Урок по окружающему миру на тему: " Путешествие по материкам "(2 класс). Путешествие по материкам (2 класс) Изучение нового материала

Тема урока: Путешествие по материкам

Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «материк» и «части света».

Тип урока: урок введения новых знаний.

Задачи:

Образовательные задачи:

Помочь детям усвоить новое понятия «материк» и «части света»;

Научить узнавать и показывать на карте все материки.

Развивающие задачи:

Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению энциклопедической литературы;

Развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, толковым словарем русского языка;

Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи:

Содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;

Способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение);

- прививать уважительное отношение друг к другу, к народам, живущим на Земле;

Формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Ход урока:

I Организационный момент

а) Психологический и эмоциональный настрой

С давних времён из века в век

Узнать стремился человек

Как труден путь, что там вдали?

И снаряжал он корабли,

И опускался до глубин,

И поднимался до вершин.

Материки он открывал,

Как мир прекрасен узнавал.

За знанья жизнь отдать он мог,

Итак! Мы начинаем наш урок.

На уроке нас ждут новые открытия, какими они будут большими или маленькими, интересными или не очень, завис от вас. Но каждого они будут свои.Все в ваших руках. Я желаем всем успехов и удачи .

Мы сегодня отправимся с вами в кругосветное путешествие.

Как понимаете слово «кругосветное»?

Это значит вокруг планеты Земля.

Первым кто совершил такое путешествие был Фернан Магеллан- португальский и испанский мореплаватель. Он командовал экспедицией совершившей 1-ое кругосветное путешествие в 16 веке.

- В путешествии нам необходимо будет ориентироваться. Что лучше взять в путешествие: карту или глобус? Почему?

(Глобус - уменьшенная модель Земли. Глобус больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней. Карта – это изображение поверхности Земли на плоскости. В отличие от карт, на глобусе нет искажений и разрывов, поэтому глобус удобен для получения общего представления о расположении материков и океанов .

В то же время глобус имеет довольно мелкий масштаб и не может показать какую-либо местность подробно .)

Это карта. Слайд

б ) АОЗ

Сравнение слов на доске:

Африка, Антарктида, Австралия, Атлантический, Северный Ледовитый, Южная Америка, Индийский, Гренландия

На какие две группы можно разделить эти слова?

Я хочу разделить слова на две группы: материки и океаны.

Кто скажет, что мы называем материками; океанами. Какой синонимом к слову материк вы можете подобрать?

(континент)

Назовите материки, назовите океаны. Что вы заметили?

А я заметила, что здесь не хватает одного океана-Южного

А разве есть такой океан? Где он находится?

Да есть.

(10 лет назад Международная гидрографическая организация выделила из южных вод Тихого, Атлантического и Индийского океанов –Южный.)

Я считаю, что нет такого материка Гренландия-это слово лишнее. Но надо добавить Северную Америку и Евразию.

(Гренландия - самый крупный материк на Земле, омывается Атлантическим и Северный Ледовитый океаном. Принадлежит Дании)

Молодцы, вы очень внимательны!

в) Объявление темы урока .

Я думаю, вы догадались о теме сегодняшнего урока.

Мне кажется, мы будем путешествовать по материкам и океанам.

Верно. Тема урока: Географическая карта. Путешествие по материкам. Слайд.

III . Подготовительная работа.

а) Проблемный вопрос .

Ребята, а как вы думаете, одинаков ли растительный и животный мир на разных материках?

Нет, разный

Почему у нас не везде жарко?

Это связано с количеством получаемого солнечного тепла и количеством выпадаемых осадков.

(В районе экватора больше солнечного тепла, чем на юге и севере планеты, т.к. лучи там скользят по поверхности Земли и не прогревают её.)

Этот фактор влияет на особенности животного и растительного мира каждого материка. Но об этом этом мы поговорим на следующем уроке и узнаем, какие тепловые пояса есть на Земле. А сегодня мы узнаем об особенностях каждого континента.

IV . Физминутка

V . Работа по теме урока

Корабли по морю плыли,

К чудо-острову спешили.

Ждали там давно гостей,

Лучших первооткрывателей .

а) Работа по карте.

Сколько всего материков?

Давайте продолжим наше путешествие, познакомимся с каждым из них.

Какой материк самый большой? (Евразия) Слайд.

- Действительно Евразия – самый большой материк, чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки

Об этом материке нам расскажут……

1) Евразия – самый большой материк. Он так велик, что его делят на две части света – Европу и Азию. Омывается четырьмя океанами: на юге - Индийским, на севере - Северным Ледовитым, на западе - Атлантическим, на востоке - Тихим.

Именно в Евразии находится наша Родина - Россия.

На территории Европы размещается более 40 стран, народы которых говорят на десятках языках.

Крупнейший остров Европы – Великобритания.

Крупнейшее озеро Европы – Ладожское.

Самая длинная река – Волга.

Азия - самая большая часть света. Она в четыре раза больше Европы. Вместе с ней она образует материк Евразию.

На её территории расположено 54 государства.

Здесь находятся самые высокие горы на Земле - Гималаи и величайшая вершина – (Джомолунгма) Эверест- 8848 м . Озеро Байкал – самое глубокое озеро планеты Земля. Каспийское море - крупнейшее озеро мира. И Китай - крупнейшее по численности населения государство мира.

2) - Какой материк самый маленький?

- Вы в Австралии бывали? Вы Австралию видали? Неужели никогда вы не ездили туда?

Австралия – самый сухой материк Земли. Материк редкостей. Но нам об этом континенте расскажет….

Австралия – самый маленький материк земли. Название Австралия – означает «Южная земля»

На нём размещается только одно государство

Австралия. Австралия - самая жаркая часть

всей суши Южного полушария

Только здесь обитают кенгуру, коалы и другие сумчатые животные. Они носят своих детёнышей в сумках на животе.

3) - А самый жаркий материк? (Африка) Слайд

- Говоря об Африке, мы сразу вспоминаем об африканских слонах, о царе зверей-льве, о самом длинношеем животном- жирафе. А что нам расскажет об этом континенте …………………………….

Африка – это второй по величине материк после Евразии, самый знойный континент Земли. Круглый год там жарко, никогда не бывает морозов, и местные жители никогда не видели снега. Здесь находится одна из самых красивых гор мира – Килиманджаро, вершину которой украшают ледники. Самая крупная река Африки – Нил. И самая большая пустыня Африки и всего мира – Сахара. Египетские пирамиды - представляют собой огромные каменные сооружения, которые использовались в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта.

4) - А самый холодный материк? (Антарктида) Слайд.

Антарктида- край вечных льдов. Самый высокий континент. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Что же нам расскажет…..

Антарктида – это континент, который находится на самом юге Земли. Самый холодный материк. Средняя температура зимних месяцев от -60 до -70 градусов, летних от -30 до -50.

Распространённые обитатели Антарктиды – это пингвины, морские слоны, морские львы, морские леопарды, тюлени.

Суровый климат Антарктиды препятствует её заселению. Материк не принадлежит ни одному государству. Здесь разрешена только научная деятельность и на её территории расположены научные станции, на которых, в зависимости от сезона, живёт от 4000 человек.

5) - Какие ещё остались материки? (Северная и Южная Америка) Слайд

Северная Америка находится на севере Западного полушария Южная Америка на Западном и Южном полушариях. Соединяются Панамским перешейком п которому проходит Панамский канал.

- О них нам расскажут ………

Северная Америка – материк, большую часть которого занимают две страны – Соединённые Штаты Америки (США) и Канада

На материке очень много достопримечательностей – как природных, так и созданных человеком:

Одни из самых удивительных деревьев нашей планеты - секвойи . Эти величественные гиганты тысячелетиями растут ввысь и вширь. Их высота может достигать более 110 метров. Большой Каньон – это разнообразие скал и пещер, выработан рекой Колорадо в толще известняков,

песчаников и сланцев. Его длина составляет 446 км, глубина - до 1600 м.

Гора Рашмор - в ней высечен гигантский

барельеф с портретами четырёх президентов США.

Здесь мы можем увидеть самые высокие в мире дома - небоскрёбы и Диснейленд - парк развлечений в котором был бы воссоздан мир мультфильмов и сказок Уолта Диснея, где интересно всем: и взрослым, и детям.

6) Южная Америка

Это четвёртый по занимаемой площади материк

планеты. Он богат влажными тропическими лесами с яркими птицами, обезьянами и другими удивительными животными. Это самый дождливый материк.Здесь протекает самая самая длинная и полноводная река мира Амазонка. Её длина – 7100 км и самый высокий в мире водопад Анхель, общая высота которого 979 метров.

Спасибо всем ребятам за их выступлени.

VI Первичное закрепление нового материала

а ) Работа в группах.

Практическая работа

а) На доске висит нарисованная карта полушарий, но на ней нет материков. Поэтому предлагаю сделать маленький проект «Составление своей карты». Но прежде давайте повторим правила работы в группе.

Правила работы в группе:

Перед работой нужно договориться, кто и что будет делать;

Не говорить всем сразу;

Не спорить зря, а доказывать, объяснять.

б) ЗАДАНИЕ

Каждая группа получает задание: собрать из пазлов материк, узнать его по очертанию.

Собранные материки помещаются на карту полушарий.

Выполнение работы.

в) - Молодцы, все справились! Ребята, а какое умение отрабатывалось при выполнении этого задания? (Умение работать в парах)

VI I .Итог работы. Рефлексия.

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам ее решить?

Что нового узнали?

Как узнали, что помогло?

Где пригодятся знания?

Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

- Для чего надо знать карту, условные обозначения, материки?

Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые открыли на уроке. Объедините их. Давайте похлопаем друг другу. Теперь вы убедились, что все в ваших руках.

VIII . Домашнее задание.

Выполнить задание в рабочей тетради.

Цель: познакомить с особенностями природы и жизни людей на разных материках, с частями света — Европой и Азией.

Планируемые результаты : учащиеся осознают масштабность нашей планеты, а себя — ее жителями; научатся находить материки на карте мира; работать в группе; готовить сообщения и выступать с ними перед классом.

Оборудование : карта мира, анаграмма слова «материк» на доске, картинки и фотографии, иллюстрирующие рассказы о материках.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Что такое океан?

— Сколько океанов на Земле? (Пять.)

— Перечислите их и покажите на карте. (Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический, Южный.)

— Что такое материк?

— Сколько материков на Земле? (Шесть.)

— Какие материки вы знаете?

— Как по-другому называют материк? (Континент.)

(Можно использовать КИМы (тест 55, с. 78).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске анаграмма.)

К И А Р М Т Е

— Расшифруйте ключевое слово нашего урока. (Материк.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О материках.)

— Прочитайте тему урока на с. 118 учебника. (Путешествие по материкам.)

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— Прочитайте задачи урока в учебнике.

IV. Работа по теме урока

(Класс делится на пять групп. Каждая группа выбирает себе один материк и готовит о нем сообщение, пользуясь текстом учебника: Евразия - с. 118, Северная Америка - с. 120, Южная Америка - с. 121, Африка - с. 122, Австралия - с. 123. Затем заслушивается выступление каждой группы.)

V. Физкультминутка

(Учитель предлагает вспомнить физкультминутки, которые дети уже запомнили или которые им нравятся больше всего.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Сообщения учащихся, беседа

(Учащиеся заканчивают свои выступления. Учитель дополняет их, показывает картинки, фотографии. Выступающим задают вопросы. Дети оценивают ответы одноклассников.)

— О каком материке в учебнике не рассказано? (Об Антарктиде.)

— Что вы о нем знаете? (Ответы детей.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради №2-4 (с. 56-58).

(Самостоятельное выполнение.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 123, в рамке).)

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что вам особенно понравилось на уроке?

— О чем еще захотелось узнать?

— Все ли задачи урока мы выполнили?

Домашнее задание

Рабочая тетрадь: №5 (с. 58).

Дополнительный материал

Антарктида

Антарктида — самая южная область нашей планеты, 99% ее территории покрыто льдом. Толщина льда в среднем 1720 м, наибольшая же — свыше 4300 м. А под ним находится земля, а не океан, как на Севере. Льды покрывают и ближайшие к Антарктиде острова.

Но есть в Антарктиде и небольшие участки суши, свободные ото льда. Они называются оазисами, как в пустынях. Там встречается растительность.

Это самая высокая часть света. В Антарктиде есть свои горы и возвышенности. Лед с них постоянно сползает и очень медленно движется к побережью. Здесь периодически отделяются огромные глыбы — айсберги. Антарктида — своеобразная фабрика по их производству. Антарктиду омывают самые южные части Индийского, Атлантического и Тихого океанов.

В Антарктиде очень суровый климат. В Восточной Антарктиде (на станции «Восток») находится полюс холода Земли (—89,2 °С), средние температуры зимних месяцев — от —60 до —70 °С, летних — от —30 до —50 °С. Несмотря на такие условия, свой животный мир есть и здесь. Животные обитают лишь на побережье, так как пищей для них служат обитатели моря. Самые распространенные обитатели Антарктиды — это пингвины, морские львы, морские слоны и морские леопарды. Здесь обитают самый большой из китов — синий, зубастый кит кашалот, очень странный кит горбач, касатка и дельфины.

А вот люди в Антарктиде не живут. Приезжают только на время многочисленные научные экспедиции.

Что может увидеть путешественник, который приплыл к берегам этого материка? Над белой ледниковой стеной не дымят трубы, нигде не видно волноломов и кранов. Здесь нет портов. Но люди на берегу есть. Это ученые. Они здесь, чтобы изучать покрытый льдом материк. Они еще не основали городов, но уже построили поселки. Один из них — поселок Мирный. Это место работы российских ученых. Есть свои поселки у английских ученых, у аргентинцев и американцев, новозеландцев и французов. В Антарктиде никогда не было войн. Это первый материк на Земле, где звучат только мирные взрывы — ими пробивают во льду дорогу кораблям. Около новозеландского поселка Скотт высится трехметровый крест из красного дерева. Его установили в память о капитане Роберте Скотте и его спутниках, которые погибли, возвращаясь с Южного полюса. На кресте известная всему миру надпись: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Зимой над поселками ревет пурга. Столбик термометра опускается до — 60 °С. Но упорные люди пробиваются к местам, где стоят приборы. Все нужно делать в срок, сдаваться нельзя.

Европа

С севера Европа омывается Северным Ледовитым океаном, с запада — Атлантическим океаном и его морями, главным образом Средиземным и Черным. Сухопутная граница между Европой и Азией проходит как раз по территории России — по гребню Уральских гор. С юга — по Главному Водораздельному хребту Большого Кавказа, по морям: Каспийскому, Азовскому, Черному и Мраморному, по проливам Босфор и Дарданеллы. Кое-где на этой условной границе установлены памятные знаки. Вместе с Азией Европа образует материк Евразия. При этом площадь Европы (около 10 млн кв. км) в четыре раза меньше, чем площадь Азии.

Это самая низкая часть света. Четыре пятых Европы занято равнинами, остальное — горы. Самые высокие горы Европы — Альпы с вершиной Монблан (ее высота около 5 тыс. м). Крупнейшая европейская равнина — Восточно-Европейская, или Русская (на ней расположена Москва). Среди главных рек Европы — Волга (3530 км), Дунай, Днепр, Дон, Печора, Северная Двина, Рейн, Висла, Эльба, Одер, Рона.

Климат в Европе ученые называют умеренным, но умеренность эта разная. На западе и юге редко видят снег, а вот на севере и востоке (в том числе и в России) нормальными считаются снежные и морозные зимы.

В Европе очень высокая плотность населения. Почти во всех странах городское население составляет большинство. В таких странах, как Германия, Австрия, маленькие городки сливаются в один огромный город, и границу между ними провести почти невозможно, но свои названия и почтовый адрес они сохраняют прежние.

В Европе очень развита промышленность. С древности здесь добывали полезные ископаемые, научились плавить железо. Именно на этом континенте началась промышленная революция.

Европа пережила немало войн. Две самые ужасные войны, Первая мировая и Вторая мировая, начались в Европе и нанесли ей большой ущерб. Сейчас большинство европейских стран стараются объединиться. Для этого создан Европейский союз. Во многих странах Европы введены общие деньги — евро.

Австралия

Еще ведутся споры о том, что же такое Австралия: самая маленькая часть света или самый большой остров? И то и другое. Название «Австралия» означает «южная земля».

Ее площадь 7 млн 631,5 тыс. кв. км. Восточные берега Австралии омывает Тихий океан, на севере, западе и юге — Индийский океан. Близ Австралии расположены крупные острова — Новая Гвинея и Тасмания.

Это самая засушливая часть света, а в Южном полушарии — самая жаркая часть суши. Поскольку Австралия лежит целиком к югу от экватора, то январь здесь самый жаркий месяц, а июль — самый холодный. Наибольшее количество осадков выпадает на востоке. На севере, востоке, юго-востоке и юго-западе полупустыни переходят в саванны, которые сменяются лесами из эвкалиптов, пальм, древовидных папоротников вдоль побережий и в горах.

Удивителен животный мир Австралии. Здесь сохранились самые примитивные сумчатые млекопитающие, которые вымерли в остальном мире

миллионы лет назад. Это и знаменитые кенгуру, и симпатичные коалы, и утконосы с ехиднами. Близкие к Австралии острова Новой Зеландии до прихода европейцев были настоящим птичьим царством. Здесь почти не водились млекопитающие. Сейчас редкие животные и птицы взяты под охрану.

Коренное население Австралии до прихода европейцев находилось на очень низком уровне развития, в раннем каменном веке. Они занимались собирательством и охотой. И естественно, никакого сопротивления европейцам они оказать не смогли. В начале XVII в. Австралию открыл Биллем Янсзон. Здесь были найдены золотые россыпи. Сейчас в Австралии живут 18 млн человек.

Азия

Азия в четыре раза больше Европы. Она омывается тремя океанами — Северным Ледовитым, Тихим и Индийским, их окраинными морями, а также внутриматериковыми морями Атлантического океана. Три четверти территории Азии занимают горы и плоскогорья. Здесь находятся самые высокие горы на Земле — Гималаи и величайшая вершина Джомолунгма, или Эверест (ее высота почти 9 тыс. м).

Реки здесь тоже бьют рекорды по длине и полноводности: Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур, Хуанхэ, Инд, Ганг, Брахмапутра. Но самая длинная в Азии река — Янцзы, ее протяженность составляет 5800 км. В Азии немало пустынь: Гоби, Каракумы, Аравийская и др.

Климат Азии разнообразен. На севере он резко континентальный, а на южных островах экваториальный. Вот и природные зоны сменяются с севера на юг — от арктической пустыни, тундры, великой сибирской тайги к джунглям. Разнообразно и население Азии. Здесь представлены почти все расы человечества. Это самый многолюдный материк, но заселен он очень неравномерно. Местами здесь самая высокая плотность в мире, а в пустынях и на севере Сибири людей очень мало.

Именно в Азии зародились древнейшие цивилизации: в Месопотамии, Китае и долине реки Инда. Отсюда берут начало многие научные знания и ремесла. Сейчас во многих странах Азии бурными темпами развивается промышленность. Жители азиатских стран умеют заимствовать хорошее у других народов, но не расстаются и со своей культурой, своими обычаями.

Африка

Выжженная солнцем пустыня, сплошная стена ярко-зеленого тропического леса, громадные приземистые жители саванны — баобабы — все это Африка. Ее площадь 29,2 млн кв. км (с островами еще на 1 млн кв. км больше).

На севере Африки находятся Атласские горы (высота — до 4 тыс. м), на самом юге — невысокие Капские горы. На востоке глубокие впадины и вулканы сменяют друг друга. Именно здесь расположена высочайшая точка Африки — вулкан Килиманджаро. Здесь же находятся и глубокие озера Танганьика, Ньяса.

В Африке повсюду очень жарко. Ведь эту часть света почти пополам делит экватор. По обе стороны от него находятся пояса экваториального климата, тропического и субтропического. Среднемесячные температуры лета около +25...+30 °С. Зимой также тепло (+10...+25 °С), но в горах температуры иногда опускаются ниже 0 °С; в горах Атласа ежегодно выпадает снег. В экваториальном климате находятся густые тропические леса. Затем они переходят в саванны и пустыни. На севере Африки расположена самая большая пустыня в мире — Сахара.

А всего саванны и пустыни занимают четыре пятых территории Африки. В саваннах настоящий рай для многочисленных антилоп, жирафов, зебр, газелей, слонов, носорогов. У них есть всевозможные враги — львы, леопарды, гепарды, гиены. В тропических лесах живут обезьяны, в том числе человекообразные — гиббоны, гориллы, шимпанзе. В реках и болотах Центральной Африки водятся бегемоты и крокодилы.

Африка очень богата полезными ископаемыми мирового значения: алмазами (Южная и Западная Африка), золотом, ураном (Южная Африка), рудами железа, алюминия (Западная Африка) и др. С древности пользовалась спросом и слоновая кость. Африка, по-видимому, родина всего человечества. Именно здесь были найдены самые древние останки предков человека.

Современное население Африки принадлежит в основном к негроидной расе, которая отличается черным цветом кожи. На севере Африки живут арабы, берберы и потомки древних египтян — копты. Здесь на берегах великого Нила была создана одна из древнейших и величайших цивилизаций Земли — Древний Египет.

Северная и Южная Америка

Северная Америка и Южная Америка объединены в одну часть света — Америку. Западную ее часть занимает горная система. В Северной Америке она называется Кордильеры. На востоке и в центре материка расположены обширные равнины и средневысотные горы.

На севере к материку примыкает самый большой в мире остров — Гренландия. Площадь материка 20 млн 360 тыс. кв. км (вместе с островами — 24,25 млн кв. км). С запада материк омывается Тихим океаном с Беринговым морем, с востока — Атлантическим океаном с морями Лабрадор, Карибским, с севера — Северным Ледовитым океаном с морями Бофорта, Баффина, Гренландским и Гудзоновым заливом.

Около одной трети территории занимают леса. Они представлены типичной тайгой в центральных районах Канады, высокоствольными хвойными лесами на тихоокеанском побережье Аляски, Канады и США, смешанными и широколиственными лесами в бассейне Великих озер, вечнозелеными хвойными и смешанными лесами на юго-востоке материка и в южной части Кордильер. Животный мир во многом сходен с Евразией, но включает ряд типично североамериканских видов (мускусный бык, бизон, дикобраз, ондатра, скунс, медведь гризли и др.). Природа бережно охраняется в многочисленных национальных парках.

Заселялась Северная Америка в несколько этапов. Человек пришел сюда примерно 15 тыс. лет назад, когда в Беринговом проливе было несколько островов — сухопутный мост. Коренные жители Америки — индейцы и эскимосы.

В 1492 г. на островах Вест-Индии высадился Христофор Колумб. Так началось заселение континента европейцами. Вместе с собой они привезли чернокожих рабов из Африки. Поэтому сегодня здесь проживают люди всех рас. Крупные государства — Соединенные Штаты Америки, Канада, Мексика.

Панамский перешеек соединяет Северную Америку с Южной. На западе она омывается Тихим океаном, Атлантическим — на востоке, Карибским морем — на севере и Магеллановым проливом на юге. Площадь с островами 18 млн 280 тыс. кв. км. Продолжением Кордильер в западной части континента являются высокие горы Анды (высочайшая вершина — Аконкагуа, 6960 м), восток в основном равнинный. В Южной Америке течет самая полноводная река Земли — Амазонка. Ее берега покрыты непроходимыми тропическими лесами. Это одна из основных «фабрик кислорода» на Земле.

На западном побережье, в Чили, находится пустыня Атакама.

Очень интересен животный мир Южной Америки. Он лишь отдаленно напоминает животный мир Северной Америки и в прошлом был сходен с африканским. Здесь есть обезьяны (в отличие от обезьян Старого Света они широконосы, но все же имели общих предков). Сохранились древние млекопитающие: ленивцы, муравьеды, броненосцы. Здесь живут единственный сумчатый за пределами Австралии — опоссум, крупные млекопитающие — пума, ягуар, нутрия, морские свинки и др. Из птиц распространены нанду. Разнообразен мир пресмыкающихся, рыб и насекомых.

О существовании Южной Америки европейцам стало достоверно известно после плавания Колумба в 1498 г.

Тема урока: «Путешествие по материкам»
Педагогическая цель: создать условия для изучения новой темы: «Путешествие по материкам»
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание; работать с текстом.
Коммуникативные УУД:
Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль; договариваться и приходить к общему решению
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- находить материки на карте мира;
- знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации;
- готовить сообщения и выступать с ними перед классом.
Тип урока- получение новых знаний
Формы работы учащихся - фронтальная, групповая
Необходимое техническое оборудование – мультимедийный проектор, компьютер.
Учебные задачи:
- узнаем об особенностях каждого материка;
- будем учиться находить нужную информацию в учебнике;- использовать её для подготовки сообщения.

Этап урока
Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.
1.Организационный момент.
Ребята, мы будем на уроке думать? (да)
А может будем спать? (нет)
Мы будем рассуждать? (да)
А в облаках летать? (нет)
Друг другу будем помогать? (да)
Тогда, можно садиться
И, урок начинать!

2.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

3.Практическая работа

4.Сообщение темы урока: «Путешествие по материкам».

На прошлом уроке мы путешествовали по планете.

С помощью чего можно путешествовать?
Давайте вспомним, что такое карта?

Мысленно представьте карту.
На какие 2 группы можно разделить увиденное на карте?

Чего больше на карте?
На карте хорошо видно, что на Земле очень много воды.
- А как называются водные пространства?
А как называются огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой?

На дом вам было задано поработать с картой по учебнику, на стр. 114 – 115 и запомнить карту.

Сейчас мы с вами проведём практическую работу.
Я предлагаю вам, составить маленький проект на тему: «Составление карты».
Составлять карту будем на доске. И выполнять такой проект мы будем сегодня впервые.
Вы должны назвать материк, подойти к столу, среди всех материков найти тот, который вы назвали, и прикрепить его на доску.

Давайте вспомним, сколько материков на Земле?

Назовите материки.

Северная Америка Евразия

Южная Америка Африка Австралия

Антарктида

А теперь ребята, давайте вспомним, сколько океанов на Земле?
Назовите океаны.

Самый большой океан. (Тихий)
Он еще и самый глубокий. Занимает половину всей водной поверхности Земли.

Второй по площади океан – Атлантический. В нём находится 25% всей воды планеты.

Самый теплый – Индийский океан, вода в нем 35,5 градусов. Вода в нем теплая, как парное молоко.

Самый маленький океан? (Северный Ледовитый)
Он самый холодный и самый мелкий. Большую часть года он покрыт льдом.

Пятый океан – Южный. Это условное название вод 3-х океанов: Тихого, Атлантического и Индийского.

Все 5 океанов образуют огромную массу воды, которую называют Мировым океаном.

А теперь давайте сравним карту, которую вы составили, с картой по которой вы занимались дома. Похожа карта?
- А теперь ребята, посмотрите на карту, которую мы с вами составили и, скажите, какова же тема нашего сегодняшнего урока?
- А как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего урока?
- Кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Правильно! Мы сегодня с вами будем путешествовать по материкам, узнаем об особенностях каждого материка. Будем учиться находить нужную информацию в учебнике.

Продолжим наше путешествие.
Раньше на Земле был один материк. И назывался он – Пангея (греч. слово. Пан – вся, Гея – земля – вся земля).
Омывался он одним океаном. Много – много миллионов лет назад Пангея раскололся на 2 материка, потом из 2-х материков образовалось 6 материков, которые существуют по настоящее время.

(С помощью карты)

Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.
(Суша и вода)
(воды)

(океаны)
(материками, континентами)

(ученик называет материк, выходит к доске находит этот материк и прикрепляет его на доску)

(5)
(ученик называет океан, выходит к доске находит этот океан и прикрепляет его на доску)
(учитель даёт небольшую справку)

(небольшая справка о материках)

5. Совместное открытие знаний.

6. Работа в группах.
(контурные карты)

7. Защита проекта.

8. Закрепление пройденного материала.
9. Рефлексия.

10.Домашнее задание.
- А теперь давайте, кратко, познакомимся с этими материками. Всё внимание на экран.

Самый большой материк? (Евразия)
Чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки. Раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна.

(Северная и Южная Америка)
Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор.
Южная Америка – самый влажный материк мира. Здесь выпадает больше всего осадков.

Самый жаркий материк. (Африка)

Самый маленький материк. (Австралия)
Австралия- самый сухой материк Земли. Материк редкостей. Здесь обитают удивительные животные и даже птицы Австралии самые яркие.

Самый холодный материк (Антарктида)
Антарктида- край вечных льдов. Самый высокий континент. Очень долгое время считали, что это океан, покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя. (конечно пингвин)

Я дала вам небольшую справку о материках. Всю остальную информацию, вы будите добывать самостоятельно, в учебнике. Для этого вы сейчас поработаете группами.

Задание у всех будет одинаковое. Но материки будут у вас разные. Каждая группа, должна найти в учебнике нужную информацию о достопримечательностях своего материка – как природных, так и созданных человеком.
В конвертах, которые лежат у вас на столе, среди всех достопримечательностей нужно выбрать то, что относится к вашему материку. Затем, эти фотографии нужно наклеить на свой материк. Когда работа будет выполнена, вы должны будите её защитить.

Как защищать работу, вы знаете.

А теперь для закрепления материала поработаем по карточкам.
- Нужно соединить описание материка с его названием.
Проверка. (на экране)

Теперь, давайте дадим оценку нашему путешествию и своим успехам, т.е. оценим свою деятельность на уроке. Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые открыли на уроке. Объедините их. А теперь давайте возьмём друг другу за руки. Вы убедились, что всё в ваших руках.
1.Прочитать учебник на странице: 118 – 123. 2.Подг. сообщ. для рубрики «Это интересно», т.е. допол/ мат.



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Евразия – самый большой материк. Он так велик, что его делят на две части света – Европу и Азию. Именно в Евразии находится наша Родина - Россия. Чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки. Раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна. На территории Европы размещается более 40 стран, народы которых говорят на десятках языках. Большая часть территории нашей страны находится в Азии. Азия - самая большая часть света. Она в четыре раза больше Европы. Вместе с ней она образует материк Евразию. На территории Азии расположено 54 государства. На территории Азии находится Китай – крупнейшее по численности населения государство мира. (больше одного миллиарда), а скоро его догонит и Индия. Северная Америка – материк, большую часть которого занимают две страны – Соединённые Штаты Америки (США) и Канада. Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор. Это четвёртый по размеру материк после Евразии. Этот материк богат влажными тропическими лесами с яркими птицами, обезьянами и другими удивительными животными. Африка – это второй по величине материк после Евразии. Это самый жаркий материк. Австралия – самый маленький материк земли. Это самый сухой материк Земли. Материк редкостей. Здесь обитают удивительные животные. Птицы Австралии самые яркие. Австралия не похожа на другие материки, потому что здесь сохранились животные и растения, которые на других материках вымерли. Поэтому мы его можем назвать материк – заповедник. Антарктида – это континент, который находится на самом юге Земли. Это край вечных льдов. Это самый холодный материк. Зимой температура от-60 до-70 градусов, летом от -30 до-50. Очень долгое время считали, что это океан, покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Cлайд 4

Европа Большая часть Европы равнинная. Самые высо- кие горы-Альпы. Среди главных рек Европы- Волга, Дунай, Днепр, Дон, Рейн, Эльба и пр. Европейская природа разнообразна. Здесь есть арктические пус- тыни, тундры, хвойные и смешанные леса, степи.

Cлайд 5

Азия Это самая большая часть света. Здесь находятся самые высокие горы на Земле - Гималаи и величайшая вершина – Джомолунгма) Эверест. Самые длинные и полноводные реки Азии – Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг. Большая часть территории нашей страны находится в Азии, в том числе и г.Красноярск.

Cлайд 6

Cлайд 7

Северная Америка Этот материк находится в северном полушарии. В западной части его тянутся горы Кордильеры. С них сте- кает самая крупная река материка- Миссисипи. Природа Северной Америки разно- образна. Здесь есть ледники, тундра, густая тайга, степи и пустыни.

Cлайд 8

Животные Северной Америки Аллигатор В реках, озёрах и болотах Северной Америки водятся древнейшие обитатели нашей планеты – аллигаторы. Благодаря обтекаемой форме тела, могучему хвосту и перепонкам на лапах этим свирепым и ненасытным хищникам живётся в водной стихии привольно. У аллигаторов сильные челюсти и острые зубы, отличные зрение и слух. От их рёва, подобного львиному, содрогаются все животные в округе.

Cлайд 9

Южная Америка На этом материке протянулись самые длинны горы-Анды и течёт самая полноводная река мира- Амазонка. На севере Анд находится самое дождливое место в мире, а на юге - одна из наиболее засушливых пустынь мира – Атаками. Южная Америка-родина картофеля, помидор, шоколадного и каучукового деревьев.

Cлайд 10

Животный мир Южной Америки Муравьед Муравьед ест муравьёв и термитов, за что и получил своё название. Он когтями (а они у него длиной с карандаш) пробивает крепкую стенку термитника, просовывает в дыру узкую, как труба, морду и высовывает язык. Язык у муравьеда достигает полуметра. Им он слизывает термитов. За день он съедает до 30 тысяч насекомых. А потом сворачивается калачиком в тени, укрывается пышным хвостом и спит.

Cлайд 11

Африка Африка – самый знойный континент Земли. Круглый год там жарко, никогда не бывает морозов, и местные жители никогда не видели снега. Здесь находится одна из самых красивых гор мира – Килиманджаро, вершину которой укра – шают ледники. Самая крупная река Африки – Нил. Самая большая пустыня Африки и всего мира – Сахара.

Cлайд 12

Обитатели Африки Жираф Жираф – самый высокий зверь. Он ест листья деревьев. Он пасётся как бы на висячем лугу. Сверху ему хорошо видно всех, кто к нему подходит. Если кто-то попытается подобраться к нему незаметно, то может получить копытом в лоб. Обитатели Африки

Cлайд 13

Австралия Самый маленький материк – Австралия. Расположен он в южном полушарии. У природы Австралии много особенностей, отличающих её от других материков. Прежде всего – это животные и растения, которых нет больше нигде на земном шаре. Здесь много сумчатых животных, которые вынашивают своих детёны- шей в сумке на животе.