учиха – учительница, пара – двойка, трояк – тройка, шпора – шпаргалка, контра – контрольная работа, домашка – домашнее задание.

    Молодежный жаргон (сленг): кидать понты – выпендриваться, мальчик-мажор – избалованное дитя обеспеченных родителей, гаврик, шибздык – навязчивый малолетка, дискач – дискотека.

3. Русский язык в СМИ

Также очень часто мы можем встретить подобного рода сленг в газетах и журналах:

Хроника светской жизни. «Еле выполз. По дороге начались глюки. Меня стало вырубать. В голове замкнуло от передоза, а самого веселого продюсера поперло от музыки. Укуренная публика тащилась от диких зарубов.»

Гороскоп. «Если не будешь тупить, делать глупости, то все замуты пройдут гладко, а там полная лафа. Тельцов колбасит на разрыв между «хочу» и «нельзя».

б) Интернет

Интернет давно уже завоевал прочные позиции не только в среде профессиональной деятельности, но и стал одним из любимейших источников развлечений. Всемирная сеть – это общение с миром посредством клавиатуры, то есть при помощи письменного языка, а значит, Интернет и грамотность тесно взаимосвязаны, вряд ли кто-то осмелится оспорить данное утверждение.

Из-за заниженных требований к этикету страдает уровень вежливости и уважения к собеседнику (имя-обращение, написанное с маленькой буквы, разговорный стиль в письме студента к преподавателю или подчиненного к начальнику, отсутствие знаков препинания, превращающее письмо в свободный поток сознания). Страдает текстовая оформленность, речевые действия становятся более свернутыми, исчезает вариативность. Возможность автоматического пользования функциями проверки орфографии и грамматики, заранее предлагаемыми форматами (письмо и другие жанры) приводит к ухудшению языковых знаний. Более того, письма часто отправляются непроверенными.

Представим себе среднестатистического пользователя, который совсем недавно открыл для себя широкие Интернет-возможности. Человек, пришедший сюда за необходимой информацией на серьезные сайты, вряд ли сразу подвергнется влиянию безграмотности, а значит и не о нем сейчас речь. А вот тот, кто забрел в сеть, ну, скажем, пообщаться или просто убить время, имеет все шансы в короткие сроки подцепить вирус «свободнописания». И вот здесь может образоваться несколько поворотов, спровоцированных ситуацией на форуме или чате, куда попал наш человечек.

Неграмотность обыкновенная. Что она собой представляет, знает каждый, кто учился в школе. В силу лени, а может, в силу простой неспособности овладеть азами русской орфографии (а мы сейчас говорим именно о русском языке и его носителях), некоторые представители человечества так и не научились грамотно писать. И эта самая безграмотность перекочевала из тетрадей в линеечку в сетевые посты. Ничего загадочного или неординарного.

Другой вопрос, что небрежное отношение участников полилога к собственному и чужому правописанию, провоцирует неокрепшего человека на прекращение борьбы с безграмотностью. Зачем надрываться, если тебя и так понимают?

Неграмотность нарочитая. Те, кто регулярно переписывается при помощи ICQ или подобных же средств общения, хорошо знают, что это такое. Печатая слова так, как они слышатся и произносятся («дефачка»), меняя звонкие согласные на глухие, А на О, и наоборот (например, «кросафчег»), а также всевозможные «исчо», «превед», «чёнить» и «какнить» ты становишься своим.

Оба пункта, о которых говорилось выше, несомненно, влияют на всеобщую грамотность Интернет-пользователей, любящих общение сверх всяких границ. Дело в том, что и нарочитая безграмотность, и потеря грамматической и орфографической бдительности одинаково входят в привычку. А привычка, как опасная болезнь. Заразиться легко, да попробуй после вылечи! И теперь уже хромое правописание переселяется со страниц форумов в рефраты, деловые письма и официальные документы.

Дело дошло до того, что, к примеру, генеральный директор одной из нефтяных компаний разработал для своих сотрудников систему штрафов после того, как обнаружил в исходящем письме фразу «Заказчег обязуется».

Также в последние годы в школьных сочинениях увеличилось количество ошибок, связанных с употреблением интернет-сленга, а также смайлики и сокращения учителя все чаще вылавливают в письменных работах российских учеников.

в) Неграмотность на телевидении

Язык - это то, что объединяет нацию, обеспечивает связь между людьми. Но отсюда - одно важнейшее требование к языку. Он должен быть нормирован, нормирован именно для того, чтобы россияне, независимо от профессии, региона проживания и социального слоя, могли понимать друг друга. В современном мире таким нормирующим механизмом являются средства массовой информации и, прежде всего, телевидение. Телевидение - истинный "нормализатор" устного языка.

Если столь сильна нормирующая сила телевидения, то в репликах, звучащих с экрана, не должно быть вовсе или предельно дозировано то, что отклоняется от нормы. На экран-то зачем выносить всю эту грязь, весь этот мусор? Ведь тогда возникает иллюзия, что такой язык и есть норма.

К сожалению, телевизионные руководители в России сами не всегда владеют в должной мере русским языком и недостаточно осознают, насколько важно демонстрировать правильный, красивый, безупречный русский язык на телеэкране.

В связи с этим остро встает проблема профессионального уровня работников телевидения. А он в России недостаточно высокий. Так, по данным Института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, среди сотрудников телерадиокомпаний России лишь около 20% имеют высшее образование. Эта цифра ввергает в уныние, ибо низкий уровень культуры, представленный на экране, о котором в один голос говорят и телевизионные и внешние эксперты, в значительной степени обусловлен именно низким уровнем образования самих работников телевидения.

4. Социологический опрос среди взрослого населения жителей г.Дмитрова

а) По результатам опроса случайных прохожих удалось выяснить следующее:

На главный вопрос, считаете ли вы, что русский язык нуждается в защите, абсолютно все опрошенные в возрасте от 30 до 50 лет ответили: «Конечно».

Вопрос, что угрожает русскому языку, не вызвал ни у одного из участников опроса затруднений: «Безусловно, русскому языку угрожают иноязычные слова, сокращенные слова, жаргонизмы, общение в интернете, чтение неправильной литературы».

На вопрос, какие меры вы бы предприняли для сохранения русского языка, все опрошенные давали одинаковый ответ: «Больше читать русскую классику!», «Ввести дополнительные уроки чтения для учащихся 1-4 классов».

б) По результатам социологического опроса преподавателей-предметников «Лицея №4 г. Дмитрова» удалось выяснить следующее:

На главный вопрос, считаете ли вы, что русский язык нуждается в защите, абсолютно все преподаватели ответили; "безусловно".

"Что угрожает русскому языку?". Этот вопрос не вызвал ни у одного из участников опроса затруднений: «Угрозу представляет отсутствие читательского интереса, чтение произведений жанра фантастика, Использование сокращенных слов, иноязычных слов, недопонимание значений слов».

На вопрос, какие меры вы бы предприняли для сохранения русского языка, все учителя давали одинаковый ответ: «Вернуть русскому человеку культуру чтения, приобщить молодежь к чтению художественной литературы».

5. Мнения Законодателей о законе защищающий русский язык

Вопрос: От чего нужно защищать русский язык?

Анатолий Локоть, член Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, заместитель руководителя фракции КПРФ: «Русский язык надо защищать от искажений. Чтобы защитить русский язык, надо, во-первых, читать русскую классическую литературу: Пушкина, Толстого, Чехова, Бунина, Андреева. Тогда у человека формируется правильная русская речь. Во-вторых, надо почаще слушать правильную русскую речь – она ещё сохранилась, особенно в глубинке. И в-третьих, я бы посоветовал не смотреть телевизор и не заходить в Интернет».

Игорь Брынцалов, председатель Московской областной Думы: «От брани и абсурдных искажений слов, которые появляются в Интернете. Сегодня дети начинают пользоваться компьютером в совсем раннем возрасте, ещё до того, как начинают изучать «русский язык» в школах. Речь идёт не об ограничении свободы слова в Интернете - необходимо усиливать не только правовое регулирование, но и позитивную пропаганду грамотности речи. Особая надежда на тех, кто является кумиром для молодёжи».

Вопрос: Нужен ли закон о Защите русского языка?

Виктор Рогоцкий, член Комитета Совета Федерации по экономической политике: «Вне сомнений, такой закон нужен, так как сегодня идёт размывание и ослабление языка как основного связующего звена между всеми народами и национальностями России. Русский язык - это язык межнационального общения, поэтому без закона о его защите нашему государству никак нельзя».

Андрей Соболев, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре: «Русский язык - один из главных признаков российского народного единства. Но защищать его законодательно неэффективно. Нужны другие неформальные меры: надо посмотреть на вещательную, издательскую политику, образование и книгопечатание. Если в этих сферах мы сможем поправить ситуацию, то и правоприменительная практика языка будет меняться».

Елена Сенаторова, член Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей: «Конечно, пора уже принимать такой закон - русский язык требует мощной защиты. И я это говорю не потому, что я по профессии учитель русского языка и литературы. Надо сделать всё возможное, чтобы избавиться от засилья иностранных слов. Судя по тому, как был сдан ЕГЭ в прошлом году, нужна всеобъемлющая программа защиты русского языка».

IV. Меры, которые мы хотим предпринять для защиты русского языка

Мы хотим предложить следующий реализационный проект для учеников начальной школы:

    Сентябрь – лингвистические игры. Игра позволит вспомнить пройденный материал на уроках русского языка и закрепить изученное с помощью интересной формы игры. (См. приложение №1)

    Октябрь – составление словарика новых слов. Составление словаря позволит детям понять значение незнакомых для них слов. Дети смогут записывать услышанные на уроках новые слова. После чего учитель раскроет понятие данных слов ученикам. (См. приложение №2)

    Ноябрь – «Архимед». Цель игры: озвучить несколько идей решения определённой проблемы. Интерес игры заключается в том, что проблемы могут быть различными. Игра позволяет вырабатывать у детей логическое мышление и правильное построение своей речи. (См. приложение №3)

    Декабрь – инсценированные пьесы. Это время дети смогут провести с пользой, читая сказки по ролям и основные произведения русской литературы. (См. приложение №4)

    Январь – синонимы. Цель игры: попробовать за 3 минуты назвать как можно больше синонимов определенного слова. (См. приложение №5)

    Февраль – «Венок сравнений». Игра идёт по кругу, то есть каждый должен знать, после кого он отвечает. Игра позволяет развивать свою речь, подбирая правильное объяснение своему высказыванию. (См. приложение №6)

    Март – «Одним словом». Учащимся необходимо заменить словосочетание одним словом. Игра способствует развитию выявления основной мысли и подбора точной информации, требуемой в задании. (См. приложение №7)

    Апрель – изучение стихов и прозы о весне. Благодаря маленькому размеру, яркой картинке с персонажами мультиков дети заинтересуются текстами. Способствует развитию памяти и актерскому мастерству. (См. приложение №8)

    Май – Игра ко Дню славянской письменности и культуры, которая способствует развитию мировоззрения и изучению истории. (См. приложение №9)

Все это в той или иной степени немного, но помогло бы приобщить школьников к культуре речи, так как учить легче, чем переучивать.

V. Заключение

Многие считают, что русскому языку ничего и никто не угрожает. Но на самом деле, наш язык в очень большой опасности.

При проведении данной исследовательской работы мы выяснили, что большинство людей, независимо от возраста, признают тот факт, что в современном обществе русский язык теряет свою значимость и мощь по той причине, что люди забывают о правильном отношении к своей речи, при этом используя сленг.

Такое отношение несправедливо, ведь русский язык – часть русской души. Поэтому, подводя итоги работы, мы в очередной раз убеждаемся сами и пытаемся убедить общество в том, что защита нашему языку буквально необходима. Это показали как результаты опроса, проведённого нами, так и собственные выводы по изученному материалу. Самая большая опасность для русского языка – это, как ни печально, само общество. Люди должны контролировать свою речь, получать новые знания, которые напрямую связаны с построением их речи.

Мы уверены, каждый человек, желающий помочь любимому языку, может легко это осуществить, ведь главное – это уважение к речи, без которой невозможно представить будущее нашей страны.

Сочинение на тему «Проблема развития и сохранения русского языка». 3.00 /5 (60.00%) 2 votes

Иван Сергеевича Тургенев – великий русский писатель признавался, что русский язык для него не только средство общения, но и «надежда и опора» всей его жизни. Писатель призывал всех беречь, хранить и развивать русский язык.

Ведь проблема развития и сохранения русского языка была актуальной во все времена и не потеряла своей злободневности и сегодня. Следуя примеру Ивана Сергеевича Тургенева, мы можем сохранять русский язык. Ведь наш язык – это наше богатство, наше достояние и культура. Решить проблему развития и сохранения русского языка, на мой взгляд, можно, но для этого нужно будет приложить немалые усилия. Вспомним Л.В.Успенского, который всегда говорил: «Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка». Именно поэтому необходимо беречь русский язык, ведь без него люди будут ограничены в действиях, мыслях и развитии в общем. Действительно, проблема развития и сохранения языка в современном обществе стоит довольно-таки остро, именно поэтому, трудно будет не согласиться с Л.В.Успенским. Без языка мы не сможем развиваться. Без развития языка ни на шаг не сдвинется ни наука, ни техника, ни ремесло. Ведь именно в языке заключается жизнь!
К.Г.Паустовский по этому поводу имел собственное мнение. Писатель с трепетом и заботой относился к русскому языку и всячески призывал беречь родную речь. Паустовский был убежден, что нам дарован самый богатый, красивый, могучий и великий язык на свете. Поэтому мы должны любить и беречь не только его, но и следовательно свою страну, родину, место где мы родились и выросли. Мы должны брать пример с К.Г.Паустовского. Каждый из нас должен любить, ценить, сохранять и обогащать русский язык.
Существует множество пословиц и поговорок, которые учат нас бережно относиться к своему языку. Вот некоторые из них: «От учтивых слов язык не отсохнет»; «Не на пользу книги читать, коли одни вершки глотать»; «Хороша книга, да чтец плох». Смысл этих пословиц заключается в том, что люди должны беречь свой язык, речь, тем самым сохранять культуру, а также правильно использовать все это в своей жизни.
По этому поводу хочется вспомнить замечательные слова Александра Сергеевича а: «Изучайте значение слов – и вы избавите свет от половины его заблуждений». Эти слова настолько правильны и глубоки, что несут в себе великую мудрость и совет будущим поколениям. Великие русские писатели очень тревожились за судьбу русского языка и писали по этому поводу различные статьи. Например, К.Паустовский говорил о том, что нужно и просто необходимо сохранять и развивать русский язык. Сделать это можно читая таких великих литературных классиков, как А.С. , Н.В. , Л.Н.Толстой, Н.Лесков и А.П.Чехов. А. же утверждал, что « красивым и выразительным язык становится лишь в умелых руках и опытных устах». В этом заключается правильное развитие любого языка. Ведь язык становится красивым лишь тогда, когда с ним умело обращаются. Поэтому нам так необходимо изучать русский язык, правильно им пользоваться, не засорять и обогащать его.

М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва» Автор исследует состояние современного русского языка, перенасыщенного новыми словами, зависящими от Интернета, молодёжи, моды. Название книги - авторская точка зрения на этот вопрос.

А. Кнышев «О великий и могучий русский язык!» В этой иронической публикации журналист высмеивает любителей заимствований, показывая, насколько нелепой становится наша речь, перенасыщенная ими.

А. Щуплов «От съезда партии - к съезду крыши» Публицистическая статья посвящена размышлениям о том, как много в нашей жизни появилось и продолжает появляться аббревиатур, которые иногда становятся, по словам автора, примером «официозной тупости».

Н. Галь «Слово живое и мертвое » Известная переводчица рассуждает о роли сказанного слова, которое может ранить душу человека своей непродуманностью; о заимствованиях, искажающих нашу речь;о канцеляризмах, убивающих живую речь; о бережном отношении к великому нашему наследию - русскому языку.

К.И. Чуковский «Живой как жизнь» Писатель анализирует состояние русского языка, нашей речи и приходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык

Бессердечия, душевной черствости А. Алексин «Раздел имущества » Мать героини Верочки настолько черства, что вынудила свою свекровь, поднявшую и излечившую её дочь, уехать в глухую деревню, обрекла её на одиночество.

Ю. Мамлеев «Прыжок в гроб» Родственники больной старушки Екатерины Петровны, устав ухаживать за ней, решили похоронить её заживо и тем самым избавиться от проблем. Похороны - страшное свидетельство того, во что превращается человек, лишенный сострадания, живущий только своими интересами.

К.Г. Паустовский «Телеграмма» Настя живет яркой, наполненной жизнью вдали от одинокой, старенькой матери. Дочери все дела кажутся важными и неотложными настолько, что она совсем забывает писать письма домой, не навещает мать. Даже когда пришла телеграмма о болезни матери, Настя не сразу поехала, а потому и не застала Катерину Ивановну в живых. Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень любила.

Л. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна» Бессердечные, циничные ученики стали упрекать учительницу за ее старомодную одежду, честное отношение к работе, за то, что она всю жизнь учила, а сама не накопила никаких капиталов и не умеет выгодно продать свои знания. Их наглость, бездушие стали причиной смерти Елены Сергеевны.

В. Тендряков «Ночь после выпуска» В ночь после выпуска одноклассники впервые в жизни решили откровенно сказать друг другу в глаза, что каждый из них думает о присутствующих. И выяснилось, что каждый из них - бессердечный эгоист, ни в грош не ставящий самолюбие и достоинство другого.

Утраты духовных ценностей

Б. Васильев «Глухомань» События повести позволяют увидеть, как в сегодняшней жизни так называемые «новые русские» стремятся обогатиться любой ценой. Духовные ценности утрачены, потому что культура ушла из нашей жизни. Общество раскололось, в нем мерилом заслуг человека стал банковский счет. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей, утративших веру в добро и справедливость.

Э. Хемингуэй «Там, где чисто, светло» Герои рассказа, окончательно утратив веру в дружбу, любовь и разорвав связи с миром, одиноки и опустошены. Они превратились в живых мертвецов.

В. Астафьев «Людочка» Выросшая в деревне среди нищеты и пьянства, жестокости и безнравственности,героиня рассказа ищет спасения в городе. Став жертвой грубого насилия, в обстановке всеобщего безразличия, Людочка кончает жизнь самоубийством.

В. Астафьев «Постскриптум» Автор со стыдом и возмущением описывает поведение слушателей на концерте симфонического оркестра, которые, несмотря на прекрасное исполнение известных произведений, «начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно - нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах».

Утраты связи поколений

В. Астафьев «Изба» В сибирские леспромхозы приезжает молодежь за большими деньгами. Лес, земля, когда-то оберегаемая старшим поколением, превращаются после работы лесорубов в мертвую пустыню. Все нравственные ценности предков затмевает погоня за рублем.

Ф Абрамов «Алька» Героиня повести в поисках лучшей жизни уехала в город, оставив старую мать, которая умерла, не дождавшись дочери. Алька, вернувшись в деревню и остро осознав утрату, решает остаться там, но этот порыв быстро проходит, когда ей в городе предлагают выгодную работу. Утрата родных корней невосстановима.

Бесчеловечности, жестокости Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» Катерина Измайлова, жена богатого купца, полюбила работника Сергея и ждала от него ребенка. Боясь разоблачения и разлуки с любимым, она убивает с его помощью свекра и мужа, а затем и маленького Федю, родственника мужа.

Р. Брэдбери «Карлик» Ральф, герой рассказа жесток и бессердечен: он, будучи хозяином аттракциона, подменил зеркало, в которое приходил смотреться карлик, утешавшийся тем, что хотя бы в отражении он видит себя высоким, стройным и красивым. В очередной раз карлик, ожидавший вновь увидеть себя таким же, с болью и ужасом бежит от страшного зрелища, отразившегося в новом зеркале, но его страдания лишь развлекают Ральфа.

Ю. Яковлев «Он убил мою собаку» Герой рассказа подобрал брошенную хозяевами собаку. Он полон заботы о беззащитном существе и не понимает отца, когда тот требует выгнать собаку: «Чем помешала собака?.. Я не мог выгнать собаку, ее один раз уже выгоняли». Мальчик потрясен жестокостью отца, который подозвал доверчивого пса и выстрелил ему в ухо. Он не только возненавидел отца, он потерял веру в добро, в справедливость.