Почему троечники преуспевают больше, чем отличники? Почему в реальной жизни троечники преуспевают больше чем отличники? Почему троечником быть лучше чем отличником

Главное событие этой недели для родителей – начало второй четверти. Да-да, вы не ослышались. Именно для родителей, а не для детей. Ведь многие взрослые учатся вместе со своими школьниками, а зачастую – вместо них. Нужно ли делать с ребенком домашнее задание? А ругать за плохие оценки? Почему бывшие троечники добиваются в жизни большего? Как учились успешные люди Барнаула в школе? Эти и другие вопросы мы обсудили с нашими экспертами в эфире радио «Комсомольская правда» - Барнаул» .

Работодатели заинтересованы в отличниках

Валерий Казаченко , директор алтайского отделения «МегаФон»:

Я старался учиться в школе без троек, но иногда проскакивали. Однако военное училище закончил с красным дипломом. Мнение о том, что троечники выбиваются в люди и становятся владельцами бизнеса, ушло вместе с 90-ми, когда и было популярно. На сегодняшний день ситуация меняется кардинально. Зачастую мы видим, когда в вузы приходят «купцы» - представители серьезных крупных компаний и начинают подыскивать молодежь для дальнейшего устройства к себе на работу. Мы также присматриваем себе в компанию выпускников, которые учатся на хорошо и отлично. Ведь от них результат будет больше даже на начальном этапе. Я своих детей всегда старался нацеливать на то, чтобы учились как можно лучше. Но в тоже время не хотел, чтобы у них были только одни пятерки, потому что в жизни всегда бывают ошибки.

Валерий Казаченко, директор алтайского отделения «МегаФон»

Двоечник двоечнику рознь

Александр Гуков , крупнейший фермер Алтайского края:

Я сам середнячок был – четверки, тройки, двойки. Прихожу домой, отец: «Шурка, дай дневник!». Я подаю. Он в ответ: «Эх! Ты посмотри, как Володька учится! Одни пятерки у Володьки! А у тебя одни трояки!» Но система-то какая. Я получил двойку, думаю, как бы не дать дневник Марье Ивановне, чтоб она не поставила ее. Потом думаешь – как бы так сделать, чтобы батьтка не увидел эту двойку в дневнике. Крутишься-вертишься, придумываешь какие-то ходы. А Володька – он же пришел из школы, с него все пылинки сдувают, делать ничего не заставляют, он же отличник! А меня – Шурка, ну-ка давай, в пригоне чисть! Вот отличники и растут такие гладенькие, кругленькие. А потом получается горе от ума. Самое лучшее – середнячок. Двоечник двоечнику тоже рознь. Поэтому нужно отличать бестолкового двоечника от того, кому просто лень учиться. Ну, бывает так, однако при этом он всегда себе дело найдет.

Александр Гуков, крупнейший фермер Алтайского края

Оценки не важны, главное – уметь добиваться цели

Александр Лазаре в, главный онколог Алтайского края:

До седьмого класса я учился плохо, у меня даже не было учебников. Жил с бабушкой в деревне, догляда особого не было. Потом взрослел, приехали родители, и ситуация изменилась. Стал более серьезный, появилась какая-то ответственность. В итоге 11 классов я закончился всего с двумя четверками, остальные – пятерки. В университете учился неплохо, но сказать, чтобы к занятиям готовился каждый день – нет, такого не было. Предпочитал налегать на сессию, на практику. В итоге университет закончил с отличием, потом получил еще два высших образования – тоже с красным дипломом.

Александр Лазарев, главный онколог Алтайского края

Что касается детей, то у старшего сына в школе я был всего два раза – на первом и последнем звонках. Учился он хорошо, на четверки. Младший учился легко, но школу не любил, поэтому после школы пошел в колледж – на большее у него стремления не было, да мы и не заставляли. У нас в семье демократия, в плане учебы и выбора профессии мы с супругой предоставляли детям полную свободу. Старший сын в итоге стал хорошим врачом, кандидатом медицинских наук, младший – хороший водитель, профессионал своего дела. Его это устраивает и нас тоже. Я считаю, что не должно быть никакого насилия над детьми. Добиться в жизни многого может лишь тот человек, у которого есть четкая цель. И вовсе не обязательно он должен быть отличником. Часто бывает так, что если ребенок с младших классов учится на отлично, то потом он устает и становится обычным середнячком.

Наталья Ревакшина , директор агентства недвижимости «БАКОН»:

На мой взгляд, не имеет значени, троечник ты или отличник, но знания должны быть обязательно. Безграмотные люди нигде не ценятся. Я сама была отличница. Успешными людьми становятся не двоечники или отличники, а те, кто ставят пред собой цель и добиваются ее.

Тройка - как пощечина

Юлия Годар , журналист телекомпании «Наши новости»:

Я не представляю, как можно получать тройки и быть счастливым. Ведь каждая пятерка сама по себе - это похвала и признание заслуг, а тройка - наоборот. Это как если бы я ходила на работу, а меня там каждый день ругали и ругали, давали негативную оценку моему труду. В конце концов, я бы и мотивацию потеряла, и надежду, и интерес, и настроение. Как может ребенок получать тройки и быть счастливым? Я всегда считала, что троечники - очень несчастные люди. И всегда говорю своим детям, что получать тройки – это стыдно, нужно стремиться к хорошим оценкам. Когда мой ребенок приносит тройку, у меня ощущение, что тройку получила я, ведь уроки мы делаем вместе.

Тройка – уникальная оценка

Ирина , радиослушательница, педагог:

Тройка – уникальная оценка. Она состоит отчасти из лени, а также где-то из-за недостаточного контроля родителей. Но это единственная оценка в нашей системе образования, которая имеет в себе потенциал. Любой троечник мечтает стать ударником, а потом ударник - отличником. Исходя из своего педагогического опыта, могу сказать, что дети после седьмого класса начинают учиться для себя, а не потому что их заставляют родители. Сначала они доказывают себе, потом родителям и учителям, в итоге начинается прогресс, который выливается в то, что бывшие троечники выбиваются в люди. И хочу отметить, что в основе любого прогресса лежит самообразование. Поэтому важно, чтобы не родители делали за школьников домашнюю работу, а они сами. Родители же, в свою очередь, должны научиться обсуждать с детьми школьные темы, делиться своим опытом, впечатлением по тому и или иному предмету.

Нужно ли делать с ребенком уроки

Наталья Колпакова , психолог высшей категории, преподаватель Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования:

Контроль за выполнением домашних заданий необходим, чтобы родители были в курсе, но нужно понимать, как его осуществлять. Прямые вопросы о выполнении уроков, безусловно, стоит задавать в младших классах. Но чем ребенок становится старше, тем он более независим. Поэтому в данном случае вопросы должны носить иной склад, быть не требованием к выполнению, а звучать в какой-то степени как приглашение к обсуждению. Что интересного вы изучаете? Где и в чем видишь применение этих знаний? Что для тебя наиболее значимо? Мне интересно услышать твое мнение по поводу рассматриваемой темы и так далее. Если мы будем постоянно удерживать контроль, то не сформируем у ребенка навык самоконтроля, а это очень важно.

Советы специалиста

Наталья Колпакова, психолог, преподаватель:

Не сравнивайте результаты собственного ребенка с результатами его одноклассников.

Необходимо договори ться с ребенком о системе поощрений за его хорошие результаты. Причем это должно касаться не только высоких оценок по разным предметам, но и успехов в творчестве, спорте и т.д.

Часто родители требуют от школьников выполнения заданий в черновик, а затем, после их прихода домой – в классную тетрадь. Вы должны понимать, что к вечеру ресурсы ребенка уже ослаблены, поэтому не стоит быть слишком требовательным в такие моменты.

Обращайте внимание на психофизическое состояние своих детей. Если ребенок пришел возбужденным, раздраженным, плаксивым, обязательно спросите что случилось.

Первым вопросом при возвращении ребенка из школы должен быть не о том, что он получил сегодня, а о том, что его сегодня удивляло, радовало, огорчало и т.д. И тогда уже за эмоциями можно уточнить про его успехи в учебе, а также достижения в школьной жизни – с кем он дружит, чем интересуется, что читает, что смотрит, о чем разговаривает со сверстниками. К сожалению, эти вопросы в меньше степени присутствуют в разговорах родителей с детьми.

Отличники против троечников: кто становится успешнее?

10 причин, почему не обязательно учиться на все пятерки.

В конце прошлого года один из пользователей портала The Question опубликовал интересный и провокационный вопрос «Кем сейчас работает главный двоечник вашего класса в школе?» Посыпавшиеся ответы в очередной раз развенчали крепость взаимосвязи оценочной системы с будущим учащихся. Женя Шабынина ознакомилась с тезисами психолога Бенджамина Харди и попыталась ответить, почему же троечники порой гораздо успешнее отличников.

На сайте журнала Observer психолог Бенджамин Харди опубликовал о том, почему троечникам живется после окончания учебы лучше, чем отличникам и хорошистам. Согласно ей, в конце XVIII века система среднего образования была устроена таким образом, чтобы воспитывать учеников в традициях беспрекословного послушания. Связано это с тем, что на фоне развития индустриального века большие корпорации нуждались в безропотных фабричных рабочих, которые не станут лишний раз задаваться вопросами по поводу чего бы то ни было.

Это и повлекло за собой создание единой стандартизированной системы образования и проверки знаний в виде тестов и экзаменов. Академическая система превратилась в фабрику стандартизации студентов, «изготовленных» в соответствии с желаемым шаблоном. Если студент не выдерживает экзамен, у него есть возможность пройти по этому же пути еще раз и только через год.

И невзирая на то, что с тех лохматых пор наш мир существенно изменился, структура образовательной системы все еще не пересмотрена.

«Интернет изменил мир. Если вы хотите научиться чему-то, вам больше не нужна энциклопедия» - пишет Харди. Тут хочется его перебить и добавить - вам необязательно платить бешеные деньги за сомнительные мастер-классы или за обучение в надежном вузе. Тонны информации на любой вкус, обучающих видео и статей теперь доступны круглосуточно - даже из дома выходить не надо. Было бы желание учиться. И что самое замечательное - способы познания в интернете не стандартизированы, вы можете найти и освоить любой материал наиболее эффективным для вас и быстрым способом.

По чьим-то анонимным подсчетам, к 2020 году более одного миллиарда людей будут работать из дома

Что касается трудоустройства, в будущем все больше людей будут работать на несколько компаний в качестве специалистов и консультантов вместо того, чтобы служить универсальным солдатом во благо одной конторы. По Харди, новая экономика поддерживает и стимулирует такое положение дел.

Харди предлагает рассмотреть десять причин, которые помогут разобраться в том, почему же именно троечники в большинстве своем лучше своих прилежных одноклассников и сокурсников. Троечников (C students - в американской образовательной системе отметки ставятся по первым пяти буквам алфавита, где A считается за пятерку, а E, соответственно, равнозначна единице) Харди сходу расшифровывает как Creative Students, то есть личностей сугубо творческих. И ориентируется не на их успеваемость, а на их подход к учебному процессу.

1. Троечники задаются вопросами о годности существующей образовательной системы

Они не лыком шиты и не купились на законы системы образования и ее фабричный подход. Они в состоянии оценить преимущества этой системы, но не поклоняются ей, и видят множественные ее изъяны. А еще они понимают, что знания больше не заточены в стенах образовательных учреждений, и процесс обучения может строиться по-разному.

Троечники не боятся бросать вызов существующему порядку вещей. И даже если это сулит им некоторые неудобства, гораздо больший урон может принести движение по течению в очевидно неправильном направлении.

2. Троечники не являются покорными последователями

Они думают за себя и не блуждают за забором ограничений и догматов, не задаваясь вопросами о том, почему вообще эти ограничения существуют. Вместо того чтобы жить чужим умом, троечники выстраивают собственную систему координат и приоритетов.

3. Троечники не пытаются угодить своим наставникам

Они не тратят свою энергию, пытаясь впечатлить своих преподавателей. Они уважают и любят своих учителей, но не боготворят их. И не расценивают учителей как стражей у ворот будущего успеха. Троечники понимают, что в современном мире результат их работы говорит сам за себя - в конце концов, есть интернет, в котором эти результаты могут быть доступны для обзора всем желающим.

4. Им есть о чем подумать, кроме оценок

Тут Харди утверждает: если человек одержим своими отметками, он, как правило, не особо задумывается о своем будущем. В то время как троечники чаще всего гораздо внимательнее подходят к стратегии распределения времени. Пока одноклассники бросают все свои усилия в гонке за успеваемостью, троечники преследуют свои мечты и не ждут окончания школы, чтобы начать жить.

5. У троечников свое определение успеха

Отличники и хорошисты ищут защищенности в хороших оценках. Тогда как троечники знают, что чувство уверенности достигается путем проб и ошибок. Они знают себя и не особенно на свой счет заблуждаются. И никакой внешний стандарт успеха не сравнится с их осознанностью и способностью принять свои возможности.

6. Троечники знают, как использовать возможности других людей

Пока отличник пытается все делать самостоятельно, троечник собирает вокруг себя армию способных людей, которые при случае смогут компенсировать его слабости. Он как Генри Форд - не боится признать, что есть вещи, которых он не знает. Однажды Форда упрекнули в том, что он необразован. В ответ на последовательность оскорбительных вопросов он указал пальцем на оппонента и сказал:

«Давайте я вам напомню, что на моем рабочем столе есть целый ряд кнопок. Нажимая на самую правую кнопку, я могу призвать на помощь людей, которые могут ответить на любой вопрос, касающийся моего бизнеса, коему я и отдаю большую часть своих усилий. Не соблаговолите ли вы сказать мне, по какой причине я должен загромождать свой ум общими сведениями только лишь для того, чтобы иметь возможность ответить на ваши вопросы, когда вокруг меня сосредоточены люди, способные предоставить ответ на любой вопрос, который я задам?»

7. Троечники предпочитают те формы обучения, которые направлены на их индивидуальные возможности

Троечники любят учиться. Просто они предпочитают сами выбирать направление своего обучения - они не хотят, чтобы им кто-то рассказывал, как надо думать. Они предпочитают исследовать и изучать то, к чему у них есть естественная предрасположенность. Они не пытаются преодолеть непреодолимое и мучительно взять знания задницей, вместо этого они отдаются своим пристрастиям.

8. Троечники - не перфекционисты

«Если вам не стыдно за первую версию вашего продукта, вы запустились слишком поздно» - Рейд Хоффман. Дело, доведенное до конца, лучше бесконечного совершенствования. Троечники это понимают и спокойно живут с этим. Их действия направлены на результат. Они знают, что перфекционизм приводит к пустой трате времени. Они предпочитают рисковать и учиться на своих ошибках. Это причина, по которой большинство успешных предпринимателей не успевали в школе, а то и вовсе были исключены. Но неудача - тоже прекрасный учитель.

9. Троечники не тратят энергию бессмысленно

В своей книге «Совершенное тело за четыре часа» (The 4-Hour Body) писатель Тим Феррис учит нас тому, что он называет «минимальная эффективная доза» или просто МЭД - самая маленькая доза, способная привести к желаемому результату. Остальное - пустая трата времени, здоровья и т.п. Например, МЭД для кипения воды - 100 градусов по Цельсию при стандартном атмосферном давлении. Более высокие температуры не сделают воду более кипяченой. Если вам хватает 15 минут на солнце, чтобы запустить выработку меланина, - эти 15 минут и есть ваша МЭД для получения загара. Больше 15 минут - это уже избыток, который приведет к сгоранию.

Решил рассмотреть вот такой вот интересный вопрос: почему троечники преуспевают больше, чем отличники? Этот факт уже неоднократно изучен и констатирован, на эту тему много пишут, вот и я решил не отставать. Итак, почему троечники успешнее отличников, почему отличники работают на троечников, почему троечники и двоечники часто управляют отличниками – мое мнение на эту тему вы узнаете из сегодняшней статьи.

Для начала давайте подумаем, почему одни люди показывают в школе высокую успеваемость, а другие – низкую. На мой взгляд, и в том и в другом случае можно выделить две основных причины.

Школьники становятся отличниками, потому что:

  1. Усердно и упорно занимаются уроками;
  2. Им очень легко дается получение знаний.

По моим наблюдениям, преобладают представители первой категории, хотя лично я тоже был отличником, и могу себя отнести ко второй. То есть, обобщая понятие “отличники”, мы далее будем иметь в виду тех, кто очень трепетно относится к процессу учебы, получению образования, уделяет этому много времени и труда. Тех, кто уверен, что образование станет его важной отправной точкой для достижения успеха в жизни.

Школьники становятся троечниками, потому что:

  1. Не любят заниматься уроками, больше времени уделяют развлечениям и общению со сверстниками;
  2. Им очень трудно дается получение знаний.

Опять же, из личных наблюдений могу сделать вывод, что преобладают представители первой категории троечников. Поэтому под “троечниками” мы будем понимать людей, которые не ставят образование во главу угла, не уделяют ему должного времени, а используют свое время для каких-то других, более интересных и приятных им самим занятий.

Теперь давайте порассуждаем, почему троечники преуспевают больше, чем отличники, а отличники часто работают на троечников.

Для чего отличник хорошо учится? Для того, чтобы по окончанию школы поступить в институт и получить там желаемую специальность (ведь абитуриенты с хорошей успеваемостью могут иметь определенные льготы при поступлении, также им легче даются вступительные экзамены). Далее он стремится быть отличником и в институте, получить как можно больше знаний, выпуститься оттуда более подготовленным специалистом, имеющим преимущества перед другими выпускниками, чтобы быстрее по специальности.

Практически каждый выпускник ВУЗа уверен, что должен хотя бы какое-то время после выпуска проработать по специальности, ведь не зря же он учился 5 лет!

Как складывается жизнь у среднестатистического троечника? Он не слишком стремится поступать в институт, и не делает этого, если, конечно, родители не настоят. Даже если и поступает, он и там не уделяет внимание учебе, прогуливает занятия, показывает низкую успеваемость. Специальность как таковая троечнику не нужна, если он и учится в ВУЗе, то только ради “корочки”, чтобы быть как все по настоянию родителей. Точно так же он не будет стремиться устроиться на работу по этой специальности.

Ну а многие троечники попросту не поступают в институты, поэтому сразу начинают искать себе источники заработка. Не имея специальности, и не ориентируясь на (поскольку он все таки больше подходит более грамотным и образованным людям), они выбирают между двумя основными возможностями:

  1. Устроиться низкоквалифицированным работником, туда, где не требуется высшее образование;
  2. Стать предпринимателем и открыть собственное дело.

Какой из этих вариантов видится более перспективным? Конечно же, второй! Поэтому его и стараются выбрать наши троечники. У них, как правило, нет особого , поэтому они стремятся , не требующий больших вложений. Ну, например, берут в аренду торговое место на рынке и перепродают там закупленный по более низкой цене товар. Часто молодые начинающие предприниматели объединяют капиталы (например, друзья) и создают какое-то совместное чуть более масштабное дело, ну, допустим, небольшой сервисный центр, небольшой бутик и т.д.

Занимаясь своим пусть даже небольшим делом, троечник тоже приобретает определенные знания, навыки и опыт, но совершенно не те, что отличник в это время получает в ВУЗе, а другие – более жизненные, практические, а не теоретические. У него начинают постепенно развиваться , у кого-то лучше, у кого-то хуже, но какое-то развитие определенно есть. Он начинает практически мыслить: из чего можно сделать деньги. Сначала – применительно к имеющемуся бизнесу, затем – и в плане его расширения, открытия нового, более перспективного.

Для троечника главное – не работать по специальности, а зарабатывать деньги. Именно в этом направлении он приобретает знания и практический опыт.

И вот, что получается… За те 5 лет, пока отличник учится в институте, троечник уже создает небольшой бизнес, которому требуется наемный труд, пусть даже 2-3 работника. Причем, разбирающиеся в каких-то “умных” тонкостях, которые сам троечник не особо понимает. Он уже неплохо представляет себе, как можно делать деньги, но вот вести бухгалтерию или разбираться в каких-то юридических моментах – это просто “не его”, поэтому для этих целей он нанимает работников, которыми оказываются… те самые отличники – выпускники ВУЗов. Так и получается, что отличники работают на троечников, то есть, зарабатывают деньги, в первую очередь, им, а не себе. Вот почему троечники преуспевают больше, чем отличники.

Означает ли это, что лучше идти по пути троечника – не учиться в институте, а сразу создавать собственный бизнес и развивать его? Думаю, здесь нет однозначного ответа, все очень индивидуально. Однажды писал статью , в которой сделал вывод, что обучаясь, человек приобретает умение учиться, которое является очень важным жизненным качеством. На мой взгляд, даже более важным, чем полученная специальность. Потому что в постоянно меняющихся жизненных условиях, он должен постоянно обновлять, совершенствовать свои .

И человек, добросовестно отучившийся в ВУЗе, наш отличник, тоже имеет все шансы стать успешным, и даже более успешным, чем троечник, поскольку у него более обширные знания в определенной сфере и главное – хорошо развитое умение учиться. Только ему для этого нужно изменить менталитет, думать о том, чтобы зарабатывать деньги, в первую очередь, себе, как это делают троечники, а не кому-то.

Теперь вы знаете, почему троечники преуспевают больше, чем отличники. Конечно же, это лишь мое видение ситуации, если у вас оно другое – буду рад услышать ваше мнение в комментариях.

Оставайтесь на , и получайте интересную и полезную информацию для повышения финансовой грамотности. До новых встреч!

Приветствую! Вчера просматривал видео с последней встречи выпускников. И обратил внимание, что с каждым разом разница между нами все больше бросается в глаза... Стартовав примерно с одной позиции, с годами мы оказываемся на разных уровнях: по семейному положению, уровню дохода и положению в обществе.

Кто-то уже объездил весь мир и сменил три бизнеса. Кто-то по-прежнему работает в бюджетной сфере на той же должности и зарплатой в 12 000 рублей.

А знаете, что самое интересное? Почти всегда среди первых – троечники и шалопаи. А среди вторых – умницы и пример для подражания в школе.

Почему троечники преуспевают больше чем отличники?

Я изучил парочку материалов психологов и сопоставил со своими выводами. И выделил три причины такой «несправедливости». Приглашаю к обсуждению в комментариях!

Согласитесь, в школе (да и в институте) суть учебы не имеет ничего общего с жизнью.

Тебе каждый день задают конкретный урок и контролируют его выполнение. Что требуют от школьника? Выучить наизусть кусочек текста на английском языке и рассказать его учителю. Решить три задачи по математике и написать правильные ответы. Вызубрить кучу дат по истории и поставить «галочки» напротив них в тестовой контрольной.

Какие качества можно прокачать таким способом? Память, терпение, усидчивость. Ну, может быть, еще аналитические способности. ВСЕ!

На каких работах от соискателя требуют только этого? Правильно, на самых низкооплачиваемых (вроде кассира в супермаркете). Исключение: работа аналитика, бухгалтера и, пожалуй, программиста. Кстати, математики имеют хорошие шансы !

За бортом школьного обучения оказываются такие навыки как умение принимать решения, разруливать конфликты, продавать себя, креативить, находить нестандартный выход из ситуации и многое другое. Парадокс, но как раз эти навыки и ценятся больше всего во взрослой жизни.

И если троечники худо-бедно учатся этому, общаясь между собой (в школу они ходят явно не за знаниями), то у отличников такой возможности нет. Они живут в собственном параллельном мире, убивая кучу времени и сил на учебу и книги. Практически не соприкасаясь с реальной жизнью…

Кстати, часто такой «вакуум» поддерживают и родители, ограждая юных вундеркиндов от всего, что может помешать хорошей учебе. Я лично знаю девочку, которая до 17 лет не делала по дому ничего. Поступив в институт в другом городе, она оказалась абсолютно не готова к элементарному быту.

Ориентация на оценку

В школе все просто и предсказуемо. Выучил урок – возьми с полки пирожок (получи оценку в дневник). На мой взгляд, такой подход очень развращает.

Во-первых, ты изучаешь что-то (например, английский) не ради результата, а ради промежуточной оценки (и потом в будущем об этом жалееешь...). В реальной жизни это не работает. Скажем, устроилась отличница менеджером по продажам. При приеме на работу ей сказали, что за день нужно сделать не меньше 100 звонков потенциальным клиентам.

Она их честно делает и проговаривает в трубку заученный текст. Вот только продажи почему-то не растут. И зарплату за выполнение плана «по звонкам» платить ей тоже не будут…

Во-вторых, школьный подход к оценкам слишком примитивен. Ты не получишь высокий балл, если отступишь от материала в учебнике хоть на шаг. А где же творческий подход, дискуссия, умение отстоять свою точку зрения, собственные выводы?

Ни семейная жизнь, ни карьера, ни бизнес не предлагают задач с единственным верным ответом. А система оценивания в реальной жизни не имеет ничего общего со школьными баллами. Единственное чем могут пригодиться отличные оценки в будущем — дать шанс поступить в престижное учебное заведение, и то если родители своего чада.

Привычка быть лучшим

Третья причина косвенно связана с двумя предыдущими. Отличник – это любимчик учителей. Его часто хвалят публично и ставят в пример другим детям. Его родители хвастаются успехами ребенка перед знакомыми. Да, «заучек», как правило, не любят ровесники. Но самооценку здорово поднимают высокие оценки, победы на олимпиадах и статус «лучший ученик в классе».

Еще на пять лет «эйфорию» можно продлить в ВУЗе. А дальше – жестокий облом… В Советском Союзе можно было до конца жизни работать в каком-нибудь НИИ и подкармливать уверенность в себе грамотами и «досками почета». А сегодня работодатели платят за конечный результат, а не за приложенные усилия.

Троечникам в этом плане проще. С детства они поднимали самооценку другими способами: например, дрались или придумывали масштабные пакости. 🙂 Некоторые в старших классах уже подрабатывали и занимались «детским» предпринимательством.
Для них переход во взрослую жизнь не был таким резким, как у отличников. Ведь с пьедестала падать всегда больнее…

Вот такие выводы получились у меня по отличникам и троечникам. А что Вы думаете по этому поводу? Может, я что-то упустил или, наоборот, слишком глубоко копнул?

С раннего детства люди привыкают к мысли, что чем выше оценки в школе, тем прекраснее станет будущее. Как же велико бывает недоумение, когда по прошествии времени оказывается, что у бывших одноклассников с худшей успеваемостью дела идут куда успешнее. Неизбежно появляется вопрос о том, почему троечники преуспевают больше, чем отличники, ведь родители без устали твердили, что без высших оценок в табеле детям светит только профессия дворника? На самом деле это явление закономерно, приходится признать, что отличные оценки вовсе не являются гарантией превосходства в будущем. Чтобы разобраться в причинах этого явления, стоит понять механизм успешности и её взаимосвязи с будущей успешностью.

Дети-троечники

Почему троечники не учатся лучше? По признанию учителей, большая часть троечников получает низкие оценки вовсе не по причине отсутствия способностей, скорее, они не считают нужным перенапрягаться или заняты чем-то другим. Быть троечником не так легко, как кажется, — двухстороннее давление учителей и родителей может доставлять неприятные минуты, однако эти дети по какой-то причине упорно не пытаются вскарабкаться на школьный олимп к вожделенной золотой медали.

В этот период практически невозможно получить объяснение, почему троечники преуспевают отличников, ведь внешне всё выглядит как раз наоборот. Конечно, исключения тоже встречаются, и нередко — есть троечники, которые просто не тянут школьную программу, есть отличники, которым всё даётся играючи, без напряжения. Но исключение только подтверждает правило.

Дети-отличники

В большинстве случаев на школьников, зарабатывающих отличные оценки, не могут нарадоваться и родители, и учителя. Значит ли это, что давление отсутствует или оно меньше? Удивительно, но это ничего не значит. Отличники подчас находятся под ещё большим давлением, нередко успехи объясняются отчасти страхом наказания и прочими нездоровыми явлениями.

Удивительно, но отличная оценка не означает всесторонней подготовленности ребёнка, она всего лишь свидетельствует о том, что он идеально соответствует чужим ожиданиям. Пожалуй, именно в этом и кроется секрет, почему троечники преуспевают больше отличников — умение оправдывать возложенные на них надежды показывают отличные исполнители, а не руководители. Школьник с идеальным аттестатом демонстрирует готовность и дальше выполнять всё, что требуется для похвалы, выраженной всевозможными отметками, баллами, грамотами и похвальными листами.

Багаж знаний и умений троечников

После школы средний троечник может не только предъявить удовлетворительный уровень знаний, но и достаточно широкий взгляд на мир, умение приспособиться. Нередко средний аттестат свидетельствует о том, что вчерашний школьник «нарастил шкуру», хорошо знает, что такое неудачи, и в принципе умеет на них адекватно реагировать. Получается, что троечники преуспевают больше, чем отличники, потому что научились не зацикливаться на оценке их знаний и умений другими людьми, а это важная черта характера, позволяющая в полной мере проявить себя.

Багаж знаний и умений отличников

Обладатель идеального аттестата лучше всего умеет учиться, именно поэтому у него прекрасные оценки. Разумеется, это не обязательный параметр, в каждой школе найдётся ученик, готовый не только предъявить прекрасные оценки, но ещё и успевающий посещать всевозможные секции и кружки, интересующийся не только учёбой. Но тогда не возникал бы вопрос о том, почему троечники преуспевают лучше, чем отличники. Следовательно, можно говорить об устойчивой тенденции, которая уязвляет самолюбие идеального ученика.

Гибкость и умение приспособиться

Возможно, главное достоинство троечника - это талант направлять усилия на то, что получается лучше, оставляя несущественное в стороне. При этом другие люди могут считать, что именно проигнорированные троечником стороны жизни чрезвычайно важны, без них нельзя обойтись. Гибкий подход и более широкий взгляд на жизнь помогают быстрее найти свою нишу и чувствовать себя счастливее.

Отличники нередко страдают комплексом перфекциониста, который обязан добиться превосходных результатов во всём, за что берётся. А если учесть, что в школе браться приходится за то, что диктуют учителя, то особого выбора ученикам и не предлагается. Разбирая вопрос о том, почему троечники преуспевают больше, чем отличники, приходится учитывать именно способность соответствовать меняющимся обстоятельствам. Если речь идёт о студентах, то троечники в большинстве случаев не только учатся, но и параллельно работают, этим может объясняться сниженная успеваемость. Однако если вдуматься в смысл слова «удовлетворительно», то это не значит «почти плохо». Скорее, это достаточный уровень, который не может однозначно свидетельствовать о плохом уровне знаний.

Зависимость от чужого мнения

Не менее важен аспект зависимости от оценочного мнения других людей, отличники с детства привыкают к тому, что показатель их успешности определяется количеством полученных баллов, похвалами, грамотами и всевозможными документами. Привычка получать формальное вознаграждение вместо материального может серьёзно сказываться на умении стремиться к реальному успеху, вот почему троечники преуспевают в жизни лучше, чем отличники.

Ученики, имеющие средние оценки, привыкают отводить формальному вознаграждению адекватное место в своей жизни. Да, приятно получить грамоту или устную похвалу при обширной аудитории, но практической ценности оценочное мнение не имеет. В будущем, когда потребуется принимать серьёзные решения в бизнесе или на руководящем посту, такой человек на главное место поставит не грамоту или хвалебный пресс-релиз, а реальные положительные результаты.

Почему троечники преуспевают в жизни больше, чем отличники

Если учесть, что в реальной жизни никто не собирается выставлять отметки в дневник или зачётку, то оценка собственной успешности людей существенно отличается от объективной точки зрения. Типичный троечник во время обучения редко поднимался до уровня отличника или вообще не заходил так далеко. Он не представляет себе потолок возможностей, поэтому в большинстве случаев идёт к победе ради самого процесса, а не ради получения отметки.

Отличники, напротив, прекрасно видят потолок возможностей, поскольку привыкли быть на верхнем этаже небоскрёба формальных достижений. Сложность ситуации заключается в том, что бывшие троечники, привыкшие видеть практическую или просто прикладную пользу от любых действий, будут рассматривать обучение как инструмент, а не как самоцель. Когда люди спрашивают, почему троечники преуспевают больше, чем отличники, они могут перепутать инструмент с целью, ради которой рекомендуется данный инструмент использовать. Отличия в подходе к обучению и определяют будущую успешность.

Можно ли изменить ситуацию?

Разумеется, общий балл аттестата не является однозначной печатью на всю оставшуюся жизнь. Отличник вполне может стать превосходным руководителем, успешным предпринимателем, политиком и общественным деятелем. Удовлетворительные оценки не гарантируют успеха в будущем, часть троечников предпочтёт не напрягаться и ограничиться легко достижимыми промежуточными целями. Именно поэтому стоит перестать мучиться вопросом о том, почему троечники преуспевают больше, чем отличники, ведь всё можно изменить.

Поскольку механизм данной стороны успешности вполне объясним, для мыслящего человека не составит труда уяснить свои слабы места, выявить сильные стороны и по максимуму использовать их ради достижения поставленных целей. Справедливости ради хочется отметить, что за прекрасного и грамотного исполнителя, который может получиться из отличника, будут конкурировать самые преуспевающие троечники в начальственных креслах, ведь профессионализм сейчас ценится крайне высоко. Пост лидера всегда сопряжён с серьёзными нагрузками, непопулярными решениями и активной нелюбовью подчинённых, не каждый человек способен комфортно чувствовать себя в такой ситуации, поэтому не стоит стремиться в кресло руководителя, если нет к этому талантов и отсутствует желание управлять другими людьми.