Численность кабардинцев в мире. Кабардинцы. Образ правления и порядки

Традиционный мужской костюм - черкеска с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхний - бурка, овчинная шуба, башлык. Традиционная женская одежда - шаровары, туникообразная рубаха, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитая золотом шапочка, сафьяновые чувяки.

По крайней мере до XIX века преобладала большая семья. Затем получила распространение малая семья, но её жизненный уклад остался патриархальным. Власть отца семейства, подчинение младших старшим и женщин мужчинам нашли отражение в этикете, в том числе избегании между супругами, родителями и детьми, каждым из супругов и старшими родственниками другого. Существовала соседско-общинная и фамильно-патронимическая организация с фамильной экзогамией, соседской и родственной взаимопомощью. Кровная месть уже к XIX веку была в основном вытеснена композициями. В высших сословиях было широко распространено аталычество. Высоко ценилось гостеприимство, имевшее ритуализованный, даже сакрализованный характер, а также куначество.

Современный быт всё более урбанизируется, но в нём удерживается много традиционных черт. Сохраняются пищевые предпочтения и многие национальные блюда. В основном сохраняются правила этикета, особенно в отношениях между старшими и младшими, мужчинами и женщинами, в застолье.

Большое внимание уделялось адыгэ хабзэ - совокупности норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Многие элементы адыгэ хабзэ наряду с такими хорошо приспособленными к военному быту элементами материальной культуры, как мужская одежда, приёмы седловки, джигитовки и т. п., широко распространились среди соседних народов.

В духовной культуре начиная с XV века возрастало влияние ислама, который всё более вытеснял языческие и христианские верования. Традиционные игры и зрелища имели военизированный характер: стрельба по неподвижным и подвижным мишеням, стрельба на скаку, борьба наездников за баранью шкуру, бой конных и вооружённых палками пеших. Богат фольклор: нартский эпос, историко-героические песни и др. Традиционные изобразительные мотивы - стилизованные элементы животного и растительного мира, характерны рогообразные завитки.

У кабардинцев, как и у других адыгейских народов, сильно стремление к этническому самоутверждению и культурному возрождению. Создано общество «Хаса» («Народное собрание»). Установлены связи с одноимёнными обществами черкесов и адыгейцев. Учреждена Всемирная черкесская ассоциация. Заметна тяга к восстановлению исламского мировоззрения и культа, бытовых предписаний ислама.

История кабардинцев и балкарцев тесно связана с христианством и исламом. Христианская религия оставила глубокий след в культуре этих двух народов, однако кXIX в. ислам вытеснил христианство. Переплетение на различных этапах истории мощных религиозных традиций породило свои особенности, связанные с одновременным почитанием языческих, христианских и мусульманских божеств, при этом последние две религиозные системы, как правило, мифологизировались и приобретали определенные черты языческих культов. Нахождение в одном урочище христианских и мусульманских памятников и совершение здесь же языческих обрядов для многих жителей горной Балкарии и в особенности Кабарды остается нормальным явлением.

До сих пор в ущельях Кабарды можно увидеть сосны, увешанные разноцветными лентами, - знак почитания местными жителями священной природы. В синкретичном сознании кабардинцев сохраняется поклонение «троице»: великому богу Тха, богу души Псатхэ, богу неба Уашхо. Имя бога Тха кабардинские предания связывают с Эльбрусом (Уэщхьэ-махуэ - гора счастья). После проникновения в Кабарду ислама Эльбрус стали считать местом обитания Джина-падишаха, царя духов и властителя птиц, который обладает чудесным даром предугадывать будущее. Перед каждым Новым годом многие кабардинцы считают своей обязанностью совершить своеобразный «хадж» - идти на поклонение к Джину-падишаху. Но так как до вершин Эльбруса добраться невозможно, то паломники обычно направляются к урочищу Татар-туп (татарский холм) на западном берегу Терека, где когда-то были обнаружены изображения Богородицы и Иоанна Крестйтеля. Об удивительной живучести древних народных верований говорит, например, бытование такого обрвда, как «Ханцегуащэ» - вызывание дождя (во время засухи по селу носят лопату, наряженную в женское платье, в каждом доме ее обливают водой и чем-либо од аривают). Синкретичное сознание кабардинского народа хорошо отражается в народном изречении: «Лучше уважать всех богов, чем возносить молитвы одному, а других не помнить. Ведь остальным будет обидно».

Важную роль в жизни кабардинцев играет адыгский кодекс морали и чести «адыгэ-хабзэ», имеющий в основном языческое происхождение. Во многих случаях этот кодекс считается важнее мусульманских обычаев и шариата. В этой системе этических норм важное место занимают традиции почитания старших («власть старшего равна власти Бога»), культ предков, воинская доблесть («из адыгского воина также трудно сделать муллу, как из турецкого муллы - воина»), почитание гостя, культ семьи, а также обряды, связанные с пищей («пища важнее Корана»). В селах древние народные обычаи сохранялись на протяжении всех лет советской власти и заметно усилились в последние годы. Единственным обрядом, в котором в большей степени сильна мусульманская традиция, остаются похороны (хотя и этот обряд в определенной мере дополнен домусульманскими обычаями). Современный исследователь адыгской культуры Баразби Бгажноков отмечает, что адыгская этика вовлекает в сферу своего влияния религиозное сознание и подчиняет его. Это явление актуально для всех периодов исторического развития адыгов-черкесов (кабардинцы - пятигорские черкесы). Адыгэ-хабзэ обладает столь большой социально-бытовой ролью в Кабарде и в других адыгейских регионах, что адыгство было объявлено творением Бога. По мнению Бгажнокова, «в сознании основной массы черкесского населения - это способ бытия в мире, дарованный народу мусульманским Аллахом или языческо-христианским Тха, подобно тому как самим Создателем спускаются народам священные писания. Поэтому считается, что человек, не соблюдающий заповедей адыгства, навлекает на себя гнев самого Бога. Распространены суждения типа: «Когда наши души покинут тело и предстанут перед Аллахом, он спросит с упреком: «Я даровал вам адыгагьэ, чтобы вы жили в соответствии с его законами, почему же вы пренебрегли моим даром?»» Таким образом, адыгская этика сопоставима с непоколебимой национальной религией, которая лояльно и терпимо воспринимает мировые религии - ислам и христианство». (Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999. С. 84).

Кабардинцы, как и большинство кавказских народов, пережили несколько периодов христианизации и исламизации. Процесс проникновения христианства в среду адыгских народов начался в IV в.е и активизировался в VI в., когда адыги подчинились Византийской империи. Официально христианство адыги приняли в VI в. при византийском императоре Юстиниане I через греческие фактории на Средиземноморском побережье. В XIII-XIV вв. в результате монголо-татарского нашествия территория современной Кабардино-Балкарии была опустошена. В конце XIV в. под предводительством князя Инала, которого предание считает родоначальником всех кабардинских князей, кабардинцы начали расселяться по Кубани и Тереку. В XIII-XV вв. на Северном Кавказе появились католические миссионеры.

В середине XVI в. кабардинский князь Темрюк Идаров заключил военный союз с Русским государством. В 1561 г. Иван Грозный женился на дочери Темрюка Гошене, которая

приюта крещение с именем Мария. Впоследствии христианские проповедники сохранялись у кабардинцев вплоть до XVIII в.

Становление ислама осуществлялось поэтапно. Районом древнейшего проникновения ислама на Северный Кавказ считается город Дербент (Южный Дагестан). Арабы делали попытки захватить Дербент еще в VII в., но тогда они не смогли закрепиться в «стране гор». В то же время им удалось оказать определенное влияние на религиозные убеждения местных жителей, которые первыми на Северном Кавказе приняли ислам. В дальнейшем ислам проникал к адыгам из Золотой Орды через Нижнее Поволжье.

XIII - первая половина XVI в. - проникновение ислама на Северо- Западный Кавказ, в том числе в Кабарду. После захвата Турцией Черноморского побережья Грузии и Абхазии в середине XV в. и всего Крыма в 1475 г. походы против народов Северного Кавказа турецкие паши и крымские ханы вели под знаменем ислама. В XVI в. часть кабардинских князей приняла ислам суннитского толка. Из Кабарды ислам (суннизм ханифитского толка) проник в Балкарию, где окончательно утвердился к середине XVIII в. Однако в народе еще были очень сильны языческие верования; соединение их с мусульманской традицией прослеживалось во многих обрядах. Кабардинцы сопротивлялись введению мусульманского законодательства - шариата, сохраняя приверженность местным обычаям - адатам.

В 1711 г. Петр I дал грамоту кабардинскому народу о принятии его в российское подданство. С XVIII в. началось активное заселение Северного Кавказа выходцами из России.

В настоящее время кабардинцы занимают преимущественно низменную часть территории Кабардино-Балкарии, в горной ее части проживают балкары.

На территории Балкарии в горных ущельях Приэльбрусья христианство появилось в VI в. Считается, что его носителями стали не только аланы-асы, но и предки современных балкарцев - тюркоязычные болгары, ставшие основным населением Балкарии. Оно распространялось прежде всего из Византии и со стороны Таманского полуострова, однако большое значение имели также связи Балкарии с христианскими государствами - Грузией, Арменией и Абхазией. Вплоть до нашествия Тамерлана в XIV в. огромное миссионерское значение имела Аланская епархия на Северном Кавказе. Ислам стал проникать в Балкарию с XVI в., но до сере- " дины ХУШ в. среди балкарцев было сильно христианство, которое оказало значительное влияние на язык и обычаи народа. Несмотря на распространявшийся более энергично в XVIII-XIX вв. ислам, даже в начале XX в. в Балкарии оставались христианские селения. Знать в основном принимала мусульманство, а простые крестьяне оставались христианами либо языч- никами. В XIX в. православная церковь пыталась организовать свою мис- л сию среди балкарцев, не принесшую больших успехов. В ХЕХ в. ислам стал

официальной религией в Балкарии (см.: Бабаев С.К. К вопросам истории языка и религии балкарского и карачаевского народов. Нальчик, 2000. С. 147-190). Балкарский ислам не отличался ортодоксальностью - многие мусульманские установления нарушались, например, в пищу употреблялась свинина, исламские обряды перемешивались с народными традициями, связанными с горским этикетом - тауадэтом. В основе тауадэта лежали языческие элементы, похожие на кабардинское язычество (также как и тауадэт во многом напоминает адыгэ-хабзэ).

В 1921 г. постановлением ВЦИК была образована Кабардино-Балкарская автономная область в составе РСФСР. В советский период Ка- бардино-Балкария, как и весь Северный Кавказ, стала ареной борьбы с «религиозными пережитками», «кулацко-мулльскими элементами» и «антисоветским подпольем», в результате чего в 30-е гг. здесь были уничтожены практически все мечети, а духовенство подверглось репрессиям. В 1944 г. балкарское население, обвиненное Сталиным в сотрудничестве с гитлеровцами, было поголовно депортировано в Сибирь и Среднюю Азию, где оно пребывало вплоть до начала хрущевской «оттепели», а республика была переименована в Кабардинскую АССР. Депортация балкарцев оказала сильное влияние на народную религиозность. Тяжелые условия депортации, проживания вдали от родины заставили балкарцев сплотиться вокруг ислама, основной веры народа на тот период. Христианство и язычество были практически потеряны и забыты.

Русские цари выказывали этому кавказскому народу исключительное почтение и даже считали для себя за честь породниться с ним. А самые знатные представители этого народа, в свою очередь, иногда выдавали себя за русских царевичей. А ещё этот народ долгое время считался, как сказали бы сегодня, "иконой стиля" для всех горцев и даже на досуге предавался военизированным утехам.

Основоположником этноса, который называют кабардинцами, считается некий Кабарда Тамбиев. По преданию, он был предводителем воинственного племени, которое в незапамятные времена переселилось на Северный Кавказ с Западного Кавказа.

Предками кабардинцев, возможно, были древние хебары, о которых писал знаменитый армянский историк Мовсес Хоренаци. В 15-16 веках этот народ выделяется под названием "кабардинские черкесы" среди так называемых "пятигорских черкесов", которые населяли земли от предгорьев левого притока Кубани до низовьев Терека. В 19 веке территорию, где они преобладали, называли Большой и Малой Кабардой.

Самоназвание кабардинцев - адыгэ (къэбэрдей ), это адыгский субэтнос, коренное население современной Кабардино-Балкарии (57 % всех проживающих в республике). Сегодняшние кабардинцы также живут в Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкессии и Северной Осетии, а также во многих странах Юго-Восточной Азии, Западной Европы и даже Северной Америки.

По данным последней переписи населения, в России насчитывается 516826 кабардинцев.

Касоги, они же черкесы

Кабардинцы издревле выделялись среди всех кавказских племён своей храбростью и непокорностью. Они долго занимали главенствующее положение по отношению к своим соседям. Историки описывали их как умных, гордых, храбрых и своевольных людей, которые к тому же отличаются крепким телосложением, неутомимостью и ловкостью. Это великолепные наездники и меткие стрелки.

Русские сперва называли всех адыгов и в том числе кабардинцев касогами. В 957 году византийский император Константин Багрянородный писал про страну "Касахию", выше которой находятся Кавказские горы, а выше них – страна Алания.

В "Слове о полку Игореве" рассказывается, как касожский князь Редедя сошёлся в поединке с русским князем Мстиставом и был им зарезан.

Впоследствие адыги оказали яростное сопротивление монголо-татарскому нашествию, но уже под экзоэтнонимом "черкесы", который и закрепился за ними на долгие века.

Царская невеста и лжецаревич

Страдая от набегов крымских феодалов, кабардинцы в 16 веке решили пойти на союз с Московским княжеством и участвовали наравне с русскими войсками во взятии Казани. В 1561 году Иван Грозный ради укрепления союза с Кабардой даже заключил династический брак и женился на дочери кабардинского князя Темрюка Идарова, которая после крещения взяла имя Мария.

В Смутное время кабардинский князь Сунчалей Янглычевич помогал русским воевать с окопавшимся в Астрахани атаманом Заруцким, за что впоследствии получил благодарность от царя Михаила.

В 1670 году молодой князь Андрей Камбулатович Черкасский изображал в войске Степана Разина царевича Алексея Алексеевича. Но донской атаман Корнила Яковлев не посмел его арестовать – вот как велико было у русских уважение к кабардинским князьям. Поэтому князь отправился в Москву не как пленник, а как руководитель делегации, которая доставила туда Степана Разина, и потом был отпущен царём с почестями.

Позже османы и крымцы снова вытеснили русских с Кавказа и стали считать кабардинцев своими подданными, но во время персидского похода Петра Первого кабардинцы встали на сторону российского императора. А поскольку они держали в зависимости все остальные горские племена, то Россия настолько заботилась о сохранении дружеских отношений с Кабардой, что по Белградскому миру признала её территорию свободной.

Историки того времени писали, что кабардинцы пользовались на Кавказе огромным влиянием, о чём свидетельствовали даже манеры и моды того времени. Выражение "он одет" или "он ездит", "как кабардинец" звучало в устах всех соседних горских народов, как величайшая похвала.

После вхождения в состав Российской Империи Кабарда стала частью Нальчикского округа Терской области, а к титулу российских императоров прибавилось наименование "государь Кабардинской земли".

Обед обедом, а война – по расписанию

Кабардино-черкесский язык, на котором говорит этот народ, относится к абхазо-адыгской группе.

До середины 19 века у кабардинцев не было своей письменности. 14 марта 1855 года Умар Берсей, великий адыгский просветитель, лингвист, учёный, писатель и поэт-баснописец, составил и издал первый "Букварь черкесского языка" с использованием арабской графики. Но с 1936 года кабардинцы перешли на кириллицу.

До 1917 года кабардинское общество состояло из следующих сословий. Самое малочисленное – князья (Атажукины, Дидановы, Эльбуздуковы, Мисостовы, Карамурзины, Наурузовы, Докшукины). Затем высшее дворянство (Куденетовы, Анзоровы и Тамбиевы). До 25 % населения были обыкновенными дворянами (кабардей-ворки), остальные - вольный народ и бывшие вольноотпущенники.

Традиционные занятие кабардинцев – это пашенное земледелие, садоводство, а также коневодство. Кабардинская порода лошадей даже получила всемирную известность. Кабардинцы также традиционно преуспевают в кузнечном, оружейном и ювелирном деле, а также в золотошвейном искусстве.

Они ткут сукно из шерсти и изготавливают одежду из войлока – в частности, башлык и бурку - мужские элементы традиционного костюма.

Праздничный "черкесский" женский костюм различался у разных сословий, но всегда был богато украшен. Девушки из бедных семей шили себе одежду из домотканого сукна, а те, что побогаче – из дорогих тканей, привезённых из Европы и с Востока. На одно платье уходило до пяти метров материала, потому что приталенное от пояса, оно расширялось к низу за счёт клиньев.

В обычные дни кабардинские женщины носили длинное до пят распашное платье, шаровары, туникообразную рубаху, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку и сафьяновые чувяки.

Национальный мужской костюм – это черкеска с наборным серебряным поясом, кинжал, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами, а сверху – бурка.

Костюм знатного кабардинца всегда включал в себя ещё и холодное оружие. К украшенному медными и серебряными бляшками кожаному поясу крепились кинжал и шашка. Кинжалы служили им ещё и в качестве оберегов, мужчины использовали их для исполнения разнообразных ритуалов. Всадник вдобавок возил при себе лук с колчаном для стрел.

В пищу кабардинцы использовали в основном варёную и жареную баранину, говядину, индюшатину и курятину, кислое молоко и творог. На праздники кабардинцы готовили из пшённой муки с солодом традиционный праздничный слабоалкогольный напиток махсыма.

В целом культура кабардинцев, особенно их традиционный мужской костюм и передаваемые от отца к сыну национальные приёмы седловки и джигитовки, всегда были хорошо приспособлены к их военному быту. Поэтому традиционные развлечения этого народа часто тоже имели военизированный характер. Это стрельба по неподвижным и подвижным мишеням и на скаку, борьба наездников за баранью шкуру, игрища, в которых вооружённые палками пешие мужчины пытаются победить конников.

Кабардинский фольклор также богат историко-героическими песнями.

Люди солнца и Аллаха

Традиционная кабардинская семья основана на подчинении младших старшим, а женщин – мужчинам. Родственная и соседская взаимопомощь очень важны в культуре этого народа. Традиционные правила семейного этикета во многом сохраняются у кабардинцев и по сию пору.

Как и все адыги, древние кабардинцы верили, что мир состоит из трёх уровней (верхнего, срединного и нижнего), они поклонялись солнцу и жили по солнечному календарю, где новый год начинался с весеннего равноденствия, а также почитали Хозяйку рек (Псыхъуэ Гуащэ), Хозяйку леса (Мэз Гуащэ) и Кодес (Кlэдыщэ) - мифологическую Рыбу с золотым хвостом, удерживающую Черное море в его берегах. У них был культ "Золотого дерева нартов", которое соединяет небо и землю, а также природу и человека, они различали добрые и злые, мужские и женские, "умные" и "глупые", добродетельные и злокозненные породы деревьев, они поклонялись культовым животным и использовали животных для жертвоприношений.

С 15 века на Кавказе возрастает влияние ислама, который постепенно вытеснил языческие и христианские верования кабардинцев. После падения Византийской империи адыги начали заимствовать религию у Крымского ханства, которое стало сильнейшим союзником Османской империи.

В настоящее время кабардинцы как в России, так и за рубежом, исповедуют ислам суннитского толка и придерживаются принципов правовой школы ханафитского мазхаба. Однако часть проживающих в Моздокском районе Северной Осетии кабардинцев осталась православной.

Елена Немирова

кабардинцы фото, кто такие кабардинцы
Адыгэ

Всего: около 2 млн чел. (оценочно)
Турция Турция: от 1 062 000 (оценка)
Россия Россия: 516 826 (пер. 2010)

    • Кабардино-Балкария Кабардино-Балкария: 490 453 (2010)
    • Ставропольский край Ставропольский край: 7 993 (2010)
    • Москва Москва: 3 698 (2010)
    • Северная Осетия Северная Осетия: 2 802 (2010)
    • Московская область Московская область: 1 306 (2010)
    • Санкт-Петербург Санкт-Петербург: 1 181 (2010)
    • Краснодарский край Краснодарский край: 1 130 (2010)
    • Карачаево-Черкесия Карачаево-Черкесия: 771 (2010)
    • Ростовская область Ростовская область: 663 (2010)
    • Чечня Чечня: 534 (2010)
    • Адыгея Адыгея: 519 (2010)

Иордания Иордания: 76 000
Сирия Сирия: 48 000
Саудовская Аравия Саудовская Аравия: 24 000
Германия Германия: 14 000
США США: 3 700
Узбекистан Узбекистан: 1 300

Кабарди́нцы (кабард.-черк. адыгэ) - субэтнос адыгов, коренное население Кабардино-Балкарии, также проживают в Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкесии, Адыгее и Северной Осетии. Кабардино-Балкарской республике на 2010 год составляют 57 % населения. Говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы.

  • 1 Численность и расселение
    • 1.1 Данные переписи населения Российской Федерации 2010 года
    • 1.2 Кабардинская диаспора
  • 2 Этнонимы
  • 3 История
    • 3.1 Древнейшие предки адыгов
    • 3.2 Появление кабардинцев на месте их современного расселения
    • 3.3 Кабардинцы и Кобанская культура
    • 3.4 История сближения кабардинцев с Россией
    • 3.5 Кавказская война
  • 4 Сословная организация до 1917 года
  • 5 Язык и письменность
  • 6 Религия
  • 7 Адыгская литература
  • 8 Традиционные занятия
  • 9 Черкесская (адыгская) национальная одежда
  • 10 Кабардинская национальная кухня
  • 11 Семья
  • 12 Адыгские традиции
  • 13 См. также
  • 14 Примечания
  • 15 Литература

Численность и расселение

Кабардинцы - одна из этнических групп адыгов (черкесов). Численность кабардинцев в России по результатам переписи населения в 2010 году, составляет 517 тыс. чел. Ныне в России компактно проживают в Кабардино-Балкарии, а также в Моздокском районе Северной Осетии и в южных приграничных районах Ставропольского края.

Данные переписи населения Российской Федерации 2010 года

Кабардинская диаспора

Основные статьи: Адыгская диаспора , Черкесское мухаджирство

Основная часть современных адыгов (включая кабардинцев) проживают за рубежом. Таким оказался результат окончания Русско-Кавказской войны, после которой большая часть адыгов за неподчинение русскому царю была изгнана с исконных мест своего проживания, некоторая часть добровольно покинула Кавказ, предпочтя жить в мусульманской стране, чем в подчинении иноверцам. На Кавказе осталась лишь малая часть от населявших его когда-то адыгов (черкесов). Ныне за рубежом они известны как черкесы.

На сегодняшний день самой крупной страной проживания адыгов является Турция, где представлена самая большая адыгская диаспора в мире. Но и там многолетняя целенаправленная политика государства по отуречиванию нетурецких народов привела к ассимиляции и последующей туркизации некоторой части адыгов. Ныне в Турции адыги являются третьим по величине народом страны после самих турков и курдов (по некоторым данным численность адыгов сопоставима с проживающими в стране арабами и ираноязычным народом заза).

Также кабардинцы в составе адыгской диаспоры проживают в странах Ближнего Востока (в частности в Иордании, Сирии, Саудовской Аравии, Ливане) и Северной Африки, а также в Европе (в основном в Германии) и Северной Америке.

Этнонимы

Несмотря на наличие общего самоназвания «адыгэ», за свою многовековую историю адыги (в том числе и кабардинцы) получили много различных этнонимов (наименований), некоторые из которых устарели и не применяются, а другие используются до сих пор.

Впервые русским источникам адыги, в частности кабардинцы, стали известны под именем касогов (косогов) начиная с IX века, когда касожский князь Редедя сошёлся в поединке с русским князем Мстиславом в единоборстве, без оружия. Мстислав почувствовав, что побеждён, вытащил из-за голенища сапога нож зарезав Редедю. качестве отсупного Мстислав отдал свою дочь за сына Редеди, от которых пошла фамилия Ушаковых. это время византийцы адыгов именовали зихами.

В XIII веке адыги оказали ожесточенное сопротивление монголо-татарскому нашествию. С этого же времени за всеми адыгами, закрепляется экзоэтноним «черкесы».

История

Основная статья: История адыгов

Издревле, вплоть до конца XIV века, все адыги (включая кабардинцев, черкесов и адыгейцев) имеют общую историю.

Древнейшие предки адыгов

Современные исследователи выявили, что адыги являются потомками носителей майкопской культуры, существовавшей в IV тыс. до н. э.. Предки адыгов оставили в истории след в качестве наследников майкопской культуры - северокавказской, прикубанской и кобанской.

Также многие ученые (Дунаевская И. М., Дьяконов И. М. и др.) указывают на сходство современных адыго-абхазских языков с языком древних хаттов и касков проживавших в древние времена на территории Центральной и Восточной Анатолии.

В 1 тыс. до н. э. на восточном побережье Черного моря расселились меотские племена, которые являются прямыми предками современных адыгов. Следует заметить, что одно из меотских племен - синды - в V в. до н. э. основало первое государство на территории современной России - Синдику со столицей Синдская гавань, или Горгиппия (современная Анапа). Синдика являлась рабовладельческим государством, имела торговые связи с древнегреческими колониями на Чёрном море. Позже Синдика вошла в Боспорское царство. Затем имело место возвышение другого протоадыгского племени - зихов, которые сумели объединить многие племена северо-западного Кавказа в военный союз под своей эгидой, что помогло им успешно бороться с готами-тетракситами.

Появление кабардинцев на месте их современного расселения

Археологическая экспедиция КБНИИ проводила раскопки курганов южнее с. Кишпек (в зоне Чегемской оросительной системы). Было исследовано 6 курганов относящихся к майкопской культуре, из которых пять датируются эпохой бронзы. Часть находок из курганов датированы началом II тыс. до н. э., часть - конец IV тыс. до н. э., а большая часть датируются Новосвободненским этапом майкопской культуры, то есть последними веками III тыс. до н. э. Среди находок высококачественные глиняные сосуды хорошего обжига и лощения, бронзовые ножи, шила и др.

Относительно местожительства кабардинцев имеется множество древних исторических свидетельств. Например в 957 году Константин Багрянородный, византийский император сообщал:

«За Таматархой (Та­мани), в 18 или 20 милях, есть река по названию Укрух, разделяющая Зихию и Таматарху, а от Укруха до реки Никопсис (р. Нечепсухо, близ Джубги), на которой находится крепость, одноименная реке, простирается страна Зихия. Её протяженность 300 миль. Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии - страна по названию Касахия (страна Касогов - современных кабардинцев ), выше Касахии находятся Кавказские горы (Кавказский хребет), а выше этих гор - страна Алания.»

Более определённые письменные сведения о месте расселения кабардинцев сохранились с конца XVI века. этот период современными исследователями локализуются следующие территории проживания этой этнической общности:

  1. На равнинных местах и предгорьях до входов в горные ущелья по левым притокам Терека - Ардану (Ардон), Агеру (?), Урюху (Урух) и Кизылу (Аргудан?). Эта область, в «Книге Большому Чертежу» (описание карты Русского и соседних государств периода конца XVI - начала XVII веков) собственно и называлась Кабардой.
  2. Севернее Кабарды, ниже по Тереку, по его левым притокам - Белой (участок Малки от Прохладного до устья?), Черему (Черек), Баксану Меньшому (Чегем), Баксану Середнему (Баксан) и Палку (Малка до Прохладного?), «Книга Большому Чертежу» называет «землёй Пятигорских черкасов». Однако, согласно ряду других источников, эта территория приблизительно совпадает с образовавшейся здесь, примерно в то же время, областью, так называемой, Большой Кабарды. Это подтверждает мнение большинства кавказоведов, что под экзоэтнонимом «пятигорские черкасы» понимались либо кабардинцы, проживающие в Пятигорье, либо некая отдельная этногруппа восточных адыгов, впоследствии участвовавшая в этногенезе кабардинцев.
  3. На правом берегу Терека - приблизительно от устья Курпа до устья Сунжи. Здесь образовалась область, так называемой, Малой Кабарды.

Кабардинцы и Кобанская культура

Определенная часть учёных считает, что создатели и носители Кобанской археологической культуры (начало которой датируется XIII веком до н. э.) могли принадлежать к двум разным этнолингвистическим группам, а именно:

В ареале Пятигорского «локального варианта» вероятнее всего проживали в основном племена, родственные протоадыгской этнической группе; - в районе Горного «локального варианта» - протовайнахи.

На раннем этапе формирования Кобанской культуры (датируемой XII веком до н. э.) не могли участвовать скифы, появление которых учёные датируют VIII веком до н. э. (см. Скифы), а также не могли участвовать сарматы , появление которых учёные датируют IV веком до н. э. (см. Сарматы).

История сближения кабардинцев с Россией

М. Микешин. Кабардинец. 1876

Кабардинцы, как и русские, страдали от опустошительных набегов крымских феодалов, поэтому они стали искать пути сближения с набиравшим силу Московским княжеством, вынужденным после похода крымчаков на Москву (1521 года) платить дань татарам. процессе сближения Кабарды и Московского княжества большую роль сыграл валий Кабарды Темрюк Идаров, который возглавил коалицию прорусски ориентированных князей. ноябре 1552 года в Москву прибыло первое посольство представителей некоторых адыгских племён, что было как нельзя более кстати для Ивана Грозного, планы которого шли в направлении продвижения русских по Волге к её устью, к Каспийскому морю. Союз был выгоден Москве в её борьбе с Крымским ханством. Уже в 1552 году кабардинцы вместе с русскими войсками участвовали во взятии Казани. 1556 году адыги осуществили ряд смелых военных операций, в результате которых были захвачены османско-татарские военные базы Темрюк и Тамань. Эта акция адыгов во многом способствовала разгрому русскими Астраханского ханства в том же году. 1561 году Иван Грозный заключил династический брак - женился на дочери кабардинского князя Темрюка Идарова - Гошаней Темрюковна, которая после крещения взяла имя «Мария». Темрюк, опираясь теперь на своего могущественного зятя, усилил власть не только по отношению к кабардинскому народу, но и к соседним горским народам: ингушам, осетинам и другим. конце концов сам крымский хан Девлет-Гирей в 1570 году напал на Темрюка. сражении на левом притоке Кубани Ахуже князь был смертельно ранен, а два его сына попали в плен.

В период феодальной раздробленности XVI-XVIII вв. Кабарда сегментировалась на ряд феодальных уделов. 70-е годы (XVI века), несмотря на неудачную астраханскую экспедицию, крымцы и османы сумели восстановить свое влияние в регионе. Русские были вытеснено из него более чем на 100 лет.

О дальнейшей истории читаем Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX века:

  • 1722 год - Во время персидского похода Петра I, кабардинцы, несмотря на угрозы крымского хана, стояли на стороне России; последняя усердно заботилась о сохранении дружественных отношений с кабардинцами, которые держали в зависимости все соседние горские племена - ингушей, осетин, абазинцев- и владели всеми дорогами, ведущими с плоскости к наиболее удобному перевалу через Главный Кавказский хребет.
  • 1739 год - По Белградскому миру Россия отказалась от своих исторически сложившихся отношений к Кабарде, которая объявлена была свободной (вольной, независимой) и должна была служить буфером между Россией и Турцией.

Таким образом, начиная с 1739 года, кабардинцы юридически не были под властью России, Турции или кого-либо ещё; Кабарда была объявлена вольной - независимой (нейтральной), что, конечно, не препятствовало кабардинским аристократам наниматься на службу русскому царю.

В Смутное время кабардинский князь Сунчалей Янглычевич - организовал сопротивление окопавшемуся в Астрахани атаману Заруцкому, за что впоследствии получил благодарность от царя Михаила.

Кавказская война

Основная статья: Кавказская война

Покорение Кавказа Российское самодержавие решило начать с Восточной области Черкесии - Кабарды, занимавшей в то время обширные территории. Через Кабарду проходили важнейшие дороги в Закавказье. По словам российского историка В. А. Потто «Влияние Кабарды было огромным и выражалось в рабском подражании окружающих народов их одежде, вооружению, нравам и обычаям. Фраза „он одет…“, или „он ездит как кабардинец“ звучала величайшей похвалой в устах соседних народов», «В кабардинцах русские нашли весьма серьезных противников, с которыми надо было считаться. Влияние их на Кавказ было огромным…»

В 1763 году Российская империя начала строительство в Кабарде крепости Моздок; кабардинское посольство, принятое императрицей Екатериной II в 1764 г, требовало прекратить строительство крепости, но получило отказ. Это привело к войне России с Черкесией, длившейся, в общей сложности около 101 года, в результате которой территория Черкесии вошла в состав Российской империи, территории её разрознены, а большая часть коренного населения выселено.

До начала XIX века, Кабарда фактически в одиночку сражалась с русскими войсками, численность которых на Кавказе с каждым годом увеличивалась. конце 18 века война перекинулась и в Западную Черкесию, а в 1817 году военные действия начались и в Восточном Кавказе. К этому моменту Кабарда уже была сильно ослаблена войной. дополнение ко всему в начале 1820-х годов в Кабарде разразилась эпидемия чумы, которая скосила большую часть населения. Малой Кабарде, где болезнь сильнее всего свирепствовала, практически все население погибло, а территории её фактически стали пустынными. После того как большая часть кабардинцев погибло в военных действиях, а большинство оставшегося население погибло от эпидемии чумы, Кабарда уже не могла продолжать военные действия против колонизаторов. И в 1825 году, Кабарда пала и была включена в состав Российской империи.

Однако кабардинцы продолжали отчаянное военное сопротивление русским войскам даже после завоевания Кабарды. Многие из них ушли в Западную Черкесию к другим адыгам, где они организовали в Закубанье «Хажретову Кабарду» («Беглую Кабарду») и продолжали сопротивление до 1864 г., а некоторые в Чечню и Дагестан чтобы там продолжить войну.

После поражения в Русско-Кавказской войне (1864 г.), большая часть адыгов (в том числе кабардинцы) были убиты, а большинство из оставшегося населения, были переселены насильно в Османскую империю. результате, вся территория Черкесии была разрознена войной и включена в состав Российской империи

Кабарда же, после включения в состав Российской империи вошла в Нальчикский округ Терской области, а в титуле российских императоров появилась строка «государь Кабардинской земли».

Сословная организация до 1917 года

Чхеидзе Константин Александрович так характеризовал структуру общества: "Кабардинцы в социальном отношении делятся на: 1 – князья, их не много, пять-шесть фамилий: Атажукины, Эльбездуковы, Мисостовы, Карамурзины (вымирают), Наурузовы, Докшукины (вымирают); 2 – высшее дворянство, три фамилии: Куденетовы, Анзоровы и Тамбиевы; 3 – обыкновенное дворянство – кабардей-ворки, их вместе с двумя первыми разрядами до 25 % населения; 4 – вольный народ и бывшие вольноотпущенники; 5 – народ просто, бывшие раньше в рабстве".

Язык и письменность

Основная статья: Кабардино-черкесский язык

Кабардинцы говорят на кабардино-черкесском языке (адыгэбзэ), относящемся к адыгской ветви абхазо-адыгской группы кавказских языков. Некоторые лингвисты склонны считать современные кабардино-черкесский и адыгейский языки диалектами единого общеадыгского языка. Сами же кабардинцы, черкесы и адыгейцы называют свой язык адыгэбзэ, что означает адыгский язык, и считают его единым языком.

До середины 19 века, письменности не существовало, так как не найдено ни одного достоверного письменного источника, хотя устанавливались попытки создания письма на арабской основе. 14 марта 1855 года Умар Берсей, адыгский просветитель, лингвист, учёный, писатель, поэт-баснописец, составил и издал первый «Букварь черкесского языка» (на арабской графике). Этот день все адыги отмечают как «День рождения современной адыгской письменности».

С 1924 по 1936 года для письма использовались латинские буквы. С 1936 года используется кириллица.

Подавляющее большинство кабардинцев России (96,8 %) владеет также русским языком, который выполняет роль межнационального языка общения с народами бывшего СССР. других странах проживания, используются в качестве второго языка - государственный язык данной страны.

Религия

Кабардинцы как в России, так и за рубежом, исповедуют ислам суннитского толка.

Процесс проникновения ислама в адыгскую среду наиболее интенсивно началось с падения Византийской империи в 1453 году, когда на её территории образовалось могущественная Османская империя, а в Крыму обосновался его сильнейший союзник и вассал Крымское ханство. Адыги, будучи в тесных контактах с ними, начали постепенно заимствовать у них религию. Окончательно ислам укоренился и утвердился в адыгской среде в начале XVIII века.

В советское время когда в стране религии были под запретом, кабардинцы, как и все народы Советского Союза, считались атеистами. Хотя на деле кабардинцы, как и другие мусульманские народы Кавказа, скрыто продолжали исполнять некоторые каноны ислама, такие как пост Священного месяца Рамадан и т. д. С падением СССР началось возрождение основ религии.

Ныне кабардинцы в России и за рубежом являются суннитами и придерживаются принципов правовой школы ханафитского мазхаба, имеет также малое распространение шафиитский мазхаб. Саудовской Аравии где проживают более 20 тыс. адыгов (черкесов), на государственном уровне все мусульманские народы придерживаются принципов правовой школы ханбалитского мазхаба.

Также малая часть проживающих в Моздокском районе Северной Осетии кабардинцев исторически считается православными.

Адыгская литература

Али Шогенцуков - основоположник кабардинской поэзии. Основная статья: Кабардинская литература, Адыгская литература

Письменная литература на кабардино-черкесском языке ещё очень молода. Но при этом существовал богатый устный фольклор, представленная эпосом «Нарты», общим для многих кавказских народов и уходящими корнями вглубь веков.

До XX века письменная кабардинская литература была представлена на основе арабского алфавита. Однако нормативный литературный язык был разработан лишь в 1923 году.

На кабардино-черкесском языке писал ряд кабардинских и поэтов:

Кабардинские литераторы

  • Балкарова, Фоусат Гузеровна (1932-2009)
  • Бештоков, Хабас Карнеевич (1943)
  • Кешоков, Алим Пшемахович (1914-2001)
  • Куашев, Бетал Ибрагимович (1920-1957)
  • Пачев, Бекмурза Машевич (1854-1936)
  • Сокуров, Мусарби Гисович (1929-1990)
  • Теунов, Хачим Исхакович (1912-1983)
  • Тхагазитов, Зубер Мухамедович (1934)
  • Шогенцуков, Адам Огурлиевич (1916-1995)
  • Шогенцуков, Али Асхадович (1900-1941)
  • Шортанов, Аскерби Тахирович (1916-1985)

Традиционные занятия

Традиционные занятия кабардинцев - пашенное земледелие, садоводство и отгонное скотоводство. Скотоводство представлено главным образом коневодством, всемирную известность получила кабардинская порода лошадей. Также кабардинцы разводили крупный, мелкий рогатый скот и домашнюю птицу. Развиты были промыслы и ремесла: мужские - кузнечное, оружейное, ювелирное, женские - сукновальное, войлочное, золотошвейное.

Черкесская (адыгская) национальная одежда

Кабардинцы в конце 19 века. Хромолитография

Национальная женская одежда включала т. н. «черкесский женский костюм», а в обычные дни платье, шаровары, туникообразную рубаху, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку, сафьяновые чувяки.

Национальный мужской костюм включал, как правило, черкеску с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаху, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхняя одежда - бурка, овчинная шуба.

Обязательным элементом одежды благородных (аристократических) кабардинцев было холодное оружие.

Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялись кинжал и шашка (кабард.-черк. сэшхуэ).

Кабардинцы (в зависимости от состоятельности) носили кинжалы типа - Кама (кинжал), либо типа -Бебут, которые ко всему прочему имели функции оберега, использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов. Самым популярным длинноклинковым оружием кабардинцев являлась шашка (адыгское оружие, с выходом из употребления металлических доспехов заимствованное всеми соседними народами и ставшее самым популярным на Кавказе длинноклинковым холодным оружием), хотя некоторые предпочитали пользоваться саблей. Из сабель ценились Сабля мамлюкского типа, либо Килич (турецкая сабля), либо Гаддарэ (иранская сабля).

Элементом одежды всадника считался даже лук (оружие) с колчаном для стрел.

Кабардинцы при себе имели небольшой нож, который мог использоваться в бытовых целях, но который не был виден и потому не был элементом одежды.

Кабардинская национальная кухня

Основная статья: Кабардинская кухня

Традиционная пища кабардинцев - варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушёная и копчёная баранина, из которой делается шашлык. К мясным блюдам подаётся паста (круто сваренная пшённая каша). Традиционный праздничный напиток с умеренным содержанием алкоголя - махсыма, изготовляется из пшённой муки с солодом.

Семья

Кабардинская семья, 1900 год

По крайней мере до XIX века преобладала большая семья. Затем получила распространение малая семья, но её жизненный уклад остался патриархальным. Власть отца семейства, подчинение младших старшим и женщин мужчинам нашли отражение в этикете, в том числе избегании между супругами, родителями и детьми, каждым из супругов и старшими родственниками другого. Существовала соседско-общинная и фамильно-патронимическая организация с фамильной экзогамией, соседской и родственной взаимопомощью.

Адыгские традиции

Кабардинец в национальном костюме

У кабардинцев всегда высоко ценилось гостеприимство, имевшее ритуализованный, даже сакрализованный характер, а также куначество. Гость считался посланцем бога и отношение к нему было соответственное. Кабардинцы строили для гостей отдельный домик со всем необходимым для приятного и спокойного отдыха. Гостеприимство распространялось на всякого путника, ищущего ночлега. Обслуживать его обязан был сам хозяин дома. Гостю оказывались самые доброжелательные знаки внимания и при необходимости могли отдать жизнь за него. высших сословиях было широко распространено и аталычество, один из древнейших обычаев у всех народов Кавказа. Большое внимание уделялось «адыгэ хабзэ» - совокупности норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Особенно строго он соблюдался уорками, поэтому её называли «уоркъ хабзэ». весь моральный кодекс назывался «адыгагъэ» (адыгство). немецкий академик П-С. Паллас, побывавший в Кабарде в 1793 году, назвал кабардинский этикет «вежливостью, доведенной до крайности». Благожелательность-главная черта кабардинского этикета. 16-18 вв. этикет кабардинцев считался наиболее разработанным и изысканным на всем Кавказе, поэтому сюда приезжали учиться правилам поведения дети знати кавказских народов и крымских ханов.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Данный проект посвящается истории моего народа - кабардинцы. Численность населения Кабардино-Балкарской Республики на 1 января 2017 года составляет 862 050 чел. согласно данным Росстата о предварительной оценке численности населения на 01.01.2017.

Я, Гонибова Лалина, являюсь представительницей рода кабардинцев, выходцев из Кабардино - Балкарской республики, село Верхний Акбаш.

Россия - многонациональное государство. В ней проживают представители более чем 100 разных народов. Народом и нацией называют общность людей, сложившуюся в течение длительного времени на определённой территории, обладающую своим особенным языком, культурой, хозяйством. Принадлежность человека к определённому народу называется национальностью. Национальность человек наследует от своих родителей.

В своей работе мне бы хотелось обратить внимание общественности на развитие культурных традиций моего народа.

Начиная работу над данным проектом, я поставила перед собой цель, как можно больше узнать о традициях своего народа. Во время работы над проектом я изучила различные литературно - документальные источники, которые помогли мне узнать много полезной информации. Училась анализировать и делать выводы. Для поисков ответов я обращалась за помощью к толковому словарю, поговорила со старейшинами села, встретилась с работниками школьной и сельской библиотек, посетила сайты Интернет, обратилась за помощью к учителю.

1 сентября 1921 года образована Кабардинская автономная область в составе РСФСР, а в январе 1922 года - единая Кабардино-Балкарская Автономная область, преобразованная в 1936 году в Кабардино-Балкарскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

Кабардино - Балкария - один из живописнейших уголков Северного Кавказа. Главное богатство республики - её люди: трудолюбивые и храбрые, щедрые в дружбе и гостеприимстве, суровые с недругами. Труженики Кабардино - Балкарии превратили прежде отсталый край в мощный промышленный район страны. Новые электростанции, фабрики и заводы мирно соседствуют с остатками старинных боевых башен, памятниками древним народным героям - защитникам от иноземных пришельцев.

Само название республики говорит о том, что здесь живут два народа - кабардинцы и балкарцы. Народы эти говорят на разных языках, но с древнейших времён их объединяет общность исторических судеб, близость бытового уклада. Много сходного и в устной литературе кабардинцев и балкарцев - в их фольклоре.

Кабардинцы называют себя «адыге». «Адыге» - общее название и двух других, родственных кабардинцам народов - адыгейцев и черкесов, которые живут в Адыгейской и Карачаево - Черкесской автономных областях. В далёком прошлом адыгейцы, кабардинцы и черкесы составляли единый народ. Они создали и общий фольклор, известный под названием адыгского.

Величественные сказания о богатырях - нартах, песни о борцах за народное дело - храбром Айдемиркане, Хатхе Кочасе и других народных героях, задушевные лирические песни, разнообразные сказки - всё это общее достояние трёх народов.

Цель проекта: познакомиться с историей народа кабардинцы и исследовать особенности культурных традиций.

Задачи проекта:

    Узнать из различных источников историю развития кабардинского народа; исследовать основные этапы развития культурных традиций.

    Представить национальные промыслы и особенности кулинарных изделий домашнего приготовления.

    Рассказать о национальных традициях своей семьи.

Актуальность:

Россия огромная, большая страна. И в этой огромной стране есть прекрасный уголок, который называется «Кабардино - Балкария». Каждый человек должен хорошо знать о том месте, где он родился и живёт. Каждый вправе гордиться своей историей. У каждого она своя, неповторимая, особая, самобытная. Её год за годом формировали, созидали десятки поколений. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто неимоверными усилиями, потом и кровью наших предшественников. Поэтому мы с благодарностью помним о них, бережно сохраняем всё, что они нам оставили.

Сегодня очень остро стоит в мире вопрос о сохранении обычаев и культурных традиций народов. Необходимо обратить внимание общественности на развитие культурных традиций разных народов, живущих на территории Кабардино - Балкарской республики.

Гипотеза: умение хранить и приумножать традиции и культуру своих предков, представителей разных народностей - это не только умение чтить прошлое, настоящее, но и умение воспитать культурное, толерантное общество будущего поколения нашей страны.

Обычаи и традиции кабардинцев: верность принципам Адыгэ Хабзэ.

Объект исследования:

Моя семья, мои одноклассники, кабардинский народ.

Предмет исследования:

История и культура кабардинцев.

Методы исследования:

    Сбор информации.

    Работа с Интернет - ресурсами.

    Анализ полученных материалов.

Глава 1.

1.1. История кабардинцев.

Издревле, вплоть до конца XIV века, все адыги (черкесы) (включая кабардинцев, черкесов КЧР и адыгейцев) имеют общую историю.

Кабардинцы - самая многочисленная ветвь адыгов (черкесов). Из всех горских племён кабардинцы завоевали наиболее громкую известность, благодаря своему воинственному духу, храбрости, а также своему главенствующему положению на Северном Кавказе. В русской истории они известны под именем «пятигорские черкесы», которое происходит от названия горы Бештау (по русски - Пятигорье), в окрестностях которой они проживают.

Предки кабардинцев с незапамятных времён жили на восточных берегах Чёрного моря. Но лишь с середины XV века на исторической сцене появляются Кабарда и кабардинцы, названные так по имени предводителя народа, полулегендарного князя Идара (Кабардея). Впоследствии кабардинские князья держали в даннической зависимости соседние горские племена - ингушей, осетин, абазинцев, горских татар.

Все горцы Северного Кавказа, а за ним и русские казаки, заимствовали у кабардинцев форму одежды, вооружение, посадку на коне. Кабарда также была для горцев школой хорошего тона и менер.

В 1722 году, во время Персидского похода Петра I кабардинцы, несмотря на угрозы крымского хана, стояли на стороне России. Их полное объединение произошло после ряда русско - турецких войн. Дружба с Россией способствовала усилению влияния кабардинцев на Северном Кавказе. В 1991 году в составе РСФСР была образована Кабардинская АО, впоследствии - объединённая Кабардино - Балкарская республика.

Я узнала, что в Кабарде самые лучшие пастбища на Кавказе. В реках и речушках водятся карпы, щуки, форель, но рыба Каспийского моря поднимается по Тереку лишь до Наура или Моздока. Этому району не хватает лишь многочисленного населения, чтобы он превратился в одну из прекраснейших провинций России. Реки и ручьи, которые орошают равнины Кабарды, весьма многочисленны. Вот их перечень: Подкумок, Стока, Залука, Малка, Кура, Киш-Малка, Баксан, Чегем, Черек, Нальчик, Урух, Псыдаха, Шуголъя, Дурдур, Псыхуж, или Белая, Ардон, Фиак-дон, Гезельдон, Архон, Мостчайя и Курп.

Также я узнала, что природа щедро одарила наш край: высокие горы, увенчанные снежными вершинами, плодородные равнины, густые леса. В Кабардино - Балкарии находится высочайшая вершина Европы - гора Эльбрус (по - кабардински - Ошхамахо, что значит «Гора счастья») и знаменитые Голубые озёра.

1.2. Как жили и чем занимались кабардинцы.

Молодые кабардинцы благородного сословия с детства занимались своим физическим развитием. Так выработался идеал кабардинца, у которого широкие плечи и узкая талия, шея могучая, как у вола, глаза зоркие, как у сокола, и кисти сильные, как волчья пасть. Любовь к спорту (хотя в адыгском языке и нет адекватного слова) нашла фантастическое отражение в нартских сказаниях. Каждый год нарты (легендарные герои кабардинцев) устраивали богатырские игры со Стальным Колесом. Его спускали с вершины горы, а один из богатырей встречал его у подножия и ударом ноги или ладони загонял обратно на гору. Нарты любили многодневные скачки, борьбу, цель которой состояла в том, чтобы вогнать противника в землю по самую шею. Для кабардинцев нарты были недосягаемым идеалом.

Кабардинский спорт не знал альпинизма, но величайший альпинистский подвиг на Кавказе принадлежит кабардинцу Килару Хаширову. 10 июля 1829 года он без предварительной тренировки первым в мире покорил Эльбрус. Восхождение было организовано командующим Кавказской линии генералом Эмануэлем. К участию в этой экспедиции были привлечены ученые - геофизик, геолог, физик, зоолог, ботаник, а также команда сопровождения, состоявшая из кабардинцев, балкарцев и казаков. Однако большинство участников восхождения были вынуждены спуститься с высоты 4270 метров, не выдержав горной болезни. Некоторые не дошли до вершины всего 210 метров. Восхождение продолжал в одиночку лишь Килар Хаширов.Наблюдавший в подзорную трубу за штурмом Эльбруса генерал Эмануэль увидел, как он взошел на самую макушку восточной вершины.Для увековечения подвига Килара, по заказу Российской Академии Наук на Луганском заводе была отлита мемориальная плита с надписью: «Пусть сей скромный камень передаст потомству имена тех, кои первые проложили путь к достижению поныне почитавшегося не приступным Эльбруса!».

1.3. Промыслы

Кабарда и Черкесия не были районами широкого развития промыслов, как, например, Дагестан.

Большая часть местных промыслов связана с обработкой продукции сельского хозяйства и обслуживала потребности жителей своего селения. Только знаменитые кабардинские бурки и седла находили сбыт за пределами Кабарды и Черкесии, в особенности среди терского и кубанского казачества.

Существовавшие у кабардинцев и черкесов в XIX — начале XX в. промыслы можно разделить на две группы:

1) женские домашние промыслы (женщины работали на свою семью, а в феодальный период и на семью владельца);

2) кустарное и ремесленное производство, обслуживаемое мужским трудом.

Основное сырье для женских домашних промыслов давало скотоводство, причем первое место занимала шерсть, из которой делались бурки, шляпы, войлоки, сукна, веревки и т. п. Наиболее известны своим высоким качеством легкие и прочные местные бурки, столь необходимые в быту наездника-горца. В домашнем хозяйстве женщины занимались также обработкой овчин и кож, из которых изготовлялись одежда и обувь. Наряду с этим издавна имелись ремесленники-кожевники, выделывавшие кожу для обуви и в особенности ремни для конской сбруи.

Женщины занимались также плетением циновок из камыша. В быту кабардинцев и черкесов широко распространены вещи, плетенные из прутьев ивы и орешника. Плелись стены дома и надворных построек, изгороди, часть кузова арбы, ульи-сапетки и всевозможные корзины. Плетением занимались мужчины.

Глава 2. Культурные традиции кабардинцев.

2.1. Одежда.

С давних пор кабардинцы и балкарцы жили в дружбе, совместными усилиями отражая натиск многочисленных врагов. В суровых битвах эти народы сумели сохранить свой язык, обычаи, богатейший фольклор.

Национальная одежда кабардинцев и балкарцев складывалась веками. В традиционной одежде кабардинцев и балкарцев наблюдалось большое сходство. Эта общность сложилась в течение длительного исторического периода. Имел значение также и общий воинский быт.

МУЖСКАЯ ОДЕЖДА

Мужская одежда кабардинцев и балкарцев была в основном однотипна. В значительной степени изготовлялась она из местных материалов: овчины, кожи крупного рогатого скота, шерсть перерабатывалась на войлок, из которого делали шляпы, бурки, домотканое сукно. Шелк, бархат, хлопчатобумажные ткани кабардинцы и балкарцы получали за счет развитых торговых связей.

Мужская одежда кабардинцев и балкарцев не только была хорошо приспособлена к местным условиям, но и отличалась своей красотой, изяществом и своеобразной элегантностью. Она вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчеркивала широкие плечи и тонкую талию, ее стройность и подтянутость, ловкость, силу. И скотовод, и охотник, и воин, и наездник одинаково удобно и свободно чувствовали себя в одежде, точно пригнанной по фигуре и не стесняющей движений.

Одежда кабардинцев и балкарцев являлась и своеобразным украшением. Эти качества национальной одежды обеспечили ей всеобщее признание на Кавказе.

ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА

Одежда кабардинок и балкарок имела много общего с мужской, что свидетельствует о единстве их первоосновы. Имелись, конечно, и существенные различия. Идеалом женской красоты на Кавказе считались тонкая талия и плоская грудь. Для достижения такой фигуры кабардинки и балкарки с 10-12-летнего возраста носили сафьяновые корсеты с деревянными планками, надеваемыми на голое тело и плотно обхватывающими весь бюст девочки. Это обеспечивало тонкость и стройность фигуры девушки. Корсет стягивался шнурками и снимался только в первую брачную ночь.

Поверх корсета надевали нижнюю рубашку, имевшую такой же покрой, как и мужская. Но она была длиннее и спускалась ниже колен. Рукава ее тоже были прямыми и широкими, длинными, иногда закрывающими кисти рук. Женская рубашка также имела прямой разрез и небольшой стоячий воротничок, застегивающийся на пуговицу. Рубашки шили из хлопчатобумажной или шелковой ткани различных, иногда ярких, цветов. На выбор материала нарядной рубашки обращали большое внимание, так как воротник, передний разрез и рукава выглядывали из платья. С этим был связан обычай кабардинских и балкарских женщин украшать эти части рубашки вышивкой и красивыми узкими галунами. Старухи носили рубахи из хлопчатобумажной ткани белого или несколько темноватых расцветок, тогда как молодые женщины шили их из темно-красного, синего, коричневого цветов и др. Рубашки женщин старшего возраста не имели украшений, вышивок.

2.2. Пища.

Адыги к вопросам пищи, ее приема все-гда подходили очень серьезно. Не случайно в связи с этим они выработали специальный этикет - застольный. Этому этикету обучали детей с раннего детства, ибо это был не просто прием пищи, но целая школа, которая требовала сосредоточенности, внимания, владения собой.

Распространенной традиционной пищей кабардинцев были мясные блюда. Их готовили из барани-ны, говядины, птицы и дичи - из свежего, су-шеного, копченого, вареного мяса. Тушу разделывали тщательным образом по ее суставам. Прежде всего ру-били на небольшие куски позвоночник, отделяли ребра, филейную часть, лопатки и задние ляжки. Если не было необходимости варить всю тушу барана или козы, т. е. пища готовилась только для членов семьи, то в первую очередь варили куски позвоночника, часть ребер, лопат-ку, печень, легкие, сердце. Последние четыре части жа-рили отдельно на масле. Голову и ноги осмаливали и тщательно мыли в горячей и холодной воде; внутренно-сти (требуху) тоже очень тщательно мыли и одновремен-но с головой и ножками варили отдельно. Прежде чем варить свежее мясо, необходимо тща-тельно промыть его в холодной воде и опустить в ем-кость с уже горячей, но еще не закипевшей, подсоленной водой и варить, периодически снимая пену. Минут за 30-40 до полной готовности опускают в бульон головку лука или пучок очищенного зеленого лука, другие спе-ции по вкусу. Сварившееся мясо вынимают, а бульон можно использовать отдельно. Кабардинцы вареное и жареное мясо всегда ели с пастой,. Обязатель-ным условием употребления вареного мяса было то, что для нормального пищеварения его запивали либо бульо-ном, либо другим горячим напитком, но ни в коем слу-чае - холодной водой. Как правило, мясо ели в горячем виде и с «шыпс» (подливой с чесноком на разной осно-ве - бульона, кислого молока, сметаны, смеси сметаны и кислого молока).

2.3. Культура.

Культура любого народа вечна. Она останется человечеству, даже если исчезнет с лица земли ее создатель. В системе кавказской цивилизации значительное и достой-ное место занимает культура кабардинского народа. Всему миру известен адыгский этикет (свод не-писаных законов адыгов) - один из замечательных памятников духовной культуры адыгского этноса. Национальная форма одеж-ды адыгов перенята почти всеми народами Кавказа, а также дон-скими, кубанскими и терскими казаками. Исторически так сложилось, что кабардинцы занимались земледелием и скотоводством.

Кабардинцы разводили овец, крупнорогатый скот и лошадей. Кабардинские скакуны всегда славились и в России и за рубежом. Знаменитая порода ка-бардинской лошади является не только олицетворением красоты и выносливости, она пользуется огромной популярностью среди знатоков и любителей конного спорта; многие отдают ей предпоч-тение из-за ее неприхотливости и практичности в хозяйстве. Мо-нументальный нартский эпос является заметной составной частью мировой культуры.

В наши дни по прошествии более 100 лет, произошло настолько тесное слияние и взаимообогащение культур народов Кабардино - Балкарии, что образцы их песенного творчества трудно отделить друг от друга. Они воспринимаются, как единая культура. Поэтому в данной работе о кабардинской и балкарской музыке будет говориться, как о едином целом.

Кабардинцы бережно хранят традиции предков. В их жизни важную роль играет «адыгэ хабзэ» - устоявшийся веками свод норм и правил поведения. Почетание старейшин - одно из главных правил «адыгэ хабзэ». Не случайно в Кабарде с давних пор сохранилась красноречивая поговорка:«Власть старшего равна власти бога». Действительно, старики - самые уважаемые люди среди родственников и селян. Старшим всегда оказывают подчёркнутые знаки внимания, им никогда не возражают. В обществе старейших младшие никогда не заговаривают первыми, не перебивают их и тем более никогда не станут курить при них. С почтением старейшин в Кабарде может равняться только гостя. Гостеприимство у кабардинцев является добродетельно, ведь считается, что гость посланник Бога. Народная мудрость гласит: «Гость адыга в крепости сидит». Святая заповедь кабардинца - в любое время принять гостя, накормить и устроить его лучшим образом. Семья, которая не способна исполнить долг гостеприимства, подвергается осуждению со стороны односельчан.

2.4. История танца лезгинка.

Лезгинка знакома всем. Этот танец танцуют на концертах, городских площадях, на свадьбах и просто на дороге. Кого-то он вдохновляет, кого-то раздражает, но людей, равнодушных лезгинке, просто не существует. У народов Кавказа есть множество общих черт, обуславливаемых их генетическим сродством - начиная от знаменитого «горского темперамента», заканчивая языковой и культурной близостью. Один из самых известных общих символов культуры народов Кавказа - это танец лезгинка, традиционно символически выражающий все многообразие горского мировосприятия.

Лезгинка обладает глубоким символическим значением - древней основой танца является история, повествующая об орле и лебеде. В образе орла танцует мужчина, чередующий темп танца от медленного к стремительному, подобно орлу, то парящему, то пикирующему, и раскидывающий руки, как если бы это были крылья. Женщина напротив двигается плавно, подражая лебединой стати и грации, постепенно ускоряясь, следуя партнеру. Мужчины соревнуются друг с другом, пытаясь показать лучшую сноровку и самые невероятные движения на максимальной скорости.

Лезгинка также может исполняться с оружием, что придает ей дополнительной воинственности. Техники исполнения Лезгинка существуют во множествах вариаций, и каждый народ танцует ее по-своему. Однако можно выделить три типа танца, каждый из которых отличается своим неповторимым исполнением.

Глава 3. Практическая работа.

Изготовление национального блюда.

Чтобы узнать, как готовится гедлибже я попросила бабушку рассказать мне об особенностях приготовления национального блюда.

Гедлибже — одно из самых распространенных блюд адыгской кухни, без которого не обходится ни одно застолье. Гедлибже готовится и на каждый день, и на праздничный стол, и на поминки. Это слегка отваренная, а потом тушеная в сливочном соусе курятина. Курицу для этого блюда опускаем в холодную воду, доводим до кипения, солим и варим на небольшом огне почти до готовности. Потом разделываем на небольшие порционные куски. Чтобы чуть ускорить процесс, берём куриное филе и сразу нарезаем его тонкими ломтиками вдоль волокон, а потом варим. Отварное куриное мясо, разделенное на порции, переносим на сковородку. Там заливаем его смесью сливок и бульона и тушим.

На одну порцию потребуется 200 гр. куриного филе, 120 гр. сливок жирностью 33% и 50 гр. процеженного бульона. 10-15 минут — и блюдо готово. Конечно, и его подаем с непременной пастой.

Заключение.

Подводя итоги работы, хочу отметить, что сохранение многообразия национальных культур является важной задачей современного общества.

Уровень национальных отношений, мера их человечности и уважительности зависят от верного представления о другом народе, его культуре. Личность, включенная в культуру собственного народа, задумывающаяся о ее истоках, не может не относиться с добрым интересом и доверием к иной культуре.

Данная работа помогла мне узнать историю своего народа и рассказать о нём и его традициях своим сверстникам. Я считаю, чем больше мы будем знать о народах, живущих в нашей стране и за рубежом, тем меньше будет межнациональных конфликтов на нашей земле.

Подведём итоги.

Работая над проектом, я узнала историю своего народа, о том, как мой народ боролся за право жить, соблюдая традиции своих предков. Я узнала много о развитии культуры кабардинского народа.

Кавказ - одна из областей мира, где народный костюм отличается исключительным разнообразием, красочностью и украшениями. Я узнала, что по национальному костюму можно изучать историю народа. Также я научилась самостоятельно анализировать, оценивать факты и события истории родного края.

Использованная литература:

    «Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев» А.И.Мусукаев. 2008год.

    «Традиционная культура кабардинцев и балкарцев» Г.Х.Мамбетов. 2008год

    «Нарты» Героический эпос балкарцев и карачаевцев. А.И.Алиева. Москва 1994 год.

4. Интернет ресурсы.